У книжной полки. Архимандрит Лазарь (Абашидзе). Грех Адамов

31 июля 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3

Сегодня в нашей программе мы хотим познакомить Вас с книгой архимандрита Лазаря (Абашидзе), почившего о Господе в августе прошлого года. Православным читателям отец Лазарь знаком по широко известной книге «Грех и покаяние последних времен», где он глубоко рассматривает таинство Исповеди и подготовку к нему. Многим читателям эта книга принесла огромную пользу в понимании себя и своих недугов души. Тема сегодняшней книги не менее актуальна – она помогает разобраться в вопросе о первородном грехе или грехе прародителей, который касается непосредственно каждого из нас.  Книга так и названа «Грех Адамов».

***

К рассмотрению этой темы отец Лазарь обращается не случайно, ведь без точного понимания основ Православной веры дальнейшее усвоение знаний может стать затруднительным и даже породить различные заблуждения. В своей работе автор, опираясь на творения святых отцов Церкви, последовательно и обоснованно излагает тему грехопадения, развенчивая старые и новые мифы о ней. Об этом отец Лазарь пишет: «Тот, кто преткнулся в понятиях о первородном грехе, тот непременно будет хромать на всех путях познаний христианских. И чем выше он будет восходить на высоту церковного учения, тем более и более будет выявляться и усиливаться его хромота». Без понимания «учения о первородном грехе… мы не сумеем продвинуться вперёд, не сможем сложить и высказать ни одного внятного и вразумительного христианского слова или православной мысли».

Вот насколько важно правильное усвоение этого вопроса. В своей книге отец Лазарь с разных сторон рассматривает учение Православной Церкви о первородном грехе, чтобы у читателя не оставалось никаких недоумений. И в первую очередь автор говорит о том, как Адам совершил беззаконие и каким образом грех Адама вменяется всем людям с самого их зачатия.  Ответы на эти вопросы очень важны, они открывают нам понимание самих себя и природы нашей греховности. Они объясняют, откуда в нас страсти и как засеяны в нас семена всех страстей, откуда и как в нас появилось зло. Или перефразирая слова апостола Павла: Почему чего хочу доброго не делаю, а чего не хочу  ¾ злое ¾  совершаю постоянно.

Что же произошло после преступления Адамом заповеди Божией? Случилось то, что и обещал Адаму Бог: «Смертью умрешь». И сразу по совершении греха вошла в Адама смерть, и душою он умер сразу, а тело его умирало постепенно. При внимательном чтении этого места Библии мы увидим, в чем выражалась эта смерть души Адама: в первую очередь в помрачении ума, когда он допустил мысль, что может укрыться от Всевидящего Творца и Бога в зарослях кустарника. А попытка оправдать свой поступок вместо того, чтоб принести Богу покаяние, еще ярче показывает изменившееся состояние ума Адама.

Святитель Феофан Затворник так описывает падение прародителей: «Позавидовал им падший прежде того по гордости дух и сбил их с пути, наустив их преступить данную им небольшую заповедь… будто со вкушением от запрещённого плода они вкусят такого блага, которого без того и вообразить не могут, — «станут как боги». Они поверили и вкусили. Дело вкушения, может быть и не велико, но худо, что поверили, не зная кому. Может быть, и это не так бы было важно, если б не те страшно преступные мысли и чувства к Богу, какие, как яд, влил в них злой дух». Вследствие чего пишет Симеон Новый Богослов, ¾  «Лишился он (Адам) всех духовных и небесных благ, а вместо их получил пристрастие к земным и видимым тварям,  ¾ и стал глух, слеп, наг, …к тому же ещё смертен, тленен и несмыслен, подобно неразумным животным».

В своей книге отец Лазарь рассматривает также свидетельства Святого Писания и учение отцов Церкви о том, каким образом мы наследуем вину Адама и какова эта вина? Вот что мы читаем у Симеона Нового Богослова: «И как Адам <...> по преступлении заповеди сделался тленным, смертным, слепым, обнаженным, так и <...> все, рождённые от него, сделались всем тем, чем стал он… — то есть тленными, смертными, глухими, слепыми, обнажёнными, бесчувственными, ничем почти не разнящимися от неразумных животных или, лучше сказать, ставшими хуже их».

В Православном исповедании Восточной Церкви митрополита Петра (Могилы) написано: «Первородный грех есть преступление закона Божия, данного в раю прародителю Адаму… Сей прародительский грех перешёл от Адама во всё человеческое естество, поскольку все мы тогда находились в Адаме, и таким образом через одного Адама грех распространился на всех нас». Итак, по учению святых отцов… грех прародителей в раю вовсе не так мал, как может показаться при поверхностном взгляде!  ¾ заключает отец Лазарь. ¾  Мало того: он принёс тяжкие последствия не для одного Адама, но и для всех, кто родился от него впоследствии.

Важный момент, который рассмотрен в книге  ¾ это учение Церкви об искуплении. Да, мы все согрешили в Адаме. Но и все оправданы во Христе. Знание и понимание этого положения очень важно для нашей христианской надежды. Господь прощает нам наши грехи в ответ на наше искреннее покаяние. Покаяние не просто как признание своей греховности, но и решимость понести за нее определенное наказание. И стоит только задуматься над тем, что за наши грехи Сам безгрешный Сын Божий понес тягчайший Крест страданий и унижений, как нам станет вполне понятно, почему мы должны нести ответственность за свои многочисленные прегрешения. В этой связи утешительны для нас слова свт. Иоанн Златоуста: «Христос, пришедши, обещал нам ныне блага большия тех, которых лишили нас согрешившие вначале… Исправься, поревнуй о добродетели, и Я отворю тебе не рай, а самое небо, и не дам потерпеть тебе никакого зла от преступления первозданного».

Суть христианской надежды очень ярко выражена в словах святителя Серафима (Соболева):  «Как только Господь произнёс Свой правосудный приговор о наказании всех людей смертью за грех Адама, то тут же после падения наших прародителей растворил его Своею Божественною любовью, давши им обетование о Пришествии на землю Спасителя мира, Который должен был Своею крестною смертью отменить действие Божественного наказания, уничтожить эту смерть и опять даровать нам утраченное блаженство». В своей книге архимандрит Лазарь также отвечает на такие важные вопросы: Каковы же последствия первородного греха? Как совершилось искупление первородного греха и каким образом стало возможно примирение человека с Богом? Каким образом стало возможно примирение человека с Богом и освобождение из-под клятвы?  Почему благой Промысл Божий попускает уходить из жизни прежде принятия святого Крещения младенцам?

***

Итак, в книге архимандрита Лазаря «Грех Адамов» читатель найдет ответы на многие недоуменные вопросы относительно первородного греха. Она поможет разобраться в причинах нашей всеобщей греховности, ответит на вопрос для чего надо крестить младенцев, даст уяснить, почему для избавления нас от греха, клятвы и смерти понадобилась Искупительная Жертва Господа Иисуса Христа. И так как автор книги убеждает нас, что без правильного понимания этих основопологающих догматов спасение для нас может быть закрыто, то думается, что нам нужно очень внимательно изучить этот труд.

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать