Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Святой Иоанн Богослов — возлюбленный ученик Иисуса Христа. Апостолом Господа он стал в ранней юности. Прожил долгую, полную миссионерских приключений и духовных подвигов жизнь. Написал одно из Евангелий и Апокалипсис. Эти величайшие и таинственные книги любили христианские мыслители, составлявшие многотомные толкования на сочинения апостола Иоанна. Любили поэты, находившие в образе «сына грома» неисчерпаемый источник вдохновения. Любили и иконописцы. Жизнеописание святого породило множество иконографических сюжетов, которые развивались с течением времени, обрастая все новыми деталями. Разобраться в пестром многообразии поможет эта книга, посвященная иконографии апостола и евангелиста Иоанна Богослова.
***
Книга «Апостол Иоанн Богослов» вышла в свет в издательстве Метропресс в серии «Русская икона: образы и символы». Автор текста, Жанна Григорьевна Белик, рассказывает о сложных вещах: изобразительных особенностях и духовном смысле русской иконы. Но рассказывает настолько просто, что книгу могут читать даже те, кто только приступает к изучению духовной культуры нашего Отечества. Эта книга в качестве пособия пригодится на уроках истории и искусства и основ православной культуры. Для своего рассказа о жизни и трудах святого апостола автор использует житийный сборник святителя Димитрия Ростовского, «Толкование на Апокалипсис святого Андрея, архиепископа Кесарийского», «Толковую Библию» Лопухина и другие издания.
В частности в книге мы читаем следующее: «Святой апостол и евангелист Иоанн, именуемый Церковью Богословом, был одним из двенадцати апостолов - ближайших учеников Спасителя. Господь Сам избрал их и послах благовествовать народам Царствие Божие. Апостолы сопровождали Учителя во время Его земной жизни, возвещали Евангелие, изгоняли бесов, исцеляли от болезней, говорили от Его имени. Греческое слово «апостол» означает «посланник». В этом посланничестве заключалась основная миссия апостолов. Спаситель наделил их большой властью: «Кто принимает вас, принимает Меня, и кто принимает Меня, принимает Пославшего Меня» (Мф. 10:40). Церковь христианская ведет свое начало oт апостолов; именно они были призваны Господом на ее созидание.
Апостол Иоанн написал четвертое Евангелие, поэтому его называют Евангелистом, а за глубокое раскрытие христианского учения, как говорилось, Богословом. Святой Иоанн имел со-зерцательный склад души. Его Евангелие полно глубоких богословских рассуждений: апостол погружался во внутренний мир, стремясь осмыслить великие события, свидетелем которых он был. Написанное им Евангелие по сравнению с первыми тремя Евангелистами, заключает в себе большее число бесед Господа о глубочайших истинах веры: о Троице, о воплощении Сына Божия, о духовном возрождении, об искуплении человечества, о благодати Духа Святого и о Причащении.
Кроме Евангелия, Иоанн написал три Послания, которые называются соборными, потому что обращены не к конкретным личностям или к конкретной церковной общине, как у апостола Павла, а ко всем христианам. Надо научиться любить — вот главная мысль его апостольских Посланий. Он учил всех христиан любить Господа и друг друга и этим исполнить закон Христов. Святого Иоанна именуют «Апостолом любви»: он постоянно учил, что человек без истинной любви в своем сердце не может приблизиться к Богу и угодить Ему. В конце своей жизни, будучи уже не в состоянии говорить длинные речи, Иоанн повторял только одну фразу: «Детки, любите друг друга!» И когда его спросили, почему он постоянно повторяет одно и то же, апостол отвечал: «Потому, что это заповедь Господня, и если бы ее только исполнить, - этого было бы достаточно».
Святой Иоанн Богослов удостоился видения от Бога, он был восхищен на небо, и ему открылось будущее: приход Антихриста, конец мира, Страшный Суд, Царство Небесное, участь праведников и грешников. Так у Христиан еще в первом веке появилось «Откровение святого апостола Иоанна Богослова», по-гречески «Апокалипсис». Это книга не только о будущем, но и обо всем ходе истории. Апостол говорит о том, что в конце времен нынешний мир, который мы так тщательно изучаем, сгорит, небо будет свернуто как свиток, настанет новый мир и новая земля. А главный вопрос – спасение души – зависит от воли и желания конкретного человека: кто туда войдет и как сделать себя достойным войти в Царство Небесное? Об этом нам говорит в своих письменных трудах апостол Иоанн.
Вот лишь краткий пересказ того, что рассказывает автор о жизни и трудах любимого ученика Христова. Скажем также кратко и об иконографии апостола. Как пишет автор, древнейшие дошедшие до нас изображения Иоанна Богослова относятся к 3-4 вв. Они сохранились в росписях катакомб и рельефах саркофагов. Среди них нет таких произведений, где апостол изображен один, он всегда представлен в числе 12 апостолов или, реже евангелистов, окружающих Спасителя или предстоящих Ему. На ранних рисунках апостолы имеют обобщенные черты, поэтому идентифицировать Иоанна Богослова среди апостолов или евангелистов можно только в том случае, если подписаны имена святых или читаются слова евангельских текстов.
В раннехристианском искусстве апостол Иоанн чаще изображался юным, что может указывать на сложившееся представление о нем как о самом молодом ученике Христа. Позже получил распространение другой образ — в виде старца перед небольшим столиким, как например, в мозаиках Сан-Витале в Равенне. В руках Иоанна — раскрытый кодекс. Апостол представлен за написанием Евангелия. Над ним сидит огромный орел, который воспринимается не столько как символ самого апостола, сколько как символ силы и свободы его мысли. Взгляд апостола устремлен в небо — этим художник показывает, что Иоанн внимает непосредственно Богу.
Практически во всех византийских рукописях 9 - начала 11 вв. мы видим развитие образа, созданного мозаичистами Равенны: Иоанн Богослов имеет облик вдохновенно творящего старца. Это, вероятно, объяснялось существованием предания о написании им Евангелия в глубокой старости, последним из Евангелистов. Именно в это время появляются устойчивые, «узнаваемые» черты внешности Иоанна Богослова: высокий, выпуклый, изборожденный морщинами лоб с большими залысинами, короткие курчавые волосы и небольшая окладистая борода с выделенными прядями. Богообщение Иоанна Богослова выражено не только подняты-ми к небу глазами. Поворот его фигуры также подчеркивает реальность диалога апостола с Богом. Господь словно зовет его, и Иоанн, услышав Его зов, оборачивается на Божий Глас.
***
Книга «Апостол Иоанн Богослов» - входит в уникальную книжную коллекцию «Русская икона: образы и символы». По словам издателей, это настоящая замечательная энциклопедия православной культуры! Серия знакомит читателя с великими шедеврами иконописи, прославленными и менее известными образами, созданными древними мастерами. А секреты и тайные смыслы шедевров живописи - иконописи раскрывают ученые, художники и священники. Каждая из книг серии посвящена одной теме: празднику, святому. Тема освещается очень подробно с исторической, с иконографической, с богословской точек зрения.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 20 мая 2024 года
Божественная литургия 19 мая 2024 года
Божественная литургия 19 мая 2024 года
Таинства Церкви. Беседа с протоиереем Владимиром Волгиным
Мысли о прекрасном. Художник Сергей Труханов. Часть 1
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!