Аудио |
|
Скачать .mp3 |
В.С. Миловатский. На зов Божий. Земное и небесное в жизни священника Павла Флоренского.
В 2017 году исполнится 135 лет со дня рождения и 80 лет со дня мученической кончины священника Павла Флоренского. Философ, а более того — глубочайший психолог; богослов и математик, физико-химик и искусствовед, поэт и технолог, лингвист и электроник, астроном и эстетик, инженер-изобретатель и историк, — все это отец Павел. Он был человеком, отнюдь не укладывающимся в написанные им книги. Подлинная гениальность о. Павла Флоренского была в самой его личности, духовным центром которой, по словам о. Сергия Булгакова «было его священство». «Настоящее творчество о. Павла - не книги, - говорил о. Сергий, - но он сам, вся его жизнь, которая ушла безвозвратно из этого века в будущий». О «земном и небесном в жизни священника Павла Флоренского» рассказывает книга, выпущенная в свет Издательством Общество памяти игумений Таисии. Она называется – «На зов Божий». ***
Книга «На зов Божий» является своеобразным введением в мир великого человека, которого ещё при жизни современники называли русским Леонардо да Винчи и Паскалем. Эта уникальная личность по праву притягивает к себе внимание многих, но в то же время для широкого круга наших современников он по-прежнему остаётся непознанной планетой. В данной работе автор, Валерий Степанович Миловатский, обратившись к Павлу Флоренскому по большой любви и созвучию душ, попытался представить скорее его портрет, чем биографию, причём во многом портрет духовный, опираясь на писания самого Флоренского. Читается книга легко, погружая читателя в сложный мир великого русского светоча, не оставляя равнодушным.
По словам автора, священник Павел Александрович Флоренский неохватен. Он — загадка, он — тайна души неисследимой глубины. И сам — апологет тайны, тайны, о которой никто не писал так глубоко, как он. Казалось бы, он был весь на виду. Его знало множество людей, оставивших о нём свои свидетельства. Да он и сам писал о себе так откровенно-исчерпывающе, как мало кто из великих. Остались его дневники, письма, воспоминания. И тем не менее он прикровенен. Он знал цену тайны, носил её в себе и унёс с собой, как и должно таиннику. Большая дерзость, утверждает автор, писать об отце Павле Флоренском, о его глубинном бытии. Дай Бог не погрешить против его тайны в нашем вопрошании о нём.
В детстве и юности интенсивность жизни Павла Флоренского была такова, что он не имел причин задумываться о смерти, ощущать себя смертным, сотрясаться при мысли о ней. Жизнь кипела в нём, била ключом. В своих воспоминаниях он пишет: «Я говорил себе и другим с глубокой уверенностью, что папа, мама, и тётя, и все наши никогда не умрут, и, действительно, мысль о смерти их не могла войти в состав моих прочих мыслей». Тогда-то и была явлена ему бездна небытия и прозвучал спасительный призыв Бога. Рассказывая о детстве отца Павла, автор отмечает, что оно является «фундаментом личности». Будущий священник появился на свет 9 января 1882 года. Произошло это среди дикой степи Закавказья в бараке-бытовке, в семье железнодорожного инженера Александра Ивановича Флоренского.
«Родился вечером, часов около семи, в час, всегда бывший самым моим любимым, — пишет он сам, — этот вечереющий час, между шестью и семью, всегда был моим часом, и по сей день нет для меня ничего сладостнее, милее и мистичнее, в хорошую сторону, чем этот час прозрачности, мира и наступающей прохлады...». А далее Флоренский развивает мысли о месте своего рождения. По жизни, - пишет составитель книги, - у него была двойственность в предрасположенности к природе, к географическому ландшафту, к месту, где бы ему хотелось жить — к южному и северному одновременно. «Не таково ли, — поясняет он, — и место моего рождения Евлах, где преизобилующая природными богатствами и обременительная избытком роскошной жизни степь стеснена двумя снеговыми горными группами? Но, скорее, в этой двойственности природы, меня воспитавшей, я склонен видеть наглядное выражение собственной моей двойственности, в которой север и юг, через кровь исторически самую молодую и самую древнюю, напряжённо противостоят друг другу, не только не смешиваясь, но и, напротив, возбуждая друг друга к более крепкому самоопределению».
Осенью 1882 года семья Флоренских из Евлаха, где они прожили полтора года, переселилась в Тифлис. В это время Павлику было девять месяцев. Здесь его и крестили 9 октября 1882 года. Однако, как рассказывает сам отец Павел «в церковном отношении» он «рос совершенным дичком». Его «никогда не водили в церковь, ни с кем не говорил он на темы религиозные, не знал даже как креститься». Но Флоренский чувствовал, что ему надо определиться в своём отношении к Богу: «или утвердить в себе Бога», или впасть в богоборчество. И опасность такая, по словам отца Павла, была: «моментами, - говорит он, - я восставал против Бога, не то чтобы отрицал Его, а не желал подчиняться». «Я не мог мыслить о себе как о ничтожной твари, и хоть маленький, но был богом. Однако какие-то подземные удары судьбы ... тревожили его».
Вот он пишет: «Я говорил так, а в глубине, несмотря на всю силу уверенности, чувствовал — что-то не так. Какой-то невыразимый и безсмысленный ужас, такой страшный, что мысль цепенеет от него и никак его не мыслит. Этот ужас подымался из бездн и, неуловимый, казался сильнее всего, сильнее Бога, сильнее даже тёти, папы и мамы. Всё уравнивалось пред лицом этой гибели, однако это было так глубоко под сознанием, что тогда и себе самому я не решился бы сказать таких слов». Здесь Павел оказалася в области тайны, тайны от Бога. Величайшая Тайна из тайн — Сам Бог». Приход Павла Флоренского к вере в Бога совершился летом 1899 года под влиянием целого ряда Божиих призывов, о которых он подробно рассказал в своих «Воспоминаниях». Первым порывом души после духовного переворота было желание уйти в народ, отчасти под влиянием чтения Льва Толстого. Но родители настояли на том, чтобы их сын продолжил образование.
А так как Павел очень рано обнаружил исключительные математические способности, то по окончании гимназии в Тифлисе он поступил на математическое отделение Московского Университета. Здесь он познакомился с литературно-символическими кругами, подружился с поэтом Андреем Белым и другими представителями символизма, но почти сразу обнаружил глубокие личные и идейные расхождения с большинством из них. Флоренский искал опоры в духовной жизни и в марте 1904 года познакомился со старцем епископом Антонием (Флоренсовым), который жил тогда на покое в Донском монастыре. Павел с юношеским пылом просил его благословения на принятие монашества, но опытный старец посоветовал ему поступить в Московскую Духовную академию для продолжения духовного образования и испытания себя. И это вполне соответствовало устремлениям юноши.
Не смотря на то, что Павла считали одним из самых талантливых студентов с большим научным будущим, не взирая на лестные предложения остаться в Университете и на молчаливый протест родителей, в сентябре 1904 года Флоренский поступил в Московскую Духовную академию. Этот выбор, как и последующие его шаги, был крутым поворотом в его жизни. Одним из первых проложив интеллигенции дорогу к православному священству, отец Павел явился связующим звеном между духовенством и образованным обществом, искавшим духовной опоры в Церкви. На пути к будущему цельному мировоззрению, он намного опередил свое время. О том, как это было, читатели узнают, открыв данную книгу.
*** Как и тысячи священнослужителей, отец Павел Флоренский был осужден по ложному обвинению и 8 декабря 1937 года расстрелян. Всей своей жизнью и творчеством священник стремился проповедовать Истину Христову. Эта книга о Флоренском - говорит в предисловии автор - скорее его портрет, чем биография. «Я и не стремился дать во всей полноте его жизнеописание. Она не для знатоков «всего на свете», и не для тех, кому всё ясно о Боге и о человеке, о жизни и о Вселенной. Она для жаждущих истины, для утверждения её в себе. Поневоле приходилось опираться в основном на писания самого Флоренского: никто лучше не свидетельствовал о нём, чем он сам. Поэтому мне остаётся довольствоваться ролью автора-составителя. Основной же автор - сам Флоренский».
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 20 мая 2024 года
Божественная литургия 19 мая 2024 года
Божественная литургия 19 мая 2024 года
Таинства Церкви. Беседа с протоиереем Владимиром Волгиным
Мысли о прекрасном. Художник, старший преподователь Академии акварели и изящных искусств Сергея Андрияки Сергей Труханов. Часть 1
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!