Аудио |
|
Скачать .mp3 |
«Кто внимательно читал наставления святых отцов Церкви, тот, безусловно, заметил, что более всего в этих учениях говорится о покаянии, о смирении, о плаче пред Богом за грехи свои. Об этом так много написано отцами, что почти в каждой святоотеческой книге и на каждой странице её можно найти подобное наставление», – пишет в своей книге архимандрит Лазарь (Абашидзе), известный духовный писатель и апологет, почивший о Господе в августе 2018 года. И сегодня в нашей программе мы представляем известный труд отца Лазаря «Таинство Исповеди. О тайных недугах души».
***
Клирик Грузинской Православной Церкви архимандрит Лазарь (Абашидзе) (в миру Михаил Петрович Абашидзе-Десимон) родился 23 июля 1959 года в Абхазии, в городе Гагре. Крестившись в возрасте 24-х лет, Михаил через два года принял монашеский постриг с именем Лазарь. С 1987 года был настоятелем Бетанского монастыря, а осенью 1998 для более уединённого образа жизни о. Лазарь с несколькими братьями поселился на горе, близ села Табаруки, где основал Табарукский Воскресенский мужской монастырь. Письменные труды отца Лазаря изданы как в Грузии, так и за её пределами, переведены на сербский, болгарский и другие языки. Характерная черта его произведений – искреннее и горячее желание уберечь от ошибок тех, кто пытается идти путем спасения.
При возникающих недоумениях и вопросах, он всегда предлагает опираться на опыт святых отцов и искать ответы в их творениях. Поэтому в его книгах мы находим немало выписок из святоотеческих трудов. Но особенно о Лазарь выделяет сочинения свт. Игнатия (Брянчанинова): «это как бы сконцентрированное учение всех отцов Церкви, – пишет о. Лазарь. – разъяснённое и удобоприложимое к проблемам нашего последнего тяжкого времени». По словам автора в трудах свт. Игнатия мы находим «подробное, основательное учение о покаянии, о прелести и коварности страстей». Наверное, поэтому именно труды святителя Игнатия (Брянчанинова) взяты за основу второй части книги, повествующей о тайных недугах души. С неё мы и начнем рассказ о книге архимандрита Лазаря (Абашидзе) «Таинство Исповеди. О тайных недугах души»
Здесь читатель найдет ценные указания на то, что особенно важно в начале духовного жизни и узнает какие, бывают подводные камни на этом непростом пути. «Путь духовной жизни необыкновенно сложен, – пишет автор книги. – Как, например, непросто научиться живописи или музыке: сколько необходимо труда, разных упражнений, навыка! Но духовная жизнь не сложнее ли, не таинственнее ли? Здесь всё — великая тайна, здесь всё почти невидимо». Поэтому идти одному, надеясь на себя или на авось здесь никому не удаётся. Ведь «в духовной жизни опасности во много раз ужаснее, – предупреждает читателя отец Лазарь, – здесь встречается сильнейшее противодействие злых сил (и внутри нас, и вовне), здесь идущего встречает коварство врагов, хитрость за хитростью, сеть за сетью».
Поэтому на пути духовном нам нужен поводырь. Вот, что пишет об этом отец Лазарь: «Научиться правильному покаянному настрою души можно, если найти такого смиренного наставника, который сам имел бы в себе тот сокрушённый и покаянный дух, и от него прямо перенять это глубокое, спасительное воздыхание о бедной, падшей душе своей, а вместе и радостное упование на неизреченное милосердие Божие». Но «если не повстречается таковой учитель, – утешает читателя батюшка, – то можно, но уже сложнее, научиться этому духу, внимательно читая святых отцов Церкви, стараясь перенять у них эту науку смиреннейшего самовоззрения, крайнего недоверия себе во всём, осторожного отношения ко всем движениям души».
Как раз от такого доверия своим уму и сердечным чувствам может родиться в душе христианина пагубная прелесть. Об этом предупреждает и свт. Игнатий, слова которого во множестве цитирует автор книги: «Ум человеческий не в состоянии отличить добра от зла; замаскированное зло легко, почти всегда обманывает его». Поэтому «дело спасения протекает через осознание своего падения, через смирение и признание себя недостойным каких-либо высоких духовных дарований, через терпеливое несение покаянных трудов и неспешность в ожидании признаков исцеления. Последнее — неспешность — очень важно. «Здесь сегодня многие претыкаются, – сетует отец Лазарь. – И за малое покаяние тут же ожидают великой милости и знаков особого Божественного благоволения».
Поэтому, чтобы стяжать правильный покаянный настрой и не впасть в самообольщение, отец Лазарь рекомендует обращаться к святым отцам, близких нам по времени свт Феофану Затворнику и свт Игнатию (Брянчанинову), по его словам их учение ясно показывает главные черты внутренней христианской жизни, а именно, что «в покаянии ¾ вся тайна спасения». И потому так важно для нас Таинство Исповеди, в котором кающемуся прощаются его согрешения при условии глубокого раскаяния в них. И в первой части книги автор подробно объясняет суть этого спасительного средства. «Для того, чтобы это таинство совершилось, — пишет отец Лазарь, — необходимо со стороны кающегося искреннее покаяние, раскаяние в своих грехах, желание оставить грех, не повторять его».
Перед подготовкой к Исповеди автор книги советует «прочитать подробное житие преподобной Феодоры Цареградской», где содержится ее рассказ о том, что происходило с ней в момент смерти и после, когда душа её проходила страшные испытания, так называемые мытарства. «Как же страшно и трепетно будет нам в момент прохождения мытарств, — пишет о Лазарь. — Потому так полезно заранее внимательно рассмотреть самим все свои грехи!». Далее автор дает определение греха и приводит описание наиболее распространённых духовных болезней, злых навыков и страстей с некоторыми разъяснениями. Благодаря таким пояснениям тот, кто будет готовится к исповеди, может глубже рассмотреть себя, найти более точные названия своих болезней души.
Здесь же читатель найдет раздел «Советами готовящемуся к Исповеди», где автор, как опытный духовник показывает различные стороны этого таинства. «Исповедь, — пишет он, — это горячее покаяние сердца, жажда очищения, которая происходит от ощущения святыни, это второе Крещение». Поэтому «первым делом готовящегося к исповеди должно быть – испытание сердца», – пишет отец Лазарь. Но исследую себя «нужно следить за тем, чтоб не впасть в чрезмерную мнительность и мелочную подозрительность ко всякому движению сердца», – предупреждает автор книги. Батюшка так же напоминает, что «приготовление к исповеди не в том, чтобы возможно полно вспомнить и даже записать свой грех…», но в сокрушении сердца и скорби о грехах. «Это есть важнейшее из того, что мы можем принести на исповедь».
***
Очень важно, что в своей книге отец Лазарь не оставляет читателя одного со своей греховностью, но приводя слова святых отцов подробно разъясняет: «как исправлять себя, своё сердце, откуда начинать, где искать корни греха, на что обращать внимание более, какая страсть от какой происходит». И мы надеемся, что этот труд архимандрита Лазаря (Абашидзе) будет прекрасной помощью тем, кто желает узнать, как снискать спасительный путь, как отличить истинное духовное состояние от мнимого, как уберечь себя от прелести и других искушений врага, и самое главное научится истинному покаянию.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 20 мая 2024 года
Божественная литургия 19 мая 2024 года
Божественная литургия 19 мая 2024 года
Таинства Церкви. Беседа с протоиереем Владимиром Волгиным
Мысли о прекрасном. Художник Сергей Труханов. Часть 1
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!