Аудио |
|
Скачать .mp3 |
27 января 1944 г. советские войска полностью сняли длившуюся почти 900 дней фашистскую блокаду города. Почти 900 дней и ночей прошло в стальном кольце. 800 тысяч ленинградцев погибло от пуль, ран, голода, холода. Гитлер был убеждён, что люди, живущие в Ленинграде, все умрут от голода за 1-2 месяца и немцы возьмут в город, не пролив ни капли крови. Но, практически полностью отрезанный от внешнего мира, город жил. Как это было, сегодня многие не знают. А между тем история блокадного Ленинграда беспримерна, и представляет собой один из самых трагических и важных эпизодов не только Великой Отечественной войны, но всей истории России. О блокадном Ленинграде рассказывает книга Георгия Калинина – «День един», вышедшая в свет в издательстве "Сибирская благозвоннница".
***
Автор книги, Георгий Михайлович Калинин, родился в 1930 году в семье потомственных петербуржцев. Отец — железнодорожный служащий, мать — машинистка. Пережил тяжелейшую блокадную зиму 1941-42, когда потерял отца и близких родственников. С больной матерью был эвакуирован летом 1942 через Ладогу, до лета 1944 жил в Пермской области. С 1957 пишет художественную прозу. Главным потрясением в судьбе писателя явилась Блокада Ленинграда в Великую Отечественную войну. В 1988 году, вступая в Союз писателей, Калинин об этом написал так в своей автобиографии: «Тогда бухнула на чашку весов моей жизни столь тяжелая гирька, что прошедшие десятилетия не смогли дать ничего такого, чтобы ее перевесить. Одним словом, я — человек блокадный».
Ссылаясь на отзывы читателей, сын писателя, Алексей Калинин, отмечает: так о блокаде еще никто не писал. Это настоящая русская литература. Вот что говорится в одной из рецензий на этот сборник: "...книга Георгия Калинина существенно отличается от всего, что написано и издано о блокаде – главное в ней христианский взгляд на события, рожденный тяжелым личным опытом, из сердца, не из ума только рожденный... Блокадная жизнь в книге изображена с такой реалистичностью, что само чтение становится нелегким трудом... Повествование Калинина о блокаде становится для нас, людей, в массе своей не переживших настоящих испытаний на грани смерти, рассказом о том, что такое жизнь всерьез».
В сборник повестей и рассказов "День един" вошли произведения разных лет. Первую часть книги занимает цикл произведений "Блокада на всю жизнь". Он повествует о жизни Ленинграда в страшную зиму 1941-42 годов, через ужасы и лишения которой автор прошёл, будучи десятилетним мальчиком-подростком. Повесть «Из какого колодца дует», рассказ «Вспоминаю блокадных детей», очерк «Блокада на всю жизнь» стали уникальным вкладом блокадников в познание самого себя и мира в экстремальных условиях на рубеже бытия и смерти. В те дни против детства объединялись голод, холод, оружие войны и человеческое отчуждение, деформируя нормы морали, выдвигая на первый план агрессивную животную потребность выживания.
В частности Георгий Михайлович отмечает, что для взрослых блокада стала «временным, в силу чрезвычайных обстоятельств, отказом от прежних принципов», к которым можно было потом «постепенно вернуться, а блокадный опыт отбросить как ставшее ненужным средство самосохранения». Но «для нас, - говорит Калинин, - блокада несла не только смерть, но и угрозу нравственной катастрофы. Подросток, прошедший через блокаду, должен был в сложной внутренней ломке заново воссоздавать для себя подлинные ценности жизни, и преодоление блокадного опыта затягивалось для него на годы. ... Мое выздоровление от блокады, - признается автор, - затянулось почти на десятилетие. Да я так и не знаю, наступило ли оно окончательно».
Спустя годы автор пишет: «Блокада являлась мне тишиной, такой тишиной смерти и запустения, что кричать хочется. Грохот обвалов, разворачиваемой металлом земли – не в счет. Звуков жизни не было. … Блокада являлась мне ощущением страшного вселенского холода, убившего все живое. Закаменелая земля. Скелеты деревьев в Ленинском парке с обреченно раскинутыми сучьями, будто застывшие в этом предсмертном движении. Занесенные снегом груды щебня и кирпича, зияющие пустотой коробки сгоревших домов. Безотчетная уверенность в какой-то свершившейся природной катастрофе, остыло солнце, сместились полюса земли. Нарушен порядок чередования времен года. Я бы, наверное, не удивился, если бы мне сказали, что весна уже никогда не наступит. Но для тысяч и тысяч она, действительно, не наступила. Я же умирать всё-таки не собирался, в безнадежности, когда казалось, даже вслух говорилось, – нет, не выжить! - внутренне меня не покидала непоколебимая, алогичная уверенность, что, вопреки всему, выживу, останусь в живых».
Но, не смотря на весь ужас происходящего вокруг, «вместе с опытом, который лежал на поверхности», как отмечает Георгий Михайлович, блокада дала ему другой опыт. «За какие-то считанные месяцы, потеряв веру во все человеческое, я, - пишет автор, - подспудно, потенциально, полусознательно утвердился в вере в Бога, что должно было со временем многое изменить во мне, и в первую очередь мое отношение к человеку. Теперь, много лет спустя, я с удивлением вижу, что именно обнажение человека в самом низком и отталкивающем, происшедшее в блокаду, проложило мне путь в иную полярность, помогло открыть человека в его самом высоком».
Как пишет автор: «Блокада принесла одним – только смерть, другим, более жизнестойким – сначала нравственное разрушение, а потом смерть, третьим, еще более жизнестойким или попавшим в лучшие условия, – только нравственное разрушение». Но для многих испытания в дни блокады открыли глубину душевной и духовной жизни. И автор этой книги - из их числа. Вторая часть сборника, в которой собраны рассказы и повести уже мирного времени свидетельствует об этом, главное в них – не сюжет, не яркие герои, а душевные переживания. В свете этих переживаний судьба человека становится результатом нравственного выбора между эгоистическим саможалением и самопожертвованием...
Завершает книгу часть под названием «Ломоть хлеба Господня». Здесь все судьбы отдельных людей и человечества в целом восходят к тому евангельскому измерению, которое в этой части книги – главное..." В трех произведениях, где автор размышляет над Евангелием, он напоминает читателям, что Один Хлеб никогда не отнимется от нас. «Основа мировоззрения автора, по словам его сына, Алексея Калинина, - «вера в благой Промысел Божий и конечное торжество добра. Потому и все самое ужасное в этой земной жизни можно преодолеть и не отчаяться».
***
Фашистская блокада Ленинграда — одно из самых трагических событий Великой Отечественной войны. Писатель Георгий Калинин, автор книги, прошел в детстве через это тяжелейшее испытание, пережив все, что выпало тогда на долю ленинградцев — ужас голода, холода, смерти. Его рассказы и повести, посвященные как блокаде, так и иной тематике, написаны в традициях русской литературы. Ее отличительными чертами были и остаются — неотступное бдение за временным исчезающим ради уловления в нем вечного, непреходящего, и подлинная выстраданность этого беспрерывно творимого действа.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 20 мая 2024 года
Божественная литургия 19 мая 2024 года
Божественная литургия 19 мая 2024 года
Таинства Церкви. Беседа с протоиереем Владимиром Волгиным
Мысли о прекрасном. Художник Сергей Труханов. Часть 1
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!