Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Ольга Рожнёва. Митрополит Питирим (Нечаев).
Митрополит Волоколамский и Юрьевский Питирим (Нечаев). Богослов, проповедник, церковный строитель, человек глубокой духовной культуры. Он родился в семье потомственного священнослужителя, его деды и прадеды с 17 века служили у Престола Божия. Сам Владыка продолжил это великое дело своей семьи, и много послужил во славу Матери Церкви в непростое для нашей страны время. С возведением в сан епископа Владыка Питирим был назначен Председателем Издательского отдела Московского Патриархата и возглавлял его на протяжении 30 лет, распространяя «свет духовного просвещения в трудные годы государственного атеизма и в последующие пост-советские годы. О жизни и трудах архипастыря рассказывает книга Ольги Рожнёвой, вышедшая в свет Издательстве Сретенского монастыря в серии «На страже веры». Она называется – «Митрополит Питирим (Нечаев)». ***
Митрополит Волоколамский и Юрьевский Питирим (Нечаев) - один из наиболее почитаемых иерархов Русской Церкви, взявший на себя тяжелейший подвиг стояния за веру в богоборческом государстве. Несомненно, - отмечает автор, - что расцвет церковной жизни в нашей стране подготовили такие люди, как он. Эта книга познакомит читателя с жизнью, служением и наследием владыки. Митрополит Питирим (в миру Константин Владимирович Нечаев) родился 8 января 1926 года в день празднования Собора Пресвятой Богородицы. Его род обосновался в Тамбове с 1685 года, когда епископ Питирим, назначенный на Тамбовскую кафедру из вяземских архимандритов, привез с собой небольшую группу священников-миссионеров для того чтобы просветить мордву. В числе этих миссионеров были и предки будущего архипастыря - с конца XVII века по епархиальным спискам можно проследить непрерывный перечень его дедов и прадедов.
Владыка вспоминал: «Оба моих деда были сельские священники. Один служил в селе под названием Селезни, другой — в селе Космодемьяново. По рассказам о них я и сужу о жизни сельского батюшки, который вместе со своими прихожанами пахал, сеял, доил корову, водил лошадь, на праздниках позволял себе и повеселиться, а прихожане могли к нему запросто подойти, - он был свой в среде своих». Отец владыки священник Владимир Андреевич Нечаев служил в Ильинском храме города Козлова. У отца Владимира был нищий приход, куда входили так называемые ямы — лачуги и землянки, в которых жили бедняки. Помимо служения в храме и работы на приходе отец будущего владыки преподавал закон Божий в гимназии.
В семье Нечаевых росли одиннадцать детей, среди которых Константин был младшим. Когда отец, утомленный долгой службой, работой на приходе, помощью бедным и прочими делами, возвращался домой и в изнеможении ложился, на него сразу же наседала детвора и требовала рассказа, кого он встретил днем. Отец говорил: «Да нет, никого я не встретил! Так — зайчишка мимо бежал...» А потом начинался рассказ, обязательно завершавшийся каким-нибудь нравственным выводом. Дети в семье вспоминали эти вечера с отцом как минуты райского блаженства. Потом дети уходили в детскую, а взрослые оставались подводить итоги прожитого дня. Ежевечерний анализ того, как прошел день, стал семейной традицией.
Костя с детства знал, что его будущая жизнь будет связана с Церковью. Самые первые детские впечатления будущего владыки были от церкви, от службы: он ходил туда постоянно и даже пел на клиросе, помогал маме печь просфоры. Владыка признавался, что не помнит, чтобы у него в детстве в храме появлялось чувство усталости или скуки. Играть в церковь мальчику дома не позволяли — как бывало в некоторых семьях, где мастерили из бумаги фелони или саккосы и приделывали бубенцы, чтобы звенело. Когда ребенок как-то раз попробовал устроить колокольный звон, приладив к столбу какие-то жестянки, ему сказали, что так делать нельзя, потому что это бывает только в церкви.
Еще, как вспоминал владыка, его детские впечатления были связаны с обысками, с визитами налоговых инспекторов и арестами отца. Отца Владимира арестовывали несколько раз. Впервые — в двадцатые годы, во время обновленческого раскола, потом, уже на памяти владыки, в 1930 году. Мальчик запомнил, что пришли за отцом ночью, и что небо было звездное. Тогда, в четыре с половиной года, Костя твердо решил, что станет священником, как папа, но при этом еще и монахом, так как ему не хотелось подвергать опасностям близких и заставлять их переживать те трудности, которые выпали на долю его семьи. К слову сказать, отец владыки умер в 1937 году, 17 декабря, в день памяти великомученицы Варвары. Владыка говорил по поводу ранней смерти отца: «Горе, конечно, было большое, но со временем все поняли, что это была милость Божия: останься батюшка в живых, его бы опять арестовали, а те, кого забирали в 37-м, назад уже не возвращались — "десять лет без права переписки..."»
Воспитывался Костя в основном под женским влиянием — матери и старших сестер. Его мама Ольга Васильевна в 1946 году была награждена золотой звездой «Мать-героиня». Владыка вспоминал: «Воспитательницей она была великой. У нас в семье вообще очень бережно относились и к детству, и к материнству. С детьми никогда не говорили на "детском" языке, никогда не сюсюкали». Мама после ареста отца ежедневно вычитывала его иерейское правило, три канона, так как в тюрьме у него не было канонника. Впоследствии она каждый день прочитывала всю Псалтирь. Еще в семье был обычай: во время невзгод читать псалом тридцать четвертый: «Суди, Господи, обидящия мя, побори борющия мя...» Митрополит Питирим вспоминал: пока мама была жива, дома молиться было легко, после ее смерти стало труднее.
Братьев и сестер владыка не просто любил, они являлись для него образцом для подражания. Братья были видными инженерами, хотя как дети священника считались «лишенцами» и в двадцатые годы не могли учиться в государственных вузах, а до 1935 года даже не имели паспортов. Все братья и сестры владыки сохранили веру, хотя это было нелегко. Владыка вспоминал о годах детства: «Вообще, советская действительность была во многих отношениях парадоксальна. Во-первых, многое из того, что явно запрещалось, на самом деле делать было можно. При этом, несмотря на все тяжкие испытания, сохранялись и даже культивировались какие-то глубинные основы нашего национального духа: общинность, отзывчивость, бескорыстие. В последнее время (то есть для владыки в начале 1990-х) удару подверглись именно эти стороны и стали насаждаться противоположные качества: индивидуализм, эгоизм, расчетливость...»
Будучи тамбовцем по корням, владыка по воспитанию был москвичом. Он очень хорошо помнил довоенное время. Вспоминал, что Москва в те годы сохраняла еще многие старые традиции и обычаи. Уклад, который формировался веками на основе строгого соблюдения церковного устава, перешел в быт и проявлялся в радушии, приветливости, столь характерных для старых москвичей. И эта атмосфера приветливости еще сохранялась долгие годы, несмотря на очень сложные времена. В школе к Косте относились хорошо. Что он верующий, понимали, но делали вид, что не знают. Ни в пионеры, ни в комсомольцы мальчик не вступал. Его пробовали уговорить вступить в пионеры, стали допытываться, почему не вступает. Константин ответил: «Что пристали? Не хочу — и все. Понимаете: не хо-чу!» Больше не приставали. Однако в стороне от классных дел он не оставался, редактировал школьную стенгазету «Комар».
Школу Константин заканчивал уже в Москве в 1943 году. В этом же году он поступил в Московский институт инженеров транспорта (МИИТ). С 1945 года стал иподиаконом Патриарха Алексия (Симанского) и с того момента почти 25 лет почти неотлучно находился около Святейшего. В том же году Константин стал одним из студентов первого набора Богословского института и Богословско-пастырских курсов, преобразованных в 1946 году в Московскую духовную академию и семинарию. В 51-м году он окончил академию со степенью кандидата богословия, и остался профессорским стипендиатом и преподавателем на кафедрах патристики и истории западных вероисповеданий. В 1952-м Святейший Патриарх Алексий (Симанский) рукоположил Константина во диакона, а в 1954-м - во священника. В 1959 года отец Константин принял постриг в монашество с именем Питирим в честь святителя Питирима Тамбовского. О дальнейшем жизненном и духовном пути владыки читайте на страницах этой книги, в которой собраны его жизнеописание, воспоминания о нем и его духовные наставления.
*** Митрополит Волоколамский и Юрьевский Питирим (Нечаев) почил 4 ноября 2003 года в праздник Казанской иконы Божией Матери. В путь всея земли его провожал Святейший Патриарх Алексий II. Он сказал: «Самоотверженное архипастырское служение митрополита Питирима, его удивительный дар слова, внимательное и доброжелательное отношение к человеку привлекали к нему множество людей. В нашей памяти митрополит Питирим останется как великий пастырь, человек огромной доброты и исключительных энциклопедических познаний». Со дня его кончины прошло уже 14 лет, однако память о нем в сердцах людей не угасает и с каждым годом становится только ярче. Свидетельством тому является и данная книга.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 20 мая 2024 года
События недели. 19 мая 2024
Воскресные беседы. Тамара Грузинская
Кулинарное паломничество. Рецепт пирожного. Храм Воскресения Христова в Кадашах
Церковь и общество. Беседа с иеромонахом Макарием (Комогоровым). Часть 2
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!