Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Архимандрит Григорий (Зумис). Люди Церкви, которых я знал.
Автор книги, которую сегодня мы предлагаем вашему вниманию, является наместником Дохиарского монастыря на Святой Горе Афон. Архимандрит Григорий (Зумис) прошел через многие испытания и скорби, но в них он приобрел бесценный опыт, который еще более пополнился в его духовническом служении. Воспоминания о пережитом, о встречах с людьми Церкви легли в основу повествования книги, которая вышла в свет в 2010 году в Греции под названием - «Известные мне люди, подвизавшиеся на церковном поприще». В 2014 году эта книга в сокращении была опубликована на русском языке в Издательстве Смирение под названием - «Боголюбцы: Рассказы о подвижниках благочестия современной Греции, монахах и мирянах». И вот сегодня мы предлагаем вашему вниманию новое издание этой книги, которое осуществил Свято-Троицкий Ионинский монастырь. ***
«Люди Церкви, которых я знал» - так называется книга игумена афонского монастыря Дохиар архимандрита Григория (Зумиса), написанная в традиции патерика. Старец рассказывает о православных подвижниках современной Греции — о «людях Церкви» — монахах и мирянах, с которыми ему довелось встречаться в детстве, юности, а также за долгие годы своего монашества. Рассказывает о том духовном совершенстве, которого нередко достигают незаметные и незначительные в обществе и Церкви люди. Воспоминания известного афонского духовника написаны живым, образным языком, в них много глубоких размышлений о духовной жизни, о путях спасения. Книга несомненно будет интересна и важна для читателей, взыскующих Господа.
Прежде всего кратко расскажем об авторе книги. Архимандрит Григорий (Зумис) с раннего детства рос на острове Парос, воспитывался под сенью известного во всей Греции монастыря Лонговарда, а духовным руководителем его был старец Филофей (Зервакос). По рекомендации старца в 12 лет он поступил в духовную школу и был перепоручен аввой Филофеем другому старцу – Амфилохию (Макрису). 1 января 1967 года молодой человек принял от этого старца постриг и подвизался под его руководством в скиту. В 1970 году старец Амфилохий преставился Богу, и Григорий с некоторыми другими монахами вынужден был уехать в монастырь в центральной части Греции. Затем еще один монастырь, в Эвритании... А затем его и нескольких братий пригласили на Афон в монастырь Дохиар, где отец Григорий подвизается уже более 45 лет.
О том, как появилась идея создания этой книги, архимандрит Григорий рассказывает в предисловии. «Я не привык, пишет старец, - выезжать из своего монастыря, так как для меня моя келья — лучшее место отдыха. Впрочем, обязанности иногда вынуждают меня это делать. В один из таких редких выездов я оказался в одной многочисленной монашеской общине. После того как братия гостеприимно встретила меня, мы сели в их небольшом архондарике и стали разговаривать о наших странствиях по необъятному морю монашеской жизни. Мы говорили о морской болезни, штормах, штилях и разных берегах. Я прославил Бога за то, что молодые монахи больше пожилых принимали участие в этом разговоре, в котором совсем не было пустословия: мы говорили о трудностях, связанных с внутренним человеком, диаволом и миром, всячески избегая осуждения.
Предметом разговора, по словам автора, были также собственные успехи и неудачи собеседников. «Один молодой монах, - пишет о. Григорий, - упомянул о современном патерике одной из зарубежных Православных Церквей, на что другой, из старших в этом братстве, с большим волнением заметил: «Если бы мы обошли наши греческие земли и получше разузнали о собственных мамах и бабушках, папах и дедушках, то и сами смогли бы написать много томов о чудесных событиях и замечательных людях. Такой патерик весьма помог бы миру, особенно если читать его с духом ученичества и смирением». Этот монах, признается автор, стал для меня вечерним воином, пронзившим копьём моё исстрадавшееся сердце. К счастью, я с детства любил учиться у людей, знающих не понаслышке о страданиях и угнетениях, а также у тех, кто посвятил свою жизнь служению нашей Святой Церкви. Я слушал, смотрел и всё записывал в своём сердце несмываемыми чернилами; всё это было смешано со слезами и кровью, и потому в моей маленькой головке оставалось священным сокровищем. Я никогда не спрашивал, правда ли то, что я слышал, так как сами рассказчики всякий раз добавляли: «Всё это так и было, сынок».
Как отмечалось в одном из предыдущих изданий, рассказы, собранные на страницах этой книги привлекают читателя не только интересным, а нередко и захватывающим сюжетом. Главное в них, это позиция автора, его отношение к ближнему. В простом, как бы незначительном человеке он умеет разглядеть духовную красоту, величие добродетели, достигаемой нередко незаметным миру, суровым подвигом. Добродетели описываются с такой любовью, что хочется немедленно начать им подражать. Тем более что в большинстве случаев это не какие-то сверхъестественные подвиги древних подвижников, а дела, вполне доступные и нам, живущим ныне в миру или в монастыре. Необходимо лишь, по словам автора самопонуждение. Этому качеству посвящена отдельная глава — можно сказать, гимн самопонуждению.
Для примера зачитаю вам небольшой отрывок из этой главы. «С детских лет, - рассказывает автор, - я слышал слова преподобного Иоанна Лествичника: «Монашество есть постоянное понуждение себя». И моя покойная бабушка ЗахарО часто повторяла мне поговорку: «Рабочий день начинается с ночи». Ты допустишь ошибку, если отложишь сегодняшнюю работу на завтра. Я начал удивляться добродетели самопонуждения и полюбил её прежде, чем узнал на деле. И до сих пор я желаю её стяжать как подходящую моему характеру как ни что другое. Как-то я спросил у старца Амфилохия: «Чем монах отличается от мирянина?» На это он мне ответил: «Монах отличается постоянным понуждением себя. После этого он целый вечер рассказывал мне о монахах, подвизавшихся в самопонуждении. Самопонуждение принесло мне столько пользы, что у меня появилась мысль посвятить эту главу нескольким людям, монахам и мирянам, старавшимся понуждать себя, о которых я слышал или которых знал лично».
Так, по словам автора, «легендарный эконом монастыря отец Дамиан до девяноста лет сам мыл лестницу, ведущую к келиям. И мыл он ее не шваброй, а тряпкой, на коленях переползая со ступеньки на ступеньку. А бабушка Лукия, монахиня из БудрУми из Малой Азии... до глубокой старости сама вскапывала огород и каждый год говорила: «Последний раз». И так до ста лет. Да и моя бабушка, - повествует автор, - всегда себя принуждавшая, говорила мне: «Ты никогда не увидишь дня, в который закончил бы все свои дела. Ты должен много часов отнимать у ночного сна, если хочешь чувствовать удовлетворение от того, что хоть что-то делаешь». Самопринуждение – это характерная черта святых и всех вообще в выдающихся людей. Те, кто понуждают себя в материальном, обычно понуждают себя и в духовном».
А вот что автор пишет о праведных женщинах, которых он повстречал на своем пути. В частности он отмечает, что «когда необразованная и простая женщина учится в Церкви, то она становится мудрее мудрецов. Не умея читать, она знает Евангелие и может замечательно пересказывать жития святых. Она знает, когда будни, а когда праздник, когда постный день, а когда нет. О муках и страданиях нашего народа во время его порабощения турками она говорит так, что слова её прожигают сердца слушающих. Она тактична и трудности жизни преодолевает святыми добродетелями. Никакое злоключение не доведёт её до отчаяния, и никакая радость не лишит трезвого рассудка. Прежде всего, у неё есть то, что было и у святых: врождённое благородство и чистота жизни». «Церковная женщина, по словам автора, никогда не бывает верующей только во время скорби, в делах веры она остаётся постоянной». И об этом свидетельствуют рассказы автора.
*** О духовных подвигах своих современников, которые они совершают незаметно для многих окружающих, автор пишет следующее: «Незаметное служение — надёжный путь в Царство Небесное. Тому, кто делает добро втайне, Бог покажет это в день Своего беспристрастного Суда. Незаметное служение, пожертвование, проявление любви к другому имеет великую награду, а иначе и быть не может, ибо она обещана Самим Господом». О таких православных подвижниках, с которыми был знаком и лично встречался архимандрит Григорий, он и рассказывает в своей книге «Люди Церкви, которых я знал».
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 20 мая 2024 года
События недели. 19 мая 2024
Воскресные беседы. Тамара Грузинская
Кулинарное паломничество. Рецепт пирожного. Храм Воскресения Христова в Кадашах
Церковь и общество. Беседа с иеромонахом Макарием (Комогоровым). Часть 2
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!