Аудио |
|
Скачать .mp3 |
У каждого читающего человека есть много любимых книг и авторов. Зачастую, они становятся нашими друзьями, они нас поддерживают в трудную минуту. Утешают. Дают советы. Или просто рассказывают о том, что подобное, происходящее именно с тобой, уже было и у кого-то находились силы - это пережить. Но среди всех книг мира есть одна, которая должна быть в доме каждого христианина, и не только в доме, в его сердце. Это Евангелие. В соответствии с Евангелием верующий человек должен выстраивать свою жизнь и там искать ответы на все неразрешимые вопросы. О том, что значит Евангелие в жизни писателя Дмитрия Забелина, говорит он сам со страниц книги, которую мы сегодня представляем вашему вниманию. Она вышла в свет в издательстве Минского Свято-Елисаветинского монастыря и называется – «Сотник. Четыре рассказа по Евангельским событиям».
***
Как отмечает автор, «впечатление от первого прочтения» Евангелия, у него – «было спокойным. Удивило то, - пишет Дмитрий, - что в повествовании я не увидел ничего нового. Каким-то образом я все это уже знал!» Но «в голове вдруг стали сами собой возникать вопросы». И он снова и снова возвращался к Книге в виниловом переплете. Вопросов становилось все больше, и в жизни Дмитрия стали появляться люди, которые пробовали давать на них ответы. Оказывается, не один он задумывался о подобных вещах. С кем-то из этих людей автор был знаком, с кем-то нет. Среди них были и его современники, а были и те, кто жил десятки, сотни и даже тысячи лет назад. «Я им всем благодарен – говорит Дмитрий Забелин. - Благодарен за их личный опыт, которым они делились и делятся».
Всем нужен ориентир, точка отсчета, определяющая альфа с заключительной омегой на горизонте. Считается, что знать историю необходимо для того, чтобы избегать ошибок, которые совершали до нас. Человеческая история — это рассказ о людях. О том, как они искали, ошибались и находили верные пути. Рассказ о головокружительных взлетах и трагических падениях. Такие же люди жили на земле и во время евангельских событий. Они искали, ошибались, верили, теряли и находили. Предавали и оставались верными. Кто же они? Сквозь тысячелетия они кажутся совершенно иными, абсолютно непохожими на нас. Но так ли это?
Я, - говорит автор, - люблю Евангелие. У него, несомненно, своя цель — но даже с литературной точки зрения оно прекрасно. Люблю за то, что в нем нет карамельной елейности, нет лубочных картин, нет идеально плохих или идеально хороших людей. Есть люди, которые делают свой выбор. Об их выборе можно рассказать с помощью живописи, скульптуры или музыки. А можно — словами. Лет, наверное, десять назад для меня все и началось. Бывают моменты, когда здоровый скепсис лучше оставить в стороне. Однажды, как рассказывает Дмитрий, до него вдруг ясно и отчетливо дошел контекст очень простых слов, которые он слышал и читал не один десяток раз: «А Мария стояла у гроба и плакала»... Вдруг представилась невероятная глубина ее отчаяния. Темная бездонная пропасть, в которую ушли все надежды и вообще все, что наполняло жизнь смыслом.
А в следующее мгновение маятник чувств и эмоций делает резкое движение на самый пик счастья. Представляете? За миг. С самого дна — к самой вершине! И сдавленный крик на выдохе — «Раввуни!» И не умереть от остановки сердца при этом. Потому что такая радость — совершенна. Вот это и есть Воскресение. Но до радости Воскресения нужно пройти длинный путь. Я же, - признается автор, - совершенно не хотел по нему идти. Мне было удобно в собственном уютном мирке, и я не был готов к тому, чтобы впускать туда каких-то странных, да еще и живших две тысячи лет назад людей. А они приходили и звали меня за собой. Нет — говорил я им. Я не могу о вас писать. В конце концов, просто не смею — говорил я им. Уходите. А они не уходили. Оказалось, что они стали частью моей жизни. Уже было не отмахнуться.
Через какое-то время «не могу писать» трансформировалось в «не могу не писать». Но как писать о тех, память о ком содержится в лучшем случае в десятке строк в полной антиномий книге? Это оказалось самым сложным — их увидеть. Не скопировать, не додумать, не истолковать, а именно увидеть. Меньше всего, как отмечает автор, - хотелось писать «альтерна-тивное Евангелие от...». В мире и так написано достаточно апокрифов. Поэтому здесь не столько повествование об известных событиях, а рассказ о встрече людей с Богом. Увидеть эту встречу и легко, и сложно одновременно. Сложно, потому что невозможно заглянуть в чужую душу и увидеть, как она меняется. А писать нужно только о том, что хорошо знаешь, иначе лучше не писать вовсе. Это закон. И это стена, о которую автор долгое время безуспешно бился.
Но в итоге верный ответ оказался самым простым. Они ведь, - говорит автор, - давно уже стали частью меня. Я не могу рассказать о них, но я могу рассказать о себе. Можно посмотреть внутрь себя, вглядеться и увидеть там их. Или присмотреться к тем, кто рядом, как к себе са-мому. Для этого нужно попробовать хоть на время полюбить. Без притворства, условий и фальши — как есть. Принять и соединиться в Любви. Любящему сердцу порой открываются поразительные вещи. В этой книге – четыре рассказа автора о Встрече людей с Богом. Как говорит Дмитрий, это не наглая интерпретация и не «альтернатива». Во многом это — исповедь. Личный опыт, попытка принятия описанных здесь людей. Для меня, - отмечает автор, - они действительно стали реальными. Не просто — когда-то жили-были: а вот сейчас и здесь, они — моя реальность. Я — это они. Они с Ним встретились. Значит, возможна и моя Встреча. Вопрос в том, какой она будет. Или уже есть...
Четыре истории. Встреча, Мытарь, Сотник. Мариам. Рождество, Проповедь. Смерть, Воскресение. Воскресение из них — больше, но первой стала все-таки не Мариам. Первым был Симеон. Ох и устал же он за свои три с лишним сотни лет. Но не перестал ждать. И верить. Каким-то совсем непонятным образом к Симеону добавлялась Анна, к мытарю — слепой, к Лонгину — Шимон Киринеянин. А к Мариам совсем уж неясно как — Лука и Клеопа. И это только те, о ком хватило смелости рассказать. Их на самом деле гораздо больше. Например, апостол Фома. Упрямый, не слишком доверчивый, по всей видимости, не самый легкий в общении человек. Но он первым из учеников исповедал Христа Богом и первым предложил: «пойдем и мы умрем с Ним». Пронзительные, пророческие, удивительно верные слова в устах простого рыбака: чтобы воскреснуть со Христом — нужно сначала умереть с Ним. А есть еще гадаринский бесноватый. Дивная история о том, как Истина делает свободным Продолжать можно долго. Их множество — людей со своими сомнениями, со своей болью, которую они несли и несут Спасителю. Но из этой книги пред нами предстают только четверо из них.
***
Как отмечает автор, Евангелие — это не просто книга в виниловом или дорогом переплете. Оно писалось для того, чтобы его главы стали вехами жизни вне зависимости от места и времени. Текст забыть можно, а вот забыть или пропустить свою жизнь... ну зачем тогда жить? Пожалуй, у каждого есть то, о чем он хочет спросить или попросить Бога, когда окажется перед Ним. Но многие вопросы отпадают сами собой, когда души касается Главное. Точкой отсчета земной жизни становится первый крик и перерезанная пуповина. Точкой отсчета для вечности и «началом нашей судьбы», по слову Антония Сурожского, становится момент, когда Господь находит человека, а тот находит в себе силы встать перед Ним и произнести: «Вот он я. Господи...»
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 20 мая 2024 года
Божественная литургия 19 мая 2024 года
Божественная литургия 19 мая 2024 года
Таинства Церкви. Беседа с протоиереем Владимиром Волгиным
Мысли о прекрасном. Художник Сергей Труханов. Часть 1
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!