Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Митрополит Вениамин (Федченков). Беседы в вагоне.
В чем сущность христианства, трудно ли веровать образованному человеку, важен ли интеллект в вопросах веры, в чем назначение и смысл монашества, где граница самовнушения в восприятии мира? Такие вопросы митрополит Вениамин (Федченков), известный иерарх Русской Православной Церкви, поднимает в книге «Беседы в вагоне». В ее основу положены реальные разговоры, которые произошли в 1945 году, когда митрополит Вениамин возвращался из Москвы в Америку, после интронизации Святейшего Патриарха Алексия Первого. В пути 65-летний архипастырь общался с «нерелигиозными», как они сами себя называют, людьми - гражданами советской России. Эти «Беседы в вагоне» и составили книгу с аналогичным названием, которая снова вышла в свет в Издательстве Отчий дом. ***
В начале 1945 года владыка Вениамин (Федченков) был приглашен в Россию как митрополит Алеутский и Североамериканский, экзарх Московской Патриархии в Северной Америке, - для участия в Поместном Соборе Русской Православной Церкви. Пробыв месяц на Родине, он в статье «Мои впечатления о России», опубликованной в Журнале Московской Патриархии, написал следующее: «Русь и теперь Святая. Да, и теперь я могу без всяких сомнений утверждать: жива православная вера в русском народе. И не только в "простом" народе. Я десятки и десятки интеллигентных людей встречал за этот короткий четырехнедельный срок, сознательных и глубоко верующих христиан. Я почти повсюду видел их. И вообще пришел к несомненному убеждению, что не только в отдельных личностях, но и в широчайших толщах народа - вера жива и растет».
Хочется отметить, что на тот момент митрополит Вениамин не был на Родине уже 25 лет - в 1920 г. он вынужден был эмигрировать. Конечно, находясь за границей, владыка внимательно следил за событиями, которые происходили в России, и внутренне старался жить одной жизнью со своим народом. Так, вскоре после того, как началась Великая Отечественная война, 2 июля 1941 г., в Америке, в Мэдисон Сквер Гардене, состоялось многотысячное народное собрание. Тогда митрополит Вениамин призвал представителей Русского Зарубежья забыть прежние обиды, и не соблазняться заявлениями нацистов о том, что они ведут «крестовую» борьбу против безбожия. Призывал всемерно помогать Советскому Союзу, а американский народ — помнить, что «от конца событий в России зависят судьбы мира». Эта речь оказала огромное влияние и на русских эмигрантов, и на американцев. А митрополит Вениамин впоследствии был избран почетным председателем Русско-американского комитета помощи России и получил право в любое время суток приходить с докладом к президенту США.
В самом конце войны владыка приехал на Родину. Из сообщений главы Русской Православной Церкви митрополита Сергия (Страгородского) он знал, что в России был «большой религиозный и патриотический подъем», по всей стране служились молебны «о даровании победы русскому воинству». И, тем не менее, иерарх ехал в «страну победившего социализма», где Церковь подвергалась гонениям, где в 1930-х гг. по распоряжению властей расстреливались священнослужители и взрывались храмы. Архипастыря волновали вопросы, жива ли вера, что происходит в Церкви, какие мысли и чувства главенствуют. В России митрополит Вениамин много общался с людьми — «на Соборе, в храмах, в вагонах, в метро, в трамваях, в частных посещениях, в беседах, в случайных встречах», - вглядывался в лица, подмечал детали. Кроме Москвы, он побывал в Ленинграде, Калуге и других городах. «...Я достаточно мог наблюдать родной народ и понять его», - подчеркивал после владыка. И вот его вывод: «...уезжаю я в Америку спокойный и радостный за веру и Церковь».
В 1945 году на Поместном Соборе Русской Православной Церкви Патриархом Московским и всея Руси был избран митрополит Ленинградский и Новгородский Алексий (Симанский). И из этого события автор книги вынес положительное суждение: «...спокойно и мирно будет его патриаршее правление. Церковный корабль под его руководством поплывет мирно, благонадежно». С такими светлыми, радостными мыслями митрополит Вениамин садился в международный вагон поезда Москва-Красноярск, возвращаясь в Америку, к месту своего служения. Здесь и произошла его встреча с другими русскими людьми, представителями поколения, которое выросло и сформировалось уже в советское время. Именно здесь и прозвучали диалоги, положенные в основу книги «Беседы в вагоне». Рассмотрим эту встречу подробней.
В поезде три попутчика - преподаватель физики и два офицера. Хорошо подготовленные интеллектуально, но не имеющие ни малейшего представления о религии, они обратились к митрополиту Вениамину с просьбой поговорить о вере. «...Только мы не религиозные», - отрекомендовались собеседники. «Это ваше дело», — ответил владыка. Он к тому времени пообщался уже со многими верующими людьми в России, и теперь ему представилась возможность поговорить с теми, кто считал себя атеистами. Дальше владыка пишет: «И я пригласил их сесть. Очень скоро к нашему купе собрались добровольные слушатели из вагона: человек около десяти. Но они минут через 20–30 разошлись заниматься своими делами: кто — книгами, кто — игрой в карты. А те три человека провели со мной две беседы: одну — в первый день, другую — во второй день», которые Владыка впоследствии и записал.
В ходе двух бесед попутчики обсудили многое. Существует ли сверхъестественный мир, в чем сущность христианства? Может ли непредвзятый читатель усомниться в истинности евангельского текста? В чем назначение и смысл монашества и др. 65-летний архиерей был предельно искренен в разговоре с такими, казалось бы, далекими ему людьми - делился самыми личными переживаниями, объяснял, почему стал монахом. На этот вопрос он, в частности, ответил так: «У человека есть несколько идеалов: первый — материальный, плотской, — грубый или тонкий; второй — умственный, интеллектуальный, научный; третий — идеал искусства; четвертый — нравственно–общественный; пятый — лично моральный (я считаю этот — выше предыдущего). Все это было мне более или менее известно по опыту. И ни один из этих идеалов меня не удовлетворил. И тогда я остановился на шестом: на религиозном, — на вере в Бога, на христианстве. Я его знал с детства. В зрелом возрасте убедился опытом. Прошел через отрицательные недоумения. И остановился на нем. А этот идеал больше всего, — как показывает и история Церкви, — более всего достигается в монашестве, где христианин полнее отдается Богу, религиозной жизни».
За этим ответом со стороны собеседников владыки последовал вопрос: «Но как вы решили самый важный вопрос — религиозный: есть ли Бог?» И он очень обстоятельно ответил на него, а вопрошавшие, не вступая в дискуссию, слушали. По словам издателей, читая эту книгу, порой забываешь, что перед митрополитом сидят «атеисты»! Но такие ли уж они «неверующие», как думают сами: с Божией помощью огромный духовный опыт и откровенность владыки приносят свои плоды - собеседники слушают внимательно, ведут беседу очень почтительно, а самое главное, имеют силу согласиться с неоспоримым. Впоследствии, когда митрополит Вениамин записал эти дорожные разговоры, он присоединил к ним и некоторые свои соображения, которые не успел высказать при непосредственном диалоге со своими попутчиками.
Воображаемая, третья беседа, которой не было в реальности, также включена в данное издание. В ней митрополит Вениамин отвечает на следующие «материалистические» вопросы: какова польза Советскому Союзу от религии вообще и от Православной Церкви в частности? Кроме того, в «Беседах в вагоне» содержится и глава «Дополнения». Владыка приводит в ней цитаты из творений святых отцов, а также сочинений философов, писателей и поэтов на тему веры и неверия. На Родину митрополит Вениамин возвратился в 1948 году. Книга «Беседы в вагоне» была написана в 1954 г., когда владыка возглавлял Ростовскую епархию. В настоящее время «Беседы в вагоне» издаются по авторскому машинописному экземпляру книги, хранящемуся в библиотеке Санкт-Петербургской Духовной Академии. Текст дополнен примечаниями и недостающими ссылками на библейские и богослужебные источники.
*** Вера – дар Божий, дар бесценный, так может сказать каждый, кто имеет этот дар в себе, кто ощутил в своей душе. Но, пожалуй, каждый из имеющих подобный опыт людей должен признать, что на избранном пути веры ему не удалось избежать колебаний и сомнений. В такие минуты особенно ощущает человек необходимость присутствия рядом с ним доброго наставника, хочется, чтобы в нужный момент рядом оказался бы кто-то, кто способен разрешить «недоуменные вопросы», кто сам убирал камни сомнения на тернистом пути богопознания. А если такого человека рядом не окажется? Тогда нам на помощь придут книги и люди, которые их написали. И, несомненно, желающие утвердиться «на камне веры» обретут опытного и доброго руководителя в лице автора этой книги - митрополита Вениамина (Федченкова) — человека, жившего верой и в вере.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 20 мая 2024 года
Божественная литургия 19 мая 2024 года
Божественная литургия 19 мая 2024 года
Таинства Церкви. Беседа с протоиереем Владимиром Волгиным
Мысли о прекрасном. Художник, старший преподователь Академии акварели и изящных искусств Сергея Андрияки Сергей Труханов. Часть 1
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!