У книжной полки. Иеромонах Александр (Фаут). Воскресение Христово

27 апреля 2020 г.

Аудио
Скачать .mp3

От Пасхи до Вознесения Господня вспоминаются важнейшие события Нового Завета, связанные с великим чудом Воскресения Христова, свидетельства окончательной победы над смертью, прообраза грядущего воскресения мертвых и дарования человечеству жизни вечной. Дни пасхальной радости становятся той отправной точкой в жизни христианина, когда душа желает обогатиться радостью и сердечной чистотой служения ближним. О днях, что ознаменованы особым стремлением к осмыслению духовных явлений жизни и пробуждают в нас потребность собственного духовного становления, размышляет иеромонах Александр (Фаут) в своей новой книге - «Воскресение Христово».

***

Эта книга вышла в свет в издательстве «Общество памяти игумений Таисии» в серии «На досуге у православного календаря». Эта серия книг рассчитана на тех, кто интересуется историей или находится в поисках своего места в жизни. Она поможет направить мысли читателя на то, что занимает православных верующих на богослужении и при подготовке к нему на всякий день календарного года. Это не пересказ праздников, с которыми мы встречаемся в тот или иной день, а скорее зарисовки из жизни святых, память которых празднуется в эти дни, и сопоставление евангельских событий с современностью.

В предисловии книги автор пишет: «Великое чудо Воскресения Христова, Пасха, явилось важнейшим событием земной жизни Христа Спасителя, свидетельством окончательной победы над смертью, прообразом грядущего воскресения мертвых и дарования человечеству жизни вечной. Празднование Светлого Христова Воскресения особо совершается на Светлой неделе, но и распространяется на все дни до Вознесения Господня. В первые пасхальные дни в богослужебных песнопениях прославляется Бог, пославший Сына на страдания и крестную смерть. И вот только проходит суббота покоя, как Сына Божия не может удержать земная утроба в своих объятиях, и Его Воскресение ужасает сначала воинов, находящихся у гроба, потом удивляет и исполняет радостью учеников Христовых, и они, делясь этим невероятным для них событием, все еще не могут до конца уверовать. Но вскоре вера в воскресшего Учителя будет проповедуема ими вначале в Иерусалиме, а затем и во всех концах вселенной.

Событие Воскресения Христа как центральное во всей истории спасения человеков имеет долгий период, и подобно предшествовавшему ему Великому посту, переживается верующими несколько недель. Уже прошла с момента Воскресения Христа Неделя апостола Фомы, ставившего под сомнение истинность этого события. В Евангелии не сообщается о занятиях апостола прежде, но по отношению ко Христу он был одним из Его ревностнейших учеников. Что породило в нем неверие, неизвестно. Но Человеколюбец Господь, зная об этом состоянии Фомы, уверил сомневающегося ученика, как и остальных, в Своем Воскресении, с напутствием о том, что блаженны те, кто не видел Его Воскресения, но уверовал.

Как отмечает автор, в подобном устроении Фомы находятся многие тысячи приходящих к Богу, которые при первом личном знакомстве с началами веры также испытывают сомнения. Допуская вероятность истинности Православия, они не могут подняться до восприятия сути Евангелия, до исповедания Христа Спасителем и Богом. Что же произошло после Воскресения Христа? Он являлся ученикам в разных местах и в разное время, как прежде и предупреждал их об этом, но истина Воскресения настолько была невероятной, что даже близким друзьям, которые столько лет бок о бок служили Христу, даже у них не было сил поверить, потому что истина Воскресения после суда в трех инстанциях, надругания и распятия не могла вместиться в их человеческое сознание.

В следующую неделю, третью по Пасхе, Церковь прославляет преданность жен-мироносиц, названных так по причине верности в служении Учителю за благодеяния, исцеление и преподанное Им учение о жизни будущего века. Они первые пришли ко гробу, чтобы ароматами и миром помазать Его, как они считали, мертвое Тело, положенное во гробе, и первые стали свидетелями Его Воскресения. Исполняя волю Ангела, сообщившего им сию радостную весть, жены-мироносицы поспешили к ученикам и Петру, еще пребывавшим в страхе и ошеломлении. В Неделю жен-мироносиц почитаются также Иосиф и Никодим за то, что, оставив страх перед распинателями, взяли Тело Учителя со Креста и, умастив ароматами, положили во гроб, привалив камнем.

А следующая, 4-я неделя по Пасхе, повествует об исцелении расслабленного, долгие тридцать восемь лет лежавшего у Овчей купели ради того, чтобы исцелиться в воде, которую раз год Ангел приводил в движение. И всегда находились другие больные, которые предваряли его и получали исцеление, но он не терял надежды, что все-таки придет время и ему будет дарована радость обрести здоровье. Неделя о расслабленном – это время, когда мы вспоминаем о силе Божией, дарующей здоровье душевное и телесное тем, кто не оставляет веры в исцеление и ради этого обретает веру в Бога, во Христа, оставляя грехи и нерадение. И, начиная подвиг духовного возрождения, мы впоследствии можем быть призванными на проповедь о даровавшем исцеление Спасителе.

В Неделю о самаряныне мы вспоминаем беседу Иисуса Христа с самарянкой Фотинией, во время которой Он ей первой объявляет Себя Мессией, называя Свое учение источником воды, текущим в жизнь вечную. Как и самаряныня, мы также должны быть готовы с открытым сердцем услышать Слово Божие. В Неделю о слепом мы становимся свидетелями чуда, совершенного Иисусом Христом, даровавшим слепому зрение, как телесное, так и духовное, который уверовал во Христа Сына Божия в отличие от фарисеев, телесно зрячих, но духовно ослепших. В Вознесение Господне совершается восшествие Иисуса Христа во плоти на небо после Его пребывания на земле, а для всех нас открывается возможность обретения вечной жизни при незримом и продолжающемся вовеки пребывании Иисуса Христа с человечеством.

Неделя святых отцов Первого Вселенского Собора отмечается Церковью Христовой с древности в память о борьбе за чистоту веры против лжеучений. Наконец, Троица, или Пятидесятница, празднуется в честь сошествия Святого Духа на апостолов в виде огненных языков, в пятидесятый день по Воскресении Христовом. Этим в полной мере раскрывается великое дело Святой Троицы о спасении человечества, и потому праздник Святой Троицы почитается днем рождения Церкви. Обо всех этих днях Пасхального периода рассказывает автор книги.

***

Пасхальные дни, одни из самых радостных в течение всего года, с течением времени наполняют душу новым содержанием, новым пониманием обязанностей перед Церковью, перед ближними, детьми и взрослыми, и, самое главное, наполняют душу решимостью, ревностью по богоугождению, стремлением изменить уклад жизни. Хотя за год эти чувства и намерения могут угасать, теряться в круговороте житейских требований или даже глубоко сокрыться в глубинах души и сердца, приход пасхальной радости Воскресения Христа вновь призывает нас исполниться дерзновения быть призванными в церковную ограду для славословия великого подвига Сына Божия! К этому призывает нас и книга иеромонаха Александра (Фаута) - «Воскресение Христово».

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать