Аудио |
|
Скачать .mp3 |
В 1928 году в селе Екатериновка Краснодарского края в семье Николая и Александры Сидоренко родился мальчик, которого назвали Виталием. Дата его рождения точно не известна. Одни говорят, что это произошло 5 мая, в день памяти преподобного Виталия Александрийского, другие — в день Святой Живоначальной Троицы, который праздновался в тот год 3 июня. С раннего детства Виталия Сидоренко отличала от всех детей удивительная духовная одаренность, неотмирность человека Христова. Уже тогда мальчик посвящал много времени уединенной молитве, проповедовал Евангелие всем, кто встречался на его пути — одноклассникам, деревенским старушкам. За веру в Бога Виталия в седьмом классе исключили из школы, после чего юный богоискатель принял решение полностью посвятить себя духовному подвигу. О том, что было дальше, вы узнаете, прочитав книгу, которую сегодня мы предлагаем вашему вниманию.
***
Эта книга вышла в свет в издательстве Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета и называется - «Друг Божий: О жизни и подвигах схиархимандрита Виталия (Сидоренко)». В ней собраны материалы, не использованные в полной мере в ранее изданном жизнеописании отца Виталия, удивительного подвижника Русской Церкви ХХ века. Воспитанный в традициях старцев Глинской пустыни, он прошел путь и монастырского послушника, и странника-юродивого, и монаха-пустынника, и пастыря, несущего свое служение посреди многолюдного града Тбилиси. Его жизнь была поистине воплощением Евангелия, в тяжелый период богоборчества он достиг духовного устроения, подобного немногим древним святым. В книге жизнеописание старца Виталия дополнено подборкой воспоминаний о нем и избранными его поучениями.
В предисловии автор-составитель книги священник Димитрий Трибушный пишет: «Идея об обожении как изначальном призвании человека уже давно стала общим местом православного богословия. И все же, когда схиархимандрит Гавриил (Стародуб), один из близких учеников отца Виталия (Сидоренко), в давней беседе назвал своего старца «богом по благодати», признаюсь, я растерялся. Казалось бы, читаны и перечитаны были Лосский и Яннарас, но почему-то мысль о том, что человека, живущего среди нас, ходящего по одной с нами земле, можно воспринимать как «бога», пугала. Одно дело, думалось мне, - говорит отец Димирий, - когда мы говорим о преподобных Симеоне Новом Богослове или Серафиме Саровском, и совсем другое, когда так говорят пусть и о замечательном подвижнике, но все-таки нашем современнике, чье присутствие еще так памятно, который отошел ко Господу в 1992 году…»
Но, как отмечает далее отец Димитрий, годы изучения жизни и опыта старца Виталия убедили его в правоте о. Гавриила. Дар обожения в самом деле доступен всегда: и в мятежном XX веке, и в стремительно расцерковляющемся XXI. Называя схиархимандрита Виталия обоженным человеком, отец Гавриил не играл словами. Он обозначил феномен о. Виталия определением, привычным для христианской догматики и для интересующихся богословием семинаристов. Впоследствии я, - говорит автор-составитель, - уже совсем не удивился, когда ныне здравствующий архимандрит N., инок, совсем не склонный к завышенным оценкам и звучным метафорам, признал: «Отец Виталий жил евангельскими заповедями и исполнял их, живя в лютое время богоборчества. Такого духовного устроения, в каком пребывал он, редко кто из святых Божиих достигал».
Свидетельств, подтверждающих это, по словам отца Димитрия, немало. Множество их собрано в посвященных отцу Виталию книгах. В 2002 году в московском Новоспасском монастыре вышла подробная биография подвижника «О жизни схиархимандрита Виталия. Вос-поминания духовных чад. Письма. Поучения», впоследствии дополненная и переизданная.
Огромный труд по сбору материалов, посвященных отцу Виталию, совершили и насельники За-донского Рождества-Богородицкого монастыря. Результаты их исследований опубликованы в альманахе «Задонский паломник». Обращаясь к образу отца Виталия, особо следует отметить уникальные «Записки пустынножителя» монаха Меркурия (Попова).
Автор «Записок» несколько лет разделял пустынножительские подвиги отца Виталия, выведенного в книге под именем «больной брат». Отец Меркурий оставил также воспоминания о глинском и тбилисском периодах жизни старца. Хронологически это, пожалуй, первый опыт осмысления жизни и подвигов схиархимандрита Виталия. Интересно, что когда значительно отредактированные записки отца Меркурия в 1996 г. впервые увидели свет, многочисленные упоминания об отце Виталии по непонятным причинам были изъяты редактором из текста книги, и восстановлены только спустя двадцать лет, в 2016 г., в полном издании Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета.
Каким же остался в памяти многочисленных чад и посетителей этот дивный старец? Как говорится в издании, «подлинное христианство парадоксально, и жизнь схиархимандрита Виталия — убедительное свидетельство этой благодатной парадоксальности. В основании его нестандартного поведения — дерзновенное, и в то же время смиренное желание во всем исполнить заветы Евангелия и святых отцов. Старец хранил верность глинской традиции — и при этом не вмещался в ее спасительные рамки. Его отличала неизбирательная, материнская любовь ко всему существующему, но любовь эта органично сочеталась со строгостью и взыскательностью. Человек ангелоподобной жизни искренне считал себя ниже всех, и необычное послушание отца Виталия не противоречило его духовному дерзновению».
Отец Гавриил (Стародуб) называл своего духовного наставника «вселенским старцем», и в этом нет преувеличения. Поистине всемирная отзывчивость, неизбирательная любовь ко всей твари, уникальное внутреннее устроение позволяют говорить о схиархимандрите Виталии как о старце воистину мирового масштаба. К сожалению, - признается автор-составитель, - я не был знаком с о. Виталием. Зато довелось много общаться с его духовными чадами. И вот что меня поражало: при одном воспоминании об отце Виталии у людей в буквальном смысле светлели лица. Впрочем, достаточно перечитать «Записки пустынножителя», чтобы увидеть, какое впечатление производил отец Виталий на близких ему по духу людей. Отец Меркурий дает нелицеприятную оценку многим пустынножителям, и только «больной брат» неизменно восхищает его как инок — бескорыстной любовью и безропотным смирением.
***
В этой книге собраны материалы, не использованные в «каноническом» жизнеописании отца Виталия. Издателям хотелось, прежде всего сосредоточиться на образе старца и на осмыслении жизни «новой твари во Христе». В прощальной беседе с учениками Спаситель говорит: Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями (Ин. 15:15). Чаще всего внутренний мир друзей Божиих скрыт от чужого взора, но мы можем приблизиться к нему через его внешние проявления, какие, к примеру, мы видим на страницах этой книги. Отец Виталий – наш современник, но его жизненный подвиг настолько удивителен, что никого из читателей не оставит равнодушным.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 20 мая 2024 года
Божественная литургия 19 мая 2024 года
Божественная литургия 19 мая 2024 года
Таинства Церкви. Беседа с протоиереем Владимиром Волгиным
Мысли о прекрасном. Художник Сергей Труханов. Часть 1
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!