Аудио |
|
Скачать .mp3 |
3 декабря 1904 года по Гусёвскому Ахтырскому женскому монастырю с быстротой молнии пронеслась тяжелая весть. Отошла ко Господу глубоко любимая и почитаемая за праведную и святую жизнь главная строительница, благотворительница монастыря и любящая мать всех его обитательниц инокиня Елизавета Николаевна Годейн. Духовно руководимая преподобным Амвросием Оптинским, она положила все свои силы, жизнь и состояние на устроение этой обители, в которой и провела последние годы своего жизненного пути. О жизни Елизаветы Николаевны, о Гусёвском Ахтырском монастыре, о духовном окормлении подвижницы у старца Амвросия рассказывают три небольшие книги, которые сегодня мы предлагаем вашему вниманию.
***
Первая из представленных книг называется – «Елизавета Николаевна Годейн: Инокиня Гусевского Ахтырского женского монастыря Камышинского уезда, Саратовской губернии». Она посвящена жизнеописанию подвижницы XIX века, стоявшей у истоков создания Ахтырского Гусёвского монастыря. Книга переиздается впервые с издания 1912 года. Как отмечает автор-составитель, священник Михаил Соловьев, «жизнь этой истинной христианки и подвижницы нашего русского православного монастыря невольно поражает и умиляет всякого христианина, не забывшего заветов своего Спасителя. Ярок и чист нравственный образ Елизаветы Николаевны. Это была самоотверженная, идейная труженица, светоч горящий и освещающий скорбную мятущуюся жизнь человека-христианина».
Как пишет автор, «уже с самого раннего детства у нее замечалась любовь ко всему духовному: церковной службе, чтению божественных и святоотеческих книг и особенная расположенность к делам милосердия. Любовь к религиозному чтению развилась приблизительно к семнадцати годам. В это время, по словам Елизаветы Николаевны, ей особенно нравилось чтение псалмов, в которых она находила высокое духовное наслаждение и утешение. Псалмы: «Не ревнуй лукавнующим» и «Вскую прискорбна еси, душе моя» — особенно нравились ей и вместе с некоторыми другими псалмами тогда же были выучены ею на память. Театры, балы, маскарады, общественные собрания и другие развлечения нисколько не увлекали ее: они были совершенно ей не по душе. Ее влекло к уединению и религиозному размышлению.
Уже с детских лет чужое горе и нужда трогали детское, чистое сердце Елизаветы Николаевны, и она старалась, чем могла утешить несчастных и облегчить их горькую долю. С этой целью девочка раздавала им подарки и деньги. Родители не препятствовали ей в добром деле. Когда Елизавета Николаевна пришла в возраст, любимым ее занятием, доставлявшим ей много духовного удовлетворения, было занятие шитьем. Приготовленные вещи она раздавала беднякам и особенно бедным и больным детям. К большим праздникам и особенно к праздникам Рождества Христова и Святой Пасхи вещи для нуждающихся приготовлялись в большом количестве. Так развивалась и крепла у нее любовь к бедным, страждущим и скорбящим.
По смерти родителей Елизавета Николаевна сделалась совершенно самостоятельна. Круг облагодетельствованных ею лиц все увеличивался, увеличивался и размер самой помощи. Приходило много лиц с просьбою о помощи, и все получали просимое. Томимая духовною неудовлетворенностью в светской только внешне блестящей среде Елизавета Николаевна в молитве находила утешение, в духовных книгах искала разрешения волнующих ее вопросов о высшей, праведной и далекой от мирской суеты духовной жизни. Тогда она узнала о высокой и святой жизни, о духовных подвигах весьма известного старца — подвижника Оптиной пустыни иеромонаха Амвросия. Слышала, что старец охотно помогал своим духовным опытом всякому, кто прибегал к нему и искренне искал высшей совершенной жизни, духовных подвигов и вечного спасения. Слышала о его умелом духовном водительстве на этом многотрудном пути.
Ища всей душой этой лучшей идеальной жизни, она из Москвы отправилась в Оптину пустынь. Дивная личность старца-праведника сразу же приковала к себе чистую, ищущую Бога душу. Не раздумывая, Елизавета Николаевна отдалась его духовному водительству. Возвратясь обратно в Москву, она письменно обращалась к нему за духовными советами, по временам и лично посещая старца. Под влиянием отца Амвросия у Елизаветы Николаевны еще более возрос интерес к духовной жизни и еще более воспламенилась любовь к Богу и жизни по Бозе. В это время, как видно из ее записей 1873 года, она уже горячо молилась: «Ими же веси судьбами, Господи, оторви меня от мира».
К старцу Амвросию обращались разные лица не только со своими духовными нуждами, но и с нуждами чисто материальными. Лица материально обеспеченные, стремясь к благотворительности и желая употребить свои средства возможно целесообразнее, просили его указывать им лиц, истинно нуждающихся в помощи; другие же лица, нуждающиеся, искали этой помощи у старца. С сильным желанием благотворить обратилась к отцу Амвросию и Елизавета Николаевна, прося его указать ей нуждающихся лиц. Старец обещал. Затем письмом своим от 11 февраля 1876 года он известил Елизавету Николаевну о крайне стеснительных денежных обстоятельствах лиц, занятых устроением только что нарождающейся Гусёвской женской общины.
Так, по благословению отца Амвросия Елизавета Николаевна с великой радостью взялась материально поддерживать новостроящуюся обитель, познакомиться с историей которой вы сможете, прочитав книгу, которая так и называется – «История Гусёвского Ахтырского монастыря». Ее авторы повествуют о создании обители в 1860-х годах, о заботе прп. Амвросия в первые годы ее существования, о благотворительнице - Елизавете Николаевне Годейн. Рассказывают авторы и об исчезновении монастыря в лихолетье 20 века, а спустя десятилетия – о его возрождении.
Третья из представленных книг называется - «Мы решились искать спасения...». В этой книге публикуются письма оптинского старца прп. Амвросия инокине Елизавете Годейн, а также первой настоятельнице Ахтырского Гусёвского женского монастыря - игумении Нине (Труновой). На протяжении многих лет духовно руководимые прп. Амвросием, они каждая по-своему прикладывали все свои силы на устроение этой обители, в которой провели последние годы своего жизненного пути. Не все складывалось безоблачно в их служении общему делу, и тем значимее становится та смиренная мудрость и деликатность, с которой преподобный старец руководит своими духовными чадами.
***
Гусёвский Ахтырский монастырь был разорен после Гражданской войны, сестры претерпели различные страдания и гонения. Сейчас обитель возрождается, и, как отмечают издатели, здесь с первого взгляда заметна заботливая женская рука. Стоит отворить калитку и войти на монастырский двор, видны аккуратные дорожки, ухоженные деревца и газоны, много живых цветов. Посреди этой красоты высится большой поклонный Крест, поставленный в память всем поколениям монашествующих, трудившихся на святой монастырской земле. В их числе, игумения Нина (Трунова), инокиня Елизавета Годейн и прп. Амвросий, внимательно наблюдавший за устроением обители до самой своей кончины в октябре 1891 года.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 20 мая 2024 года
Этот день в истории. 19 мая
День ангела. 19 мая
Церковный календарь 19 мая. Неделя 3-я по Пасхе, святых жен-мироносиц. Благоверная Тамара, царица Грузинская
Евангелие 19 мая. Он же говорит им: не ужасайтесь. Иисуса ищете Назарянина, распятого; Он воскрес, Его нет здесь
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!