Аудио |
|
Скачать .mp3 |
В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста... Что означают эти таинственные слова, которыми открывается Библия? И как они связаны с началом существования Вселенной, квантовой космологией и теорией Большого взрыва? Какое отношение имеет носящийся над водою Дух Божий к появлению элементарных частиц материи? Почему материя не может быть совечна Богу, как считал знаменитый философ Платон? Какое отношение термин «сеять» имеет к сотворению мира из ничего? Ответы на эти и другие вопросы предлагаются в книге - «Физика Бытия: происхождение Вселенной в десяти стихах». Она вышла в свет в Издательстве Сибирская Благозвонница и заняла свое место на нашей книжной полке.
***
Настоящий труд, по словам издателей, представляет собой развернутый ответ на недавно вышедшие книги зарубежных астрофизиков-материалистов: «Высший замысел» Стивена Хокинга и «Вселенная из ничего» Лоуренса Краусса. Суть указанных работ сводится к критике тезиса о сотворении мира Богом из ничего. В связи с этим автор Алексей Александрович Клецов, ученый-физик, ставит в своей работе три цели: представить святоотеческое толкование первых стихов Книги Бытия, показать согласие современной космологической теории происхождения мира с этим толкованием и выделить аргументы в пользу начальности и сотворенности мира Богом на основании естественного Откровения. С учетом сказанного работу можно классифицировать как типичный труд по апологетике.
Необходимость апологетики христианских догматов о сотворении мира, в частности естественнонаучной апологетики, подтверждается многими отцами Церкви, написавшими целые трактаты на эту тему (классическим примером служит «Шестоднев» свт. Василия Великого). Наивный читатель спросит: «Зачем Василию Великому надо было объяснять Книгу Бытия? Там и так все ясно». Ответим словами богослова XIX века архимандрита Сильвестра (Малеванского), который показал всю серьезность вопроса о миротворении: «Учение о миротворении Божием составляет собою не только начальный предел во всем учении о Боге в явлении Его тварям, но и средоточный, или центральный, пункт во всем богословии христианском. Мы потому и знаем о Боге как самобытном и высочайшем Духе, что знаем о Нем как Творце мира... Понятно поэтому, что догмат о Боге — Творце мира [догмат о сотворенности мира Богом] требует особеннейшего к себе внимания и возможно тщательного и подробного рассмотрения. Самый важный вопрос в общем учении о миротворении Божием — это вопрос о Виновнике [Причине] мира».
В этой книге исследование миротворения, как отмечает автор, ограничится только физической стадией (творение и преобразование неживой материи), которая может быть разбита на следующие этапы: сотворение Богом из ничего первооснов Вселенной (невидимого духовного мира и невещественной праматерии — неба и земли) (стих l); преобразование Духом Божиим (Дух Божий носился над водою) невещественной праматерии в материю (вещество и излучение) (стих 2); дальнейшее преобразование материи вплоть до отделения излучения (света) от вещества (и отделил Бог свет от тъмы) (стихи 3-5); структурирование материи и появление пустого пространства (тверди) (стихи 6-8); группирование атомов в протозвездные и протопланетные облака и последующее формирование планет (стихи 9-10); формирование звезд (да явятся светила) из протозвездных облаков (стихи 14-19).
Определившись с целями книги, давайте разберемся с ее необычным названием. Здесь, как говорит автор, он будет отвечать на вопросы происхождения и становления Вселенной, а эти вопросы лежат в области космологии — науки, которая исследует возникновение и существование (бытие) Вселенной, в основном опираясь на естественнонаучные методы, прежде всего методы физики. Вместе с тем «Бытие» является названием начальной книги Библии". Двоякое употребление слова «бытие» (с одной стороны, это наименование Вселенной в целом, с другой — заглавие первой книги Библии, повествующей о происхождении этой самой Вселенной) как раз и определило название этой работы — речь в ней пойдет о физических основах (физике) Вселенной, сокрытых в Книге Бытия.
Об уникальности книги говорится в предисловии издания: «Уникально уже ее название, которое отражает главную задачу автора — ответить на извечный вопрос: «Как появился мир?», опираясь на два независимых источника знания: библейскую Книгу Бытия и науку. Сопоставление библейской истории сотворения мира с научными космогоническими теориями не ново в христианской научно-популярной литературе. Однако работы современных христианских авторов о происхождении мира страдают одним из двух недостатков: они либо написаны в русле либерального богословия, мало опирающегося на святоотеческое предание, либо недостаточно полно используют данные естественных наук.
«Физика бытия» лишена обоих упомянутых недостатков: автор защищает библейскую историю сотворения мира, основываясь как на данных современной физики, так и на святоотеческом учении. Результат такого исследования можно кратко выразить словами святого Ефрема Сирина: «И природа, и Писание, если правильно будем вникать, показывают одно и то же». Автор открывает горизонт, где «естественное Откровение о Боге, проявленное через Вселенную как Его творение и "прочитанное" учеными, оказывается согласным со сверхъестественным Откровением, данным нам Богом в Священном Писании». И это весьма неутешительный вывод для «новых атеистов»», работы которых и подвигли автора на написание данной книги.
Свое повествование автор начинает с освещения термина «материя» (с точки зрения современной науки), он рассматривает материализм как псевдорелигиозное течение и проводит четкую грань между «мнением науки» и «мнением ученого». Далее следует описание группы теорий, лежащих в основании космологической модели расширяющейся Вселенной (теории Большого взрыва). Это описание рассчитано на аудиторию, хотя и не изучавшую физику в вузе, но имеющую представление о естественных науках. Оно должно быть понятным для выпускника общеобразовательной школы. Кратко излагаются принципиально важные особенности теории, ее суть и следствия.
***
Вопрос «Как появился мир?» волнует человека с самой зари цивилизации. Имел ли мир начало или он безначален (существует вечно)? Если мир имел начало, то из чего он появился? И как появилось то «нечто», из чего появился мир? Наконец, случайно ли возник мир или у него есть причина? Ответы на данные вопросы напрямую связаны как с науками о Вселенной (в первую очередь физикой и космологией), так и с религией и богословием, к чему и прибегает автор данной книги. Он знакомит читателя с удивительным совпадением общепризнанной научной теории происхождения Вселенной с Божественным Откровением о сотворении мира, содержащимся в первой главе Книги Бытия.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 20 мая 2024 года
Божественная литургия 19 мая 2024 года
Божественная литургия 19 мая 2024 года
Таинства Церкви. Беседа с протоиереем Владимиром Волгиным
Мысли о прекрасном. Художник, старший преподователь Академии акварели и изящных искусств Сергея Андрияки Сергей Труханов. Часть 1
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!