У книжной полки. Греховные страсти и борьба с ними. По книге преподобного Иоанна Лествичника «Лествица»

21 октября 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3

Сегодня в нашей программе мы хотим вас познакомить с небольшой, но очень важной книгой. Называется она «Греховные страсти и борьба с ними». Название сборника говорит само за себя. Составлен он по книге «Лествица» прп Иоанна Лествичника, игумена горы Синайской. А интересен особенно тем, что в нем рассмотрены корни страстей, т.е. как они родятся в душе человека, как взаимодействуют одна с другой, как питают друг друга. Хитросплетения страстей настолько сложны, что не так-то просто разобраться в этом самому, не имея духовного опыта. Нужна помощь более опытных. Как известно прп Иоанн составил свою Лествицу по просьбе братии, будучи уже умудрен в борьбе со страстями. Поэтому его поучения имеют для нас огромную ценность.

*** 

Наверное, большинство православных христиан пытались читать «Лествицу» прп. Иоанна, но по признанию некоторых - они мало что в ней поняли, и еще меньше, что могут применить на практике. В данную же брошюру вошли выдержки, которые будут наиболее понятны нам, мирянам. И по объёму она значительно меньше, чем сама Лествица, и думается, что для усвоения будет гораздо легче. Это не значит, что не нужно пытаться прочесть и понять сам оригинал, но это значит, что если мы не имеем возможности сразу осилить его, то надо попробовать начать с этого небольшого труда. Тем более что здесь представлен обзор всех страстей.

Книга разбита на главы, в каждой из них рассмотрена отдельная страсть, начиная с гордости, затем тщеславие, уныние и леность, печаль, гнев и ярость, сребролюбие, блудная брань. А о чревоугодии сказано особо: О любезном для всех и лукавом владыке чреве. Да…, кто из нас может сказать про себя, что это не так? К нашему общему сожалению - это горькая правда… Про некоторых из нас можно сказать: мы не едим, что бы жить, а живём что бы есть - сколько внимания и времени у нас уходит на одно только приготовление пищи… Подробнее об этом читайте книге, в каждой главе которой мы находим характеристику страсти и ее особые проявления, что дает возможность понять, имеется ли в нас рассматриваемая страсть и насколько она в нас развита. Очень важно и то, что здесь говорится, как бороться с каждой страстью: ведь, что толку знать, что я болен и не знать, как излечиться.

Первой здесь идет гордость, называемая корнем всех страстей. Вот как пишет о ней прп Иоанн: «Гордость есть отвержение Бога, бесовское изобретение, презрение человеков, матерь осуждения, исчадие похвал, отгнание помощи Божией, виновница падений, источник гнева, дверь лицемерия, грехов хранилище, причина немилосердия, неведение сострадания, жестокий истязатель, бесчеловечный судья, противница Богу…». Из этого определения сразу видно как именно и в чем проявляется в человеке гордость, и в нас в том числе.  «От гордости происходит забвение согрешений; а память об них есть ходатай смиренномудрия…, - пишет преподобный, - Отвергающий обличение обнаруживает страсть, а кто принимает оное, тот разрешился от уз ее».

Здесь как мы видим сразу же подаются и средства для врачевания данного недуга, а именно: память о своих грехах, смиренномудрие, принятие обличений. Также  «Когда чрево утесняется, тогда смиряется и сердце; если же оно упокоено пищею, то сердце возносится помыслами». Т.е. чтобы иметь успех в брани, нужно ограничивать себя умеренным употребление пищи и конечно постом. Причиной всякого грехопадения прп. Иоанн называет гордость: «Где совершилось грехопадение, там прежде водворялась гордость; ибо провозвестник первого есть второе», - пишет он. К одному из признаков гордости святой наставник относит несговорчивость и настаивание на своем мнении: «Кто в беседе упорно желает настоять на своем мнении, - говорит он, - хотя бы оно было и справедливо, тот да знает, что он одержим диавольским недугом…». 

Огромную пользу может принести понимание того, что страсти имеют глубокую взаимосвязь, питая одна другую. Приведем несколько примеров: «Потом спросил я, как тщеславие бывает материю гордости? Он отвечал мне; “Похвалы возвышают и надмевают душу; когда же душа вознесется, тогда объемлет ее гордость, которая возводит до небес и низводит до бездны”». О гордости с тщеславием, как бы от их лица, здесь сказано так: «мы не имеем ни начала, ни рождения, ибо мы сами начальницы и родительницы всех страстей».

Любопытно, что гордость и тщеславие могут рождаться даже после исполнения добрых дел: «Мы весьма часто следуем за терпением поруганий, за исправлением послушания и безгневия, непамятозлобия и служения ближним».  Кто бы мог подумать, что даже добрые дела могут совершаться на основании страстей или усиливать их, но на деле оказывается именно так. К примеру, мы сделали доброе дело и в сердце может появится своего рода услаждение или довольство собой, а затем и мысль: вот мол я какой молодец и как я хорош, сделал то-то и то-то, так-то и так-то, а другой не сделал, а я... И начинается превозношение и осуждение. А это уже исчадия гордости. «Видал я людей, устами благодаривших Бога и возносившихся в мыслях своих, - пишет прп Иоанн»

И так о каждой страсти мы узнаем здесь многое, что пригодится нам для ее искоренения. В конце же книги мы найдем главы «Крайние пределы греховных страстей и противоположных им добродетелей» и «О союзе троицы добродетелей, то есть о вере, надежде и любви», чтобы нам не только обнаружить в себе страсти, но и видеть к чему мы должны стремиться. Ведь в добродетелях есть пободие Христу. А страсти есть подобие сатане. Поэтому нам и нужно искоренять в себе страсти и стяжать добродетели. И это труд всей нашей жизни. И ничто так не важно, как стяжание подобия Христу. Потому что по словам Симеона Нового Богослова: «в будущей жизни христианин… будет тщательно испытуем, имеет ли он какое-либо подобие Христу, как сын отцу…» и еще «христианину надлежит иметь подобие Отцу своему, то есть Христу, открывающееся обычно в плодах Духа Святого, и не иметь подобия лукавому диаволу посредством греховных страстей».

***

По словам святителя Игнатия (Брянчанинова): «Страсти живут тайно в людях, проводящих рассеянную, невнимательную жизнь; по большей части они удовлетворяются ими, по большей части не примечаются ими, по большей части оправдываются, – часто признаются за чистейшие, возвышеннейшие добродетели». Поэтому чтобы распознать в себе страсти нужен опытный подсказчик и наставник, которого Вы можете обрести в лице прп. Иоанна Лествичника.

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать