У книжной полки. Евангельские события, вспоминаемые в дни Страстной Седмицы

17 апреля 2020 г.

Аудио
Скачать .mp3

«Состояние человечества пред явлением Спасителя в мир было таково, что, по мнению лучших людей того времени, нужно было совершиться чуду, чтобы человек был когда-нибудь в состоянии жить новою, лучшею жизнью. Он так далеко уклонился от своего первообраза Адама, так пренебрегал исполнением заповедей Божиих, что ему уже не было возможности надеяться на примирение с Богом. Но Господь милосерд. Он обратил милосердный взор на Свое глубоко падшее создание, и в предвечном Своем совете положил избавить человека от греха, проклятия и смерти, послав в мир Бога-Сына, Иисуса Христа». Христа, Которого потом распяли… О последних днях земной жизни Спасителя рассказывает книга, вышедшая в свет в Издательстве Синтагма под названием – «Евангельские события, вспоминаемые в дни Страстной Седмицы».

***

Как отмечают издатели, основными источниками для составления этой книги послужили несколько дореволюционных изданий, и в частности труд святителя Иннокентия Херсонского «Последние дни земной жизни Господа нашего Иисуса Христа». Опираясь на Священное Писание, авторы используемых для данного издания книг, раскрывают нам последние дни земной жизни Спасителя и помогают понять, что читается в тот или иной день за богослужением, или какой смысл вкладывает Святая Церковь в каждый день Страстной Седмицы. Благоговейно читая Евангелие, присутствуя на церковных службах в эти дни, верующий человек, невольно переносится в уме на место событий, принимает участие в происходящем, идет за Спасителем и страждет с Ним.

Автор-составитель начинает свой рассказ с описания того времени, когда еще Спаситель не пришел в мир, а человечество, отвернувшееся от Господа, от исполнений Заповедей Божиих, погряз в грехах. Иудейский народ, ожидая Мессию, не видел в нем воплотившегося Бога, но Царя, который спасет их от римского порабощения. Когда пришел Потомок древних царей, добродетельный, повелевающий стихиями, исцеляющий болезни, изгоняющий нечистых духов, одним словом — Такой, Каким описывали Его пророчества, иудейский народ отверг Его. Конечно, по большей части это были предводители иудейского народа, которым не нравилось, что простой народ увлекся учением Христа и повсюду ходил за Ним. И под маской любви к родине и народу, синедрионом было решено убить Иисуса.

Как говорится в издании, «в начале четвертого года служения Иисусова ненависть врагов Его уже совершенно созрела: ученики Иисусовы страшились и одной мысли идти в Иудею (Ин. 11; 9, 10) и в самом народе опасались даже говорить о Нем, чтобы не подвергнуться преследованию от фарисеев (Ин. 12; 10). Два события ускорили наступление великих дней страданий Христовых и Его смерти - это воскрешение Лазаря и торжественный вход Спасителя в Иерусалим». Эти события православные христиане вспоминали совсем недавно, так что мы не будем сейчас останавливаться на тех страницах книги, которые содержат рассказ о них. А перейдем к непосредственно событиям Страстной седмицы.

Здесь мы видим, как в последний раз Иисус Христос приходит в храм и беседует с народом, как книжники и фарисеи искушают Его, как раздраженные члены синедриона совещаются между собою, как бы хитростью взять Иисуса и убить Его. «Они, как говорится в книге, - боялись пришедшего на праздник народа, на которого не имели твердого, решительного влияния, и потому, сколько возможно, желали избежать всякого шума». Конечно, они ожидали, что «народ встанет на сторону Того, Кто исцелял слепых, глухих, прокаженных, вообще Кто везде благодетельствовал. Но опасения синедриона были преувеличены, он слишком мало знал свое пагубное влияние на народ. Легкомысленный и непостоянный Израиль показал свое ослепление и свою неблагодарность к Тому, Которого он несколько дней назад приветствовал торжественным «Осанна».

Таким образом, ожесточенная ненависть и неожиданно благоприятный случай побудили членов синедриона предать Иисуса на смерть в самый праздник Пасхи. Причиною неожиданной перемены в их мыслях был один человек, который, явясь к первосвященникам, объявил, что он, издавна принадлежа к числу учеников и постоянных спутников Иисуса и зная поэтому все тайные места Его пребывания, легко может содействовать давнему желанию их. — захватить Его в свои руки тайно от народа, и готов употребить для того все свои средства и силы, если только верховное правительство заблагорассудит обратить внимание на его предложение. Это был Иуда Искариотский.

Далее, как мы знаем, Господь в последний раз встретил Пасху со Своими учениками и установил Таинство Святой Евхаристии. А затем последовало предательство Иуды, бегство учеников, отречение любимого, искреннейшего Петра, издевательство слуг первосвященника, бессмысленные вопли неблагодарной черни, насмешки Ирода, глумление от воинов, сопоставление с разбойником, крестоношение по улицам многолюдной столицы. Наконец, наступило утро дня, единственного в истории рода человеческого, когда было совершено величайшее злодеяние.

Христос умер: сердце, бившееся любовью и милосердием, замерло, лицо, полное прощения и милости, поблекло. Когда это совершилось, вокруг Креста Господня, вместо злословия и клеветы воцарились безмолвие и тишина. Народ, прибывавший тут и видевший всё, с ужасом осознал, что он сделал. В душе его возникло предчувствие страшного Суда Божия, который совершится над ним. Мнение, что Иисус Христос и есть истинный Мессия, что Он – Сын Божий – снова стало пробуждаться в народе. Поэтому полные раскаяния и страшась Суда Господня, иерусалимляне возвращались в свои дома. А между тем самый горестный день во всемирной истории приближался к концу. Наступала пасхальная суббота…

Всё это и многое другое необходимо знать и помнить нам, христианам, чтобы понять, насколько велики были страдания Христовы, понесенные Им за наши грехи. Именно такое размышление о Крестных страданиях, и конечно, присутствие на богослужениях Страстной седмицы, удивительным образом приближает нас к нашему Спасителю, тесно и навсегда союзом любви связывает с крестом Его, и вводит в участие того, что происходило около 2000 лет назад на Голгофе.

***

Эта книга, посвященная дням Страстной Седмицы, по-своему призывает каждого христианина следовать словам св. апостола Павла, который говорит: «Не о себе только каждый заботься, но каждый и о других. Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе: Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной». Апостол Павел считал очень важным для себя знание Христа распятого, а потому и нам необходимо изучать повествования о крестных страданиях Господа, о Его великой крестной жертве, которой искуплены мы от вечной смерти.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать