У книжной полки. Схиархимандрит Авраам (Рейдман). Что делает людей святыми?

23 июня 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3

Сегодня мы совершаем память всех святых, от века просиявших, от века Богу угодивших. Мы вспоминаем всех именуемых святыми усопших людей, начиная с первых времен и по сегодняшний день, причем не только прославленных, но и неизвестных миру. Прославляя апостолов и пророков, мучеников и пустынников, праведников, живших посреди мира, и Христа ради юродивых, — мы должны понимать, за что мы их прославляем и что такое святость? Что делает этих людей святыми? Неужели у них не было грехов? Но ведь мы знаем, что никто не свят, «токмо един Бог», значит и святые люди при жизни совершали грехи, но смогли их исправить? И по силам ли современному человеку уподобиться им и стать тоже святым? Над всеми этими вопросами предлагаем поразмышлять книга, которую сегодня мы предлагаем вашему вниманию. Она вышла в свет в издательстве Александро-Невского Ново-Тихвинского женского монастыря и называется – «Что делает людей святыми?»

***

Автор этой книги, схиархимандрит Авраам (Рейдман) - духовник двух монастырей: Александро-Невского Ново-Тихвинского женского в Екатеринбурге и Свято-Косьминской пустыни в деревне Костылева Верхотурского уезда. Отец Авраам также много лет является председателем комиссии по канонизации святых Екатеринбургской митрополии. Он автор более десяти книг духовно-нравственного содержания, среди которых особой любовью и популярностью пользуется сборник бесед о духовной жизни с прихожанами «Я избираю простоту» и книга «Размышления о Нагорной проповеди», в которой схиархимандрит в духе святых отцов объясняет основные евангельские заповеди на примерах, знакомых и понятных современному чи­тателю. Отец Авраам является автором-составителем известного многим сборника творений русских подвижников благочестия о молитве Иисусовой «Трезвомыслие».

В этой книге отца Авраама собраны проповеди, произнесен­ные в дни памяти святых угодников Божиих, а также в другие праздничные дни, например, в день Рождества Пресвятой Бого­родицы, в день Усекновения главы Иоанна Предтечи. Все пропо­веди объединены одной темой, которая обозначена в заголовке книги. Первые три проповеди - это, можно сказать, вступитель­ное слово автора. В них отец Авраам рассуждает о том, что такое святость, что делает человека святым и что препятствует ему в этом. Далее проповеди расположены согласно годовому цер­ковному кругу, начиная с праздника Рождества Пресвятой Бо­городицы; в проповеди на этот праздник говорится не только о великом значении этого события, но и о родителях Девы Марии -праведных Иоакиме и Анне.

Как отмечают издатели, отец Авраам говорит о святых живо и просто, так что стано­вится ясно, что святым призван быть каждый христианин: «Свя­тые люди... Кто они? Порой нам представляется, что святые - это избранники Божий от чрева матери, особенные люди, на нас непохожие. Мы даже склонны думать, что нам не дано то, что яв­ляется уделом этих угодников. Но, как отмечает автор, это не совсем так. И для примера приводит жизнеописание простого священника, пострадавшего в нашей епархии. Батюшка был дважды осужден: в первый раз его приговорили к пре­быванию в лагере, во второй — к расстрелу; и приговор был приведен в исполнение. Этот священник имел семью, шестерых детей, то есть не был каким-то особенным подвижником, девственником, подвизавшимся в пусты­не. Очевидно, что он был ревностным священником, раз смог выдержать такие испытания. Но ничего необыкно­венного, яркого в его жизнеописании нет, кроме спокой­ной и ясной твердости.

И это, по словам отца Авраама, пример святого в обычной жизни. Чем он отличает­ся от нас? Во время испытания все то необыкновенное, что в нем было: стойкость, преданность православию, любовь к людям, которая не позволила ему кому-либо нанести вред, даже в надежде смягчить наказание, — показало, что он свят. Испытание обнаружило его святость, до сих пор никому не известную. А мы оправдываем себя тем, что мы обыкновенные люди. А разве он не был таким же челове­ком? Он был во всем обыкновенным и умер бы никому не известным, если бы на его долю не выпало такое необычай­ное испытание и исключительная скорбь, приведшая его к гибели. А ведь он оставил сиротами, что тоже не может не заботить семьянина и отца, шестерых детей! Глядя на его пример и примеры других новомучеников и исповедников, мы, по словам отца Авраама, должны в том же ключе рассмотреть и подвиги прочих подвижников.

Что делает этих людей святыми и что же такое святость? Святость, - как говорит автор, - это некое настроение души, при котором человек предпочитает небесное земному, попирает свои страсти, немощи, пороки, свое греховное прошлое, а возможно, и свое будущее, которое может представляться ему прекрасным и счастливым; и все это он де­лает ради Бога. Таким призван быть каждый христианин. И когда человек старается так жить, тогда благодать, милость, сила и сла­ва Божия приходят в его душу и освящают ее». «Бывает, что люди никому не известные живут свято. Дело совсем не в том, чтобы быть причисленным к лику святых, — нужно вести святой образ жизни, потому что без этого невозможно спастись. Святитель Димитрий Ростов­ский, причащая обыкновенных крестьян, видел, что во вре­мя причащения лица их светились Божественным светом, а люди эти ничего о себе не мнили: подобно апостолу Петру они считали себя грешными и невежественными.

Один афонский подвижник, преподавая учение об Иисусовой молитве простым молдавским крестьянам, через год увидел, что и у одного молодого, ничем не выделявше­гося крестьянина появился дар непрестанной молитвы, ко­торого не было у самого подвижника. Один из оптинских старцев удивлялся тому, что некий купец, то есть человек, занимавшийся многосуетным занятием, торговлей, имел дар непрестанной молитвы и весьма преуспевал в ней. Всё это свидетельствует о том, что Господь не лицеприятен и приходит к каждому челове­ку, который искренно к этому расположен. Всякий из нас должен стремиться к святости в этом смысле. Поэтому и Церковь устами священника в алтаре возглашает о Святых Дарах, об этой великой святыне, о Теле и Крови Христовых, следующими словами: «Святая святым».

Это означает, - говорит автор, - что мы все должны быть святы. Так в древности и называли хри­стиан — община, общество святых. Причина того, что мы не такие, кроется в нас одних. Надо пренебречь своими немо­щами, прошлым, привязанностями, пристрастиями к мир­скому — и следовать во всем только одному Евангелию, чем бы мы ни занимались: торгуем ли, работаем ли на заводе или в поле. Мы должны всегда думать о Евангелии и понимать, что исполнять евангельские заповеди — наше первое дело. В этом и состоит делание любого человека и его истин­ное отречение. В семье ли мы живем, в монастыре ли, в го­роде или в деревне, в суете или в тишине, одно должно нас привлекать — Евангелие. Тогда мы уподобимся всем тем, кого почитаем святыми, от века угодившими Богу.

Они были самого разного звания, из самых разных народов, и женского пола, и мужского, и взрослые, и дети, и имевшие высочайшую образованность, и простые, невежественные люди, поэтому ничто и никогда не сможет нас оправдать в нашем нерадении. Когда у преподобного Серафима Саровского спросили о том, чего не хватает современным подвижникам в срав­нении с древними, святой ответил: «Только одного — ре­шимости». Вот за отсутствие чего мы должны укорять себя, вот то, что нам нужно просить у Бога, вот то, что мы обяза­ны искать и к чему должны себя понуждать. Тогда Господь и нас будет освящать Своей благодатью, тогда и мы будем вести святой образ жизни, подражая святым, о которых в частности, рассказывает эта книга. Она богато иллюстрирована — древние иконы, фрески и мозаики на­ряду с рассуждениями автора становятся живой проповедью, обращенной к человеку. В конце издания помещен указатель иллюстраций, вошедших в книгу.

***

Преподобный Иустин Челийский говорил, что из житий святых мы можем узнать, как юноша становится святым юношей, как семья становится святой семьей, как воин становится святым воином, как монах становится святым монахом, как строитель становится святым строителем, как врач становится святым врачом, как ученый становится святым ученым... На эту же тему рассуждает в своей новой книге «Что делает людей святыми?» духовник Александро-Невского Ново-Тихвинского женского монастыря, схиархимандрит Авраам. В ней собраны проповеди батюшки на дни памяти святых, знакомясь с которыми читатель невольно задумывается: «Святой – такой же человек, как и я! Почему же я не живу свято?» Издатели надеются, что любой читатель найдет в этой книге добрые и мудрые советы, которые помогут ему среди повседнев­ных трудов и непрестанных забот помнить, что каждый из нас призван ко спасению, каждый призван быть святым!

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать