Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Борис Николаевич Ширяев. Неугасимая лампада.
«Замшелые, источенные ветрами камни соловецких башенных стен могут поведать нам немало суровых былей о сокровищах истового русского благочестия, хотя долгие годы они пребывали в нерушимом молчании. Эти камни много расскажут тому, кто захочет прослушать их беззвучную, бессловесную повесть. Соловецкие камни — книга четырех веков. Тот, кто сумеет прочесть эту книгу, узнает о бесчисленных трудниках, стекавшихся сюда «по воле» и «поневоле» со всех концов святой Руси, чтобы омыть свои души в соловецкой купели». Эту повесть также рассказывает один из этих трудников, узник Соловецкого лагеря Борис Николаевич Ширяев в книге, которая в 2014 году вышла в свет в Издательстве Никея, в серии "Классика русской духовной прозы". Она называется - «Неугасимая лампада». ***.
В эту книгу вошли рассказы о жизни первых узников Соловецкой каторги, прибывших на остров в 1922 году. Соловецкий лагерь стал для автора книги, как и для многих тысяч людей, прошедших через него, «страшной зияющей ямой, полной крови, растерзанных тел, раздавленных сердец...» - так написал о Соловках Борис Николаевич Ширяев. Родился писатель в Москве 7 ноября 1889 года в семье крупного помещика. По окончании Московского университета он посвятил себя педагогической деятельности, вскоре прерванной Октябрьской революцией. Два раза был приговорен к смертной казни: в 1918 году за попытку присоединиться к Добровольческой армии. Но тогда ему удалось бежать за несколько часов до исполнения приговора.
Однако в 1922 году последовал новый арест. В этот раз смертная казнь была заменена десятью годами концлагеря на Соловках, позже срок заключения был сокращен. Ширяев провел там 7 лет, выполняя тяжелые каторжные работы, а также участвуя в деятельности лагерного театра и в издании журнала "Соловецкие острова". По отбытии наказания он был отправлен в ссылку в Среднюю Азию, в 1930 году очутился в Ставрополе и до начала Великой Отечественной войны жил в разных городах Северного Кавказа. Урывками ему удавалось возвращаться к преподавательской деятельности и читать лекции в провинциальных высших учебных заведениях. Вскоре после оккупации Северного Кавказа немцами Ширяев оказался в лагере в Германии, а в начале 1945 года - в Италии.
Работу над книгой «Неугасимая лампада» писатель начал в середине 20-х годов, а закончил в эмиграции на острове Капри в 1950 году, за 9 лет до своей смерти. О том, как создавалась книга, автор рассказывает в одной из глав книги. Он начал писать ее по ночам еще на Соловках. Писал «о слезах и крови, о страданиях и смерти», а потом уничтожал написанное. Попав в Среднюю Азию в ссылку, снова принялся писать, зарывая свои записи в «сухой азиатский» песок. Когда окончился срок на Соловках и проверявший его документы чекист сказал: «Прощай, не поминай лихом», Ширяев подумал, что «не поминать лихом Соловецкую каторгу тогда» он не мог. Соловецкая каторга... «Стоны, вопли, бред, рыдания еще звучали в моих ушах. Над навсегда покинутым Святым островом смерть, только смерть простирала свои черные крылья», - так писал автор после в своей книге.
Но годы шли, острота переживаний начала сглаживаться, и он все чаще стал задумываться над тем, в память каких безвестных страдальцев он пишет: тех ли, что погибли за «древнее русское благочестие» или в память «новых мучеников, положивших свою жизнь за Русь... грядущую»? Таким образом, сложилась книга, состоящая из серии рассказов о наиболее ярких событиях и встречах автора на Соловецкой каторге. Начинается она очерком, посвященным истории Соловецкого монастыря, основанного в 15 веке тремя святителями – Савватием, Зосимой и Германом. Из этой истории читатели узнают, что в России Соловки издавна являлись местом ссылки неугодных властям людей. А первые советские узники Соловецкого лагеря прибыли на остров в 1922 году. В их числе был и Борис Ширяев.
Страшна была окружающая действительность, но автор все же больше останавливается на моментах, в которых и на каторге находит свое выражение неистребимое стремление людей к красоте и добру. К ним относится организация театра на Соловках. «Нигде так не любят, не ценят своего театра, как на каторге, - замечает автор. - Нигде так не гордятся им и актеры, и зрители. Театр на каторге - экзамен на право считать себя человеком». К серии таких светлых эпизодов относятся описания новогодней елки и единственной пасхальной заутрени, которая была отслужена на острове со времени превращения его в концлагерь. Среди глав, посвященных наиболее запомнившимся автору встречам, можно отметить главы об Утешительном попе, о мужицком царе, о фрейлине трех императриц, победившей сердца своих соузниц на Заячьем острове. Множество эпизодов и встреч этой книги объединено одной идеей, красной нитью проходящей через все повествование. Да, было разрушено все, что разделяло «в прошлом петербургского сановника и калужского мужика, князя Рюриковича и Ивана Безродного». И на фоне этой разрухи, по словам автора, «в перетлевшем пепле человеческой суеты, лжи и слепоты вспыхнули искры Вечного и Пресветлого».
О своей роли в создании «Неугасимой лампады» Борис Ширяев говорит: «Я не художник и не писатель. Мне не дано рождать образов в тайниках своего духа, сплетать слова в душистые цветистые венки. Я умею только видеть, слышать и копить в памяти слышанное и виденное». «Этими словами сказано все. Они подтверждены всем текстом «лампады». Автор фактически сохранил, передал и донес до нас Соловки 20-х годов такими, какими их видели и переживали те, кто оказался вольно или невольно, причем с обеих сторон, участниками этой трагедии или, говоря словами Ширяева, частью той неугасимой лампады, в которой елей был смешан с кровью. Но лампада не потухла, несмотря на то, что ее пытались потушить».
«Неугасимая лампада... Мало кто в наши дни знает, что это такое. И уж совсем небольшое число читателей сможет сказать, что они видели воочию Неугасимую лампаду — настолько редко ее можно встретить в наши дни». «В былые времена все было по-другому, неугасимая лампада являлась неотъемлемой частью жизни всего русского народа, была выражением и воплощением самых сокровенных, самых глубинных переживаний человеческих душ и сердец». «Она всегда возжигалась в православных домах в переломные и трудные моменты жизни» пред образами Спасителя, Божьей Матери и святых. «И через этот маленький», но «крепкий и надежный огонечек», устанавливалась «удивительно живая, состоящая из тысяч сердечных и душевных нитей связь».
«Это связь между хрупкой страждущей и глубоко переживающей человеческой душой и Творцом и Создателем мира, Его Пречистой Матерью и угодниками Божьими». «Только постигнув и поняв это, можно осознать насколько точно, тонко и метко дано автором название книги - через него Борис Ширяев высказал в полный голос свое понимание, восприятие и оценку того, что происходило на Соловках и во всей необъятной России в 20-е и последующие годы» прошлого столетия. Неугасимая лампада «была зажжена и непрестанно горела внутри каждого соловецкого узника, согревая и оживляя вокруг всех и вся. Свет этой лампады не позволил людям … ожесточить свои души и сердца», и продолжает светить и обогревать все последующие поколения.
*** Повесть «Неугасимая лампада» — самое значительное произведение Бориса Николаевича Ширяева, русского писателя второй волны эмиграции. Оказавшись в Соловецком лагере в 1920-х годах, он описал тяжелую жизнь его узников, полную страданий, лишений, но вместе с тем и неугасимого света надежды. Соединив рассказы о судьбах людей, соловецкие легенды и лагерный фольклор, автор создал образ «потаенной» Руси, которая от новой власти большевиков ушла «в глубину», подобно древнему Китежу. Обретя на Соловках спасительную веру, писатель сохранил ее навсегда и посвятил ей главную книгу своей жизни.
При составлении текста использован материал из книг:
Ширяев Б. Н. Неугасимая лампада. - М. : Т-во рус. худож., 1991. - 414 с. - (Белая книга России ; вып. 6).
Ширяев Б.Н. Неугасимая лампада. – М.: Никея, 2014. – 384 с. – («Классика русской духовной прозы»).
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 20 мая 2024 года
Божественная литургия 19 мая 2024 года
Божественная литургия 19 мая 2024 года
Таинства Церкви. Беседа с протоиереем Владимиром Волгиным
Мысли о прекрасном. Художник, старший преподователь Академии акварели и изящных искусств Сергея Андрияки Сергей Труханов. Часть 1
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!