Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Игорь Васильевич Евсин. Труды игуменские и другие рассказы.
6 декабря 2006 года отошел ко Господу архимандрит Авель (Македонов). Святогорец, наместник Иоанно-Богословского Пощуповского монастыря под Рязанью, мудрый духовник и наставник, отец Авель был одним из тех светочей веры, благодаря которым традиции подвижничества сохранялись и преумножались. Все, кто присутствовал на его отпевании, ощущали неотмирную радость. По-человечески печалились, даже скорбели о том, что ушел старец, духовный отец, к которому в трудных ситуациях всегда можно было обратиться за поддержкой. Но в глубине души радовались, что обрели духовного помощника на небесах. О жизни и подвижническом служении на ниве Христовой архимандрита Авеля (Македонова) рассказывает книга Игоря Васильевича Евсина, вышедшая в свет в издательстве Сретенского монастыря. Она называется - «Труды игуменские и другие рассказы». ***
В основе книги — рассказы самого архимандрита Авеля о своей жизни, начиная с самых ранних лет, с детства, и кончая последней проповедью перед своей паствой. Автором книги, пополнившей документально-жизнеописательный раздел издательства Сретенского монастыря, выступил Игорь Васильевич Евсин, являющийся также и главным редактором православного издательства “Зёрна”. Как отмечают издатели, это уже далеко не первая его книга данной тематики - еще одним подобным трудом этого автора является книга “Они служили в Летово...”, которая повествует о трех подвижниках XX века, в разное время служивших в Космодамиановской церкви села Летово Рязанской области: архим. Иоанне (Крестьянкине), архиеп. Глебе (Смирнове), прот. Викторе Шиповальникове.
Как повествует автор, родился архимандрит Авель 21 июня 1927 года в богатом своей более чем многовековой историей селе Никуличи. А его рождению предшествовала такая история. По словам автора, род Македоновых издревле был крепок в православной вере. Родители архимандрита Авеля Николай Лазаревич и Феодосия Митрофановна также были глубоко верующими, людьми. Феодосия и бабушка по отцу Татьяна ходили поклоняться святыням Николо-Радовицкого и Иоанно-Богословского монастырей. Придя в Иоанно-Богословскую обитель, они оставались там на два-три дня. Усердно молились пред чудотворным образом апостола Иоанна Богослова о ниспослании Феодосии здорового ребенка. И услышал Господь молитвы Македоновых в Иоанно-Богословском монастыре. Забеременела Феодосия в третий раз и утешилась чудным явлением самого апостола, которому молилась в обители его имени.
Случилось это так. Однажды приснился ей благообразный старец. Подал ножницы и отрез черной ткани. Феодосия не узнала Иоанна Богослова и в недоумении спросила: «Дедушка, зачем вы это мне даете? Ведь я и шить-то не умею». «Так это не для тебя, а для твоего сына, который родится», — ответил старец. Она не поняла значения этого сна. Подумала, что ее сынишка будет портным. На самом же деле отрез черной ткани означал его монашеское облачение, а ножницы — что он будет постригать в монахи благочестивых христиан. Наутро, когда семья Македоновых проснулась, Феодосия рассказала всем о видении неизвестного ей старца. Но так и не догадалась она, кто же явился ей во сне. И лишь через много лет в старце, который предсказал будущую жизнь архимандрита Авеля, он сам, когда уже стал наместником Иоанно-Богословского монастыря, узнал апостола Иоанна Богослова, изображенного на старинной монастырской иконе. На ней апостол Иоанн Богослов выглядел точно так, как его описывала Феодосия. «Вот ведь как, - удивлялся отец Авель. - Я еще не родился, в утробе матери был, a Иоанн Богослов всю мою жизнь наперед знал».
Свое имя Авель – старец получил, приняв монашеский постриг. А при рождении своем был крещен с именем Николай. Как рассказывает автор, родился будущий пастырь в пору, когда в России разбушевались Каины, убивавшие своих же братьев. Захватившие власть безбожники разрушали храмы, расстреливали священников. Торжествовали мнимую победу. Но Каины даже помыслить не могли о том, что в это время, когда от их рук погибают одни Авели, нарождаются другие. Что крестившийся в безвестном рязанском селе младенец Николай станет тем Авелем, который будет восстанавливать попранное Каинами. Восстанавливать порушенные храмы, возрождать поруганную веру, спасать погибающие души... Любовь к Богу проявилась у Николая с младенчества. Говорить не умел, а Бога уже любил. Его родители замечали, что, когда плачущего сыночка проносили мимо часовни, он успокаивался. Когда он подрос, ребятишки прозвали его Коля-Монах; а он совсем не обижался, наоборот, просил: «Господи, сделай так, чтобы я действительно стал монахом».
Монашеский постриг Николай принял в 18-летнем возрасте, 23 ноября 1945 года. Постригал его в монашество архиепископ Рязанский и Касимовский Димитрий (Градусов). Как повествует автор, юноша мечтал носить имя Иосиф, в честь Иосифа Аримафейского. Владыка Димитрий знал об этом, но дал ему имя со значением. Он говорил об этом значении так: «Авель – значит печаль, потому что родители у тебя умерли рано. Авель – жертвенность, потому что в жертву принесена была юность. Авель – первомученик, потому что ты стал первым пострижеником в Рязанской епархии после революции и на этом пути тебе предстоят страдания». Вот так в новом имени, по словам автора, отразилась вся жизнь Николая Македонова. В том же году архиепископ Димитрий рукоположил монаха Авеля во иеродиакона, а спустя два года – во иеромонаха.
Однако, как рассказывал сам отец Авель, когда владыка объявил ему о своем намерении возвести его в сан иеромонаха, то он испугался, что по молодости и малограмотности не сможет быть пастырем своих прихожан. А владыка Димитрий сказал ему: «Это воля Божией Матери, чтобы ты стал священником. Ты обязан ее выполнить». Но отец Авель испуганно ответил: «Если бы Божия Матерь повелела рукоположить, то прежде приуготовила меня к этому, уберегла от грехов и от видения той скверны, которую вокруг вижу. Ведь надо, чтобы я чистым пред прихожанами предстал». Улыбнулся на эти слова владыка Димитрий и говорит: «Ты не прав, мое чадо. Ведь священник — это духовный врач. А что же это за врач, который не знает людских болезней. Придет к тебе человек с грехом на душе, а ты даже не знаешь, какой дать ему совет, не знаешь, чем ему помочь. Потому Господь и попускает тебе познать грехи людские, чтобы ты смог определять причины духовных болезней». «И все-таки, спросил отец Авель, - как же я стану священником, если даже и проповедовать не умею?» «А тебе и не надо проповедовать. Живи по-Божьему, исполняй евангельские заповеди, и это станет твоей лучшей проповедью», - ответил ему Владыка.
И так он и жил - по-Божьему, исполняя евангельские заповеди. Живую веру, обретенную с детства, отец Авель впоследствии передавал сотням и сотням людей. Как-то один из духовных чад архимандрита Авеля, впав в грех маловерия, признался: «Батюшка, кажется Господь оставил меня. Тягостно на душе и темно. Так темно, так темно...» «Да как же это оставил, если Он в соседней комнате сидит?» — удивился отец Авель. «Как в соседней комнате?!» «Да так... Поводил он тебя, несмышленыша, за ручку, показал свет, а ты, подрастая, баловаться начал. Вот он тебя в наказание и оставил одного в темной комнате. А Сам, как любящий Отец, в соседней комнате ждет, когда придешь к Нему, прощения попросишь». Ну как, - отмечает автор, - после такого разговора не утешиться, не воспрянуть духом?
«Путь к Отцу Небесному нелегкий, — говорил батюшка Авель. — Сначала Он нас, как малых детей, за ручку водит, а потом одних оставляет, чтобы мы сами к Нему шли. В такие минуты может появиться у человека скорбь и теснота на душе. Но эти минуты являются для него испытанием, которое он должен пройти, преодолевая малодушие и маловерие». А в особо тяжелых ситуациях, не зная, что посоветовать своему духовному чаду, архимандрит Авель говорил: «Подожди, я помолюсь, попрошу Матерь Божию, может Она меня вразумит, подскажет, что надо делать». И, свидетельствует автор, - молился, и вразумлялся...
*** Приняв священный сан, отец Авель более 50 лет служил у престола Божия. Служение его проходило сначала в храмах Рязани и Рязанской области, а затем в Ярославле и Угличе. В феврале 1970 года иеромонах Авель был отправлен в командировку в русский Свято-Пантелеимонов монастырь на Святой Горе Афон, где спустя какое-то время он был избран игуменом обители. Через девять лет, по состоянию здоровья старец вернулся в Россию, и был назначен почетным настоятелем Борисоглебского кафедрального собора города Рязани. После празднования Тысячелетия Крещения Руси, православные обители стали возвращать в лоно Русской Церкви. Был передан Церкви и Свято-Иоанно-Богословский монастырь, наместником которого вскоре стал отец Авель. Около 15 лет трудился старец, возрождая поруганную обитель, и именно этот монастырь стал местом его упокоения 9 декабря 2006 года. Обо всем этом рассказывает книга «Труды игуменские и другие рассказы».
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 20 мая 2024 года
События недели. 19 мая 2024
Воскресные беседы. Тамара Грузинская
Кулинарное паломничество. Рецепт пирожного. Храм Воскресения Христова в Кадашах
Церковь и общество. Беседа с иеромонахом Макарием (Комогоровым). Часть 2
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!