У книжной полки. Архимандрит Мелхиседек (Артюхин). Семь недель покаяния. Беседы о Великом посте

9 марта 2020 г.

Аудио
Скачать .mp3

По словам святителя Игнатия (Брянчанинова), «глава добродетелей - молитва; их основание – пост». Первая заповедь, которую дал Господь человечеству, - о посте. Она была необходима для первых людей в раю, до грехопадения. И еще нужнее она стала после, когда, преступив эту заповедь, Адам и Ева были изгнаны из рая. Постились ветхозаветные люди. Постился и Сам Спаситель, прежде чем выйти на служение людям. И Он оставил нам пример, чтобы и мы по силе нашей хранили святые посты, установленные Матерью Церковью. Сегодня, в дни уже наступившей Святой Четыредесятницы, мы предлагаем вашему вниманию книгу архимандрита Мелхиседека (Артюхина), которая посвящена Великому посту и называется - «Семь недель покаяния».

***

Эта книга вышла в свет в издательстве храма Покрова Пресвятой Богородицы в Ясеневе в серии «Дорогой спасения». Ее автор - архимандрит Мелхиседек — настоятель Покровского храма и храма первоверховных апостолов Петра и Павла в Ясеневе, известный проповедник, автор многих книг и православных программ на телевидении. Его новая книга – «Семь недель покаяния» - посвящена Великому посту. Как отмечает автор, во время Великого поста мы закладываем духовный фундамент года. Соблюдение православных постов — это большой духовный труд ради того, чтобы очистить душу и утеснить тело и эти свои небольшие подвиги посвятить Богу.

Великий пост, - пишет отец Мелхиседек в первой главе этой книги, - это особое время духовного сеяния, время самоиспытания, вникновения в свою жизнь, время для того, чтобы подвести итог всему году, услышать свою совесть. Для нас это действительно уникальная возможность продвинуться, если постараемся, по пути спасения на несколько шагов вперед. Можно сказать, что Великий пост — это благословение на весь год. Святые отцы называют Великий пост десятиной для Бога от всего года. Самое главное — не придавать чрезмерного значения телесному посту, потому что гораздо важнее то, что будет происходить внутри нашего сердца.

По словам автора, пост больше всего нужен нашей душе, потому что у нее, как говорит преподобный Иоанн Кассиан, есть своя «вредная пища»: гордыня, гнев, ложь, тщеславие, злословие и другие страсти, которые опустошают человека. От этих страстей и нечистых мыслей, прежде всего, надо воздерживаться во время поста. Благоприятнейшим временем Великого поста необходимо воспользоваться для того, чтобы хоть немного продвинуться в духовной жизни. А продвижение это возможно тогда, когда человек пребывает в молитве, потому что именно она помогает стяжать правильное устроение ума и правильное сердечное расположение.

Молитва — величайшее дело, когда мы хоть несколько минут, но от души, от сердца посвящаем Богу. И, конечно же, неделю надо завершить богослужением — всенощным бдением. Божественной литургией. Это будет духовное питание для нашей бессмертной души, для ума и даже для тела, потому что не молоко, мясо и масло укрепляют тело и душу человека, а благодать Божия. А если мы лишены благодати Божией, то какими бы мы продуктами не питались и что бы мы не делали — не будет у нас ни сил, ни радости, ни благословения, ни довольства своей собственной жизнью. Для каждого из нас пост — это его личный, особенный путь к Богу. У каждого — своя борьба и свои искушения, свои падения и свои маленькие победы.

Во второй главе книги говорится о том, что главным деланием Великого поста является это покаяние. Именно с него начинается путь христианина к спасению души. Как объясняет автор, слово «покаяние» происходит от славянского «каять», осуждать, а значит, каяться — это осуждать себя. Осуждение другого — это грех, а самоосуждение — это одна из составляющих покаяния. Глубоко дополняет русское слово «покаяние» его греческий аналог «метанойя», что переводится как «изменение», то есть покаяние состоит в том, чтобы осознать свой грех, покаяться в нем и никогда больше к нему не возвращаться. Это значит, - говорит отец Мелхиседек, - мы каемся как раз для того, чтобы внутренне измениться, очистить душу и обратить ее к лучшему, светлому, чистому, возвышенному, небесному. Делать это необходимо каждому христианину, потому что покаяние — это всеобъемлюшая добродетель.

Семь недель Великого поста перед главным христианским торжеством — Пасхой Христовой – это особое время покаяния. В течение всего этого времени на богослужениях звучат слова: «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче», которые, как пишет автор, - будут ударять в наше каменное сердце, призывая его к покаянию. Именно покаяние способно возвести нас на высоту духовной жизни. «Покайтесь!..» (Мф. 3, 2; 4, 17) — этими словами начинают свое служение Иоанн Предтеча, а затем Спаситель. Почему сначала они обращаются не с призывом: «Да возлюбите друг друга, да творите милостыню, да прощайте друг друга»? Но начинают именно со слов: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 4, 17).

«А для чего вообще нам каяться? — спросят многие. — Разве мы хуже других?» Думаю, - говорит автор, - никто не будет спорить, что каждый человек грешен по природе своей. «Нет человека, который поживет на земле и не согрешит», — говорится в одной православной молитве. Ежедневно и даже ежечасно мы, условно говоря, «по мелочи» грешим против заповедей Божиих. Например, когда хвастаемся чем-то перед друзьями, прикрикиваем на шалящих детей, раздражаемся на своих близких, злимся на замечания начальника — список этот бесконечен. Как мы реагируем, когда духовник, родные, близкие нам намекают или прямо в глаза говорят, что мы сделали не то, нехорошо поступили? Как мы отвечаем на замечание, на обличение, на сказанную в глаза правду? Большей частью: «Сам ты такой! Сама ты такая!»

А Святая Церковь призывает всех нас к великому деланию — деланию покаяния, то есть к исправлению, изменению своей собственной души, изменению мыслей, поступков и расположения сердца. Как отмечает автор, свт. Игнатий (Брянчанинов) сравнил пост со вспахиванием земли: если человек распахал землю или вскопал огород на даче и ничем не засеял, то это будет пустая работа. Так и с постом — если ограничиться только внешними трудами, одним телесным воздержанием или переменой пищи, в этом толку мало. У человека может возникнуть мнение о себе, что он совершает нечто великое, и через это рискует он впасть в гордость, в осуждение других, в самомнение, в превозношение, и бывает для него последнее горше первого. Каждый должен во время поста задуматься — что доброго он посеял в своей душе за это время? Задуматься об этом и узнать о том, что сопровождает Великий пост, его ступени – поможет книга архимандрита Мелхиседека (Артюхина) - «Семь недель покаяния».

***

По словам издателей, шесть постовых недель и Страстная седмица предоставляют каждому христианину уникальную возможность покаянием и молитвой очистить душу, сбросить греховный груз, услышать свою совесть, чтобы пройти еще несколько шагов по пути спасения, хоть чуть-чуть созреть для вечности и соприкоснуться с самым главным с радостью жизни в Боге. Живая и своеобразная манера изложения, свойственная отцу Мелхиседеку, создаст у читателя полное ощущение реального доверительного разговора с опытным и любящим духовным наставником. С его помощью мы сможем неделя за неделей преодолевать многотрудный путь к главному христианскому торжеству - Светлому Христову Воскресению.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать