Аудио |
|
Скачать .mp3 |
О женщине - с любовью. Так можно определить эту книгу о прекрасном создании Творца. И о создании противоречивом — ведь через женщину земля погрузилась в грех, но через нее же пришло в мир Божественное спасение. От Евы и до наших дней путь женщины труден, взгляды на ее роль в жизни общества менялись, но Божие предназначение во все века оставалось прежним. Женщины в Священном Писании. Женщины, оставившие яркий след в истории, и малоизвестные, но чьи имена все же дошли до нас. Почитаемые народом подвижницы и просто матери, дочери, жены. Легендарные и самые скромные. Кто она — женщина? В чем ее сила и слабость? Какова ее роль в истории и в современном мире? Разговор об этом ждет читателя на страницах книги Владимира Зоберна «Благословите женщину. Идеал женственности».
***
В предисловии книги автор-составитель Владимир Зоберн пишет: «Мужчина и женщина… Много веков стоит мир, все в нем непрерывно меняется, каждое поколение привносит в жизнь что-то новое. Меняются понятия, отношения между людьми, но есть нечто такое, что в корне своем остается прежним. Мужчина и женщина. Адам и Ева. Несмотря на то, что роль женщины в обществе рассматривается уже иначе, чем столетия назад, суть самого слова – «женщина» – в нашем понимании неизменна. Женственность и мужественность – вечные понятия. Большинство из нас представляет себе мужчину сильным, великодушным, смелым, а женщину – кроткой, нежной, сострадательной.
Эти представления опираются на библейские образы. На первых людей – Адама, по воле Божией нарекшего имена всем сотворенным существам и принявшего владычество над ними, и Еву. Еву, таинственно, непостижимо для нас созданную из ребра Адама уже в Эдемском саду, среди Божественной красоты и света. Женщина, - пишет автор-составитель, - это красота, тепло и радость. И мудрость, несмотря на то, что обывательские понятия отказывают женщине в мудрости. Но, по словам Священного Писания, «уста свои открывает с мудростью, и кроткое наставление на языке ее» (Притч. 31, 26). Высший пример великой женской мудрости являет нам Пресвятая Богородица. И библейские женщины, которыми мы восхищаемся, нашли свой путь к святости, потому что соединили мудрость с чистотой и отзывчивостью доброго сердца.
Открывая страницы Ветхого Завета, мы видим череду ярких образов замечательных женщин. О них автор рассказывает в первой главе книги. Мы видим умудренную жизнью Сарру, верную спутницу друга Божия Авраама, вместе с ним послужившую исполнению Господних замыслов. Видим нежную, заботливую Ревекку и прекрасную страстную Рахиль, нашедших призвание и счастье как жены, как матери благословленных Богом сыновей. Видим величественных, щедро одаренных Господом пророчиц Мариам и Девору, служащих народу Божиему. И Иудифь, сердце которой умерло для женских радостей, но которая рисковала жизнью ради спасения соотечественников. Даже если эти женщины порой и несовершенны, Священное Писание рисует их живыми, яркими, настоящими… Все они предваряли рождение в избранном народе единственной, воистину святой и безгрешной Женщины – Девы Марии. С Ее вхождением в историю народов начинается время Нового Завета. И об этом рассказывает следующая глава книги.
Как повествует автор, мать Девы Марии, праведная Анна, была благочестивой и достойной женщиной. Как пожилую Сарру, как неплодных в течение многих лет Ревекку и Рахиль, как Анну, мать пророка Самуила, Господь долго вел ее через страдания и сомнения, через слезы и молитвы – к рождению удивительного ребенка. И если долгие годы ожидания были испытанием, то праведная Анна достойно выдержала его, вымолив у Господа Дитя, через Которое в мир пришло спасение. Мы не найдем в четырех Евангелиях рассказа о чудесном рождении этого ребенка, но церковное предание донесло до нас красивую и трогательную историю любви, историю веры, способной глубиной своей затопить пустыни неверия. Любовь и вера помогли праведным супругам обрести бесценное сокровище, коим стала благословенная Дочь, которую назвали Мариам, или Мария – Госпожа. «Возвысилась душа моя в этот день!» – таковы были исполненные благодарности и счастья слова святой Анны. Об этом великом событии в жизни всего человечества, а также о жизни Пресвятой Богородицы, рассказывает автор во второй главе.
Здесь же говорится о святых женах первых времен христианства, в распространении которого они сыграли большую роль. К слову сказать, веру Христову ни охотно принимали, часто даже раньше отцов, мужей и братьев, и самоотверженно исповедовали ее. Да и Господь, надо отметить, относился к женщинам совсем иначе, чем было принято. Во всех Его словах и делах нет и намека на то, что Он считал их существами «второго сорта». Напротив, евангельские примеры говорят нам, как уважительно и заботливо Иисус Христос смотрел на женщину. Он часто показывал, как может быть искренна и глубока вера женщины, как горяча ее любовь и сильна преданность всему высокому, святому. Каждое слово Спасителя в общении с женщинами было направлено к утверждению перед всем миром их человеческого достоинства.
Из Нового Завета известны имена женщин, сопутствовавших Христу и Его ученикам, служивших делу евангельской проповеди своим имуществом, своими талантами, своими трудами и даже своей жизнью, потому что именно женщины, наравне с мужчинами, украсили Церковь сонмом мучеников. История Церкви Христовой свидетельствует о том, что на женщин возложена особая миссия по мере своего призвания быть благовестницами Царствия Божиего, яркие примеры которых мы находим с 1 по 8 века. О них автор рассказывает во второй и третьей главах книги. Ну а если говорить о нашем Отечестве, то в числе первых русских святых мы также встречаем женщин – святую равноапостольную княгиню Ольгу, воспитавшую великого крестителя Руси, преподобную Евфросинию Полоцкую, стоявшую у истоков женского монашества в нашей Церкви. «Жен святых сословие» - так именует русских праведниц церковная стихира. И о некоторых из них рассказывает четвертая глава данного издания.
В пятой главе - читатели найдут жизнеописания женщин, которые оставили свой след в русской истории. А шестая - посвящена современным христианкам, рассматривается их назначение и место в обществе. Как отмечает автор, после Октябрьской революции к женщине относились как равной во всем мужчине, как «товарища по борьбе», и ее приверженность семье стали считать пережитком прошлого. Сегодня же наблюдается перекос в другую сторону. Низкопробные фильмы и книги, потоки рекламы убеждают нас в том, что главное в женщине – это ее яркость, раскованность. Однако так же, как и прежде, современные женщины-христианки призваны подражать женам-мироносицам, проповедовавшим чудесную весть о воскресении самим апостолам.
В тяжелые годы богоборчества именно женщины составляли основу приходов Русской Православной Церкви. Стойко и самоотверженно они совершали исповеднический подвиг, свидетельствуя окружающему миру о незыблемости своей веры. Имена многих из этих подвижниц, большинство из которых давно отошли в мир иной, ведает лишь Господь, однако для всех последующих поколений они явили добрый пример жертвенного следования за Христом. Именно они чисто физически спасли Церковь, наши матери и бабушки, которые втайне от своих мужей, братьев, отцов крестили своих детей и внуков, которые передавали им тепло христианского благовестия, воспитывая их в христианском духе и тем самым сохраняя преемство православной веры…»
***
Женщины по-разному послужили Христу за все время существования христианства – как святые мученицы, как проповедницы, как инокини. Есть среди них равноапостольные, есть благоверные царицы и основательницы православных монастырей. А были и обычные женщины, не оставившие следа в истории, просто жившие, любившие, растившие детей, в годы испытаний ждавшие своих мужей с войны, в мирное время бывшие для них верными подругами. И молившиеся Богу от простоты своего сердца. Какой бы путь ни назначил женщине Господь, главное, что желает читательницам автор, – это хранить веру и не потерять лучшего, что даровано женской натуре, любви, гармонии, сердечной теплоты. А протоиерей Андрей Ткачев «сердечно» рекомендует «прочитать эту книгу каждой женщине».
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Слушаем святых отцов
Слушаем святых отцов
Слушаем святых отцов
Слушаем святых отцов
Слушаем святых отцов
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!