У книжной полки. Духовный цветник Оптинских старцев

14 апреля 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3

В церковной истории России Оптинское старчество занимает особое место: обилие духовных даров, явленное Богом в Оптинских старцах, их всесторонняя помощь многим тысячам людей, оставили неизгладимый след в народной памяти. И сегодня Оптина Пустынь является местом нескончаемого паломничества православных христиан, где страждущие души, как и встарь, получают духовное утешение и наставление, благодатную помощь свыше, покой и радость. Эти чувства испытывают люди и при соприкосновении с духовным наследием преподобных отцов, читая большие собрания писем оптинских старцев или маленькие сборники избранных их наставлений. Один из таких сборников мы и предлагаем вашему вниманию. Он вышел в свет в издательстве Эксмо и называется – «Духовный цветник оптинских старцев».

***

Открыв эту книгу, вы сможете прочесть избранные наставления самых известных и наиболее почитаемых оптинских старцев и обязательно найдете нечто важное для себя, дорогое для души и сердца. По словам издателей, в выборку попа­ли только самые важные и полезные советы, которые помогут в жизни, облегчат будни, сделают теплее тихие вечера. Святитель Иоанн Златоуст говорил, что люди, раздающие богатство беднякам и милующие нищих, совершают великое благо - но все же не столь великое, как те, кто своей праведной жизнью обратит к Богу хотя бы одного человека. И если даже тех, кто отвел от греха и тьмы всего лишь одного из собратьев, святитель вознес на такую вершину — то чем тогда измерить все, что совершили для нас старцы Оптиной пустыни, сумевшие уберечь от поги­бели многих и многих?

На протяжении столетия в святой обители сформировалась целая плеяда духоносных старцев, объединенных живой преемственностью. Святые Оптинские отцы своим опытом прошли школу послушания, трезвения, умносердечной молитвы и стяжали многие благодатные дары. Вот их имена и некоторые характеристики преподобных старцев: отец Лев имел нелицеприятный характер, был иногда резкий в слове,  юродствовал, отец Макарий - был деликатным, скромным, привлекал в Оптину многих духовных писателей, старец Моисей долгие годы исполнял послушание настоятеля обители, а его брат отец Антоний -исполнял послушание скитоначальника, Илларион - кроме старчества, имел дар хозяйственной деятельности, отца Амвросия  называют “столпом старчества” Оптиной.

Прп. Анатолий I - был редким делателем Иисусовой молитвы, страстотерпцем, старец Исаакий I также был настоятелем Оптиной, отец Иосиф — в смирении таил особенные посещения Господа и Божией Матери, отец Варсонофий  долго жил в миру, знал “знамения времени”, отец Анатолий II - любвеобильный батюшка, утешивший великое множество страждущих, старец Нектарий — прозорливость свою облекал в юродство, отец Никон — исповедник, возросший в меру старцев уже к тридцати годам и наконец отец Исаакий II последний настоятель Оптиной, новомученик. Оптину Пустынь в 19 - 20 веках считали маяком русской интеллигенции, а для крестьян и ремесленников каждый старец был «как отец родной».

К ним шли те, кто стоял на пороге смерти - и обретали силы жить, к ним тянулись духовно слепые - и снова видели свет, к ним приходили в слезах и отчаянии - и находили утешение и покой. И для многих паломников, притекавших в свя­тую обитель даже из самых дальних зе­мель, тихие слова старца знаменовали и начало новой жизни, и становление на путь истинной «метанойи» — столь же глубокой и необратимой, как раскаяние разбойника Опты, ставшего, согласно легенде, и осно­вателем, и первым настоятелем пустыни. Преподобные старцы уже давно поки­нули земную юдоль. Но они не оставили нас. Их наследие — письма, дневники, за­писи бесед, наставления и советы — даже по прошествии столетий оберегает нас и направляет на верный путь. Ведь привести к Богу других, как писал святитель Игна­тий (Брянчанинов), могут лишь те, кто сам пришел к Нему прежде, так стоит ли ис­кать истину в неведомой дали, если по­знавшие ее — совсем рядом?

А вот как святитель Игнатий отзывался о первых Оптинских старцах - отце Леониде (Льве) и отце Макарии: «Оба старца были напитаны чтением отечественных писаний о монашеской жизни, сами руководствовались этими писаниями, руководствовали ими и других, обращавшихся к ним за назидательным советом... Никогда они не давали советов от себя: всегда представляли в совет изречение Св. Писания и св. Отцов. Это давало советам их силу: те, кто хотели бы возразить на слово человеческое, с благоговением выслушивали слово Божие и находили справедливым покорить ему своё умствование». Этого правила придерживались и Оптинские старцы 20 столетия.

Этот сборник вобрал в себя множество наставлений святых отцов благодатной Оптины, причем составитель книги, Ирина Булгакова, распределила их по разделам. Первый из них называется «Дорога к Богу – путь ко спасению». Здесь мы найдем такие советы преподобных старцев. Так, однажды к старцу Анатолию пришла женщина, которая попросила благословения «жить одной, чтобы поститься, молиться и спать на голых досках». Старец ответил ей: «Ты знаешь, лукавый не ест, не пьет и не спит, а всё в бездне живет, потому что у него нет смирения. Это враг искушает. Какие тебе подвиги? С тебя довольно и болезни. Терпи, что Господь тебе дал. А ты покоряйся воле Божией – вот тебе и подвиг. Читай Иисусову молитву. Подвиги есть листья, а Иисусова молитва есть корень и плод всего. Смиряйся, во всём себя укоряй, с благодарением неси болезни и скорби – это превыше поста и подвигов и всех послушаний».

Говоря о дороге к Богу, преподобный Никон Оптинский напоминает, что не другой человек, а только Господь может научить нас путям Своим. «Если бы, - говорит старец, - человек мог научить путям Господним, т.е. научить, как надо жить, чтобы спастись, то ученые бого­словы были бы первые спасающиеся. Между тем, на деле оказывается не так, а именно, что весьма многие ученые люди не идут путем Господним... Но что же нужно человеку, чтобы научиться путям Гос­подним? Нужно, чтобы человек был кротким, смиренным, и тогда Господь Сам научит, как идти путем Господним. Знать это особенно важно в настоящее время, когда так заметно оскудение наставников. Смирись при помощи Божией, будь кротким, не имей злобы на ближних, уготовь кроткою, доброю жизнью свою душу для восприятия Божественного научения, и Господь Сам научит путям Сво­им».

О спасении святые отцы учат так. «Без зимы, говорит  преподобный Анатолий Оптинский, -  не было бы весны, без весны не было бы лета. Так и в жизни духовной: немножко утешения, а затем немножко поскорбеть, и составляется так помалу путь спасения». « Как спастись? Единственно – через смирение, - говорит прп. Варсонофий, - «Господи, во всем-то я грешен, ничего нет у меня доброго, надеюсь только на Твое милосердие!» «Говорят, все можно купить за деньги. – продолжает старец, - только Христа ни за какие сокровища мира нельзя купить. А без Христа нет жизни, нет спасения!» А Амвросий Оптинский еще напоминает следующее: «Хотящему спастись должно помнить и не забывать апостольскую заповедь “Друг друга тяготы носите, и тако исполните Закон Христов”. Много других заповедей, но ни при одной такого добавления нет, то есть “так исполните Закон Христов”. Великое значение имеет заповедь эта, и прежде других должно заботиться об исполнении оной».

Оптинские старцы предавались большой заботе о жизни мирян, научая их смирению, как пути к Богу. А поскольку этот путь лежит через всецелое исполнение воли Божией, то учение о смирении является существенной частью учения Оптинских старцев о познании и исполнении воли Божией. Вместе с тем смирение - это надлежащий образ жизни христианина, в котором достигаются ее цели, независимо от того, протекает ли данная жизнь в монастыре или в миру. Оптинские старцы многократно повторяли данное положение,  всесторонне раскрывая его смысл. Так преподобный Никон учил: «Если не у кого спросить - как поступить  в сложной ситуации, тогда нужно подумать, как Господь поступил бы по Своей кротости. Заповеди Божии всегда были и есть основанием жизни. Предайтесь воле Божией».

***

Преподобным отцам Оптиной Пустыни были присущи не только исключительная глубина духовной жизни, обладание дарами прозорливости, рассуждения. Им была еще присуща и великая любовь к людям, нескончаемое желание поделиться с ними духовными сокровищами. И сегодня у наших читателей есть такая возможность. Изречения преподобных отцов из книги «Духовный цветник оптинских старцев» призваны духовно обогатить каждого, утвердить его на пути Спасения, научить правильно воздавать молитву Господу и противостоять страстям и искушениям земной жизни. 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать