Аудио |
|
Скачать .mp3 |
В.А. Николаев. Земная жизнь Пресвятой Богородицы для детей.
Нет у нас на Земле никого ближе и отзывчивее, чем Пресвятая Богородица. Ведь Пречистая Дева Мария, сделавшись Матерью Господа по человечеству, является Матерью всех верующих людей. К Ней мы прибегаем в наших скорбях, призывая на помощь. К Ней мы обращаемся, когда переживаем о наших близких или сокрушаемся о своих грехах. С удивительным дерзновением и простотой взываем мы к Богородице в любой беде и печали, веруя, что Божия Матерь не оставит нас, защитит и утешит. И не удивительно то, что для каждого верующего человека, благоговейно почитающего Пресвятую Деву Марию, по словам епископа Александра (Милеанта), «утешительно и назидательно знать, как Она жила, как готовилась, как созрела до такой высоты, чтобы стать вместилищем невместимого Бога-Слова». Об этом рассказывает книга, выпущенная в свет Издательством «Родное пепелище». Она называется – «Земная жизнь Пресвятой Богородицы для детей». ***
Эта книга, повествующая о земной жизни Пресвятой Богородицы, адресована юному кругу читателей. Составил книгу нижегородский писатель, Валентин Арсентьевич Николаев, используя разные дореволюционные издания и творения святых отцов. С помощью данного издания юные читатели смогут проследить жизнь Девы Марии от Ее рождения до Успения, познакомиться с внешним обликом и характером Богоматери, увидеть сочетание внешней красоты с духовной, скромность и вселенское величие Пресвятой Богородицы. Завершает книгу краткий рассказ о самых известных иконах Заступницы нашей, и Ее благодатном покрове, который Она простирает над Россией на протяжении многих веков.
Начинается повествование, как и полагается с Рождества Девы Марии. Здесь в частности, автор пишет: «О рождении Богородицы говорится сразу после падения Евы: «Вражду положу между тобою и между женою, между семенем твоим и семенем ея: оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту». Так говорил Бог дьяволу в образе змия, совратившему первых людей, Адама и Еву. Утратив бессмертие, многие века чаяло человечество исправления своей природы. Рождение Богородицы ждали, как и рождение Иисуса Христа. Многие ветхозаветные пророки предсказывали место и время Её появления. Так пророк Исайя ещё в 7 веке до Рождества Христова написал: «Итак сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет, и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил» (с нами Бог)».
О родителях Богоотроковицы автор рассказывает следующее: «Иоаким и Анна - происходили из древнего царского рода Давида. Святой Иоанн Златоуст пишет, что у евреев «нельзя было брать жену не только из другого колена, но даже из другой фамилии, то есть другого родства». Не было в то время лучших людей на Земле, чем эта благочестивая чета. Иоаким и Анна жили в Назарете. Это был незначительный городок. Он лежал на откосе горы и был в трех днях пути от Иерусалима, и никто не верил в его значительность. «...От Назарета может ли что доброго быти?» - говорили евреи. Цари из рода Давидова в течение нескольких веков занимали прародительский престол, а когда израильский народ подпал под зависимость Рима, то потомки Давида совершенно лишились прежнего величия, и род их окончательно слился с народом. Иоаким имел родоначальником царя Давида, а Анна была из рода священников, от племени Аарона».
«Однако, как повествует автор, - Иоаким был богат, владел большими стадами скота, и чета жила в изобилии. Ежегодно одну треть своих доходов они жертвовали на храм, и одну треть - бедным и нищим. Наслаждаясь душевным миром, они вели жизнь по духу закона Божия и были вполне счастливы». И только неплодство Анны омрачало их семейные отношения, которое «постепенно переросло в сердечную тоску и беспокойство». Однако много и усердно молились благочестивые супруги, и после 50 лет совместной жизни неплодство их разрешилось. И печаль их обратилась в радость. По словам автора, «нельзя не благоговеть перед чудным зачатием», которое произошло 22 декабря, «и не видеть в нём необычайных и великих целей Божественного Промысла. Если пророк Иеремия и Предтеча Господень Иоанн были освящены Богом прежде рождения и исполнились Духа Святого ещё во чреве матери, то, конечно, ещё большее освящение получило чревоношение праведной Анны. Ведь здесь приготовлялось не одно простое рождение, а уготовлялось живое селение Всевышнего, от Анны должна была произойти единственная и святейшая Дева, которой по предречению пророка предопределялось сделаться Матерью Бога Слова».
Как далее повествует автор, Рождество Богоотроковицы «наследовало высокую и земную славу: род сей на протяжении веков заключал в себе имена ветхозаветных патриархов, первосвященников, правителей, вождей и царей. В пятнадцатый день по обычаю тех времен новорожденную назвали именем Мария, данным ей ещё в предвестии ангела. По истечении года отец Иоаким устроил пир, созвав на него священников, книжников, старейшин и много простого народа. Он поднёс Дочь свою к священникам, а они, благословляя Её, сказали: «Бог отцев наших! Благослови дитя сие и дай ему имя славное и вечное во всех родах!» Когда Марии исполнилось два года, Иоаким хотел исполнить своё обещание посвятить Её храму, но мать Анна просила отложить это посвящение ещё на один год. Но с этого времени младенцу Марии стали внушать, что Она посвящена Богу и должна жить в храме, и Бог сделает для Неё больше; чем отец и мать.
Святитель Епифаний, хорошо знавший еврейские обычаи, говорит, что евреи посвящали Богу всех первенцев мужского и женского пола, которые и воспитывались в притворах храма до зрелого возраста. Для постоянного же служения при храме принимались так называемые «назареи» - что-то вроде иноков новозаветной Церкви. Они давали обет не употреблять вина и всяких опьяняющих напитков и не стричь волос на голове и бороде. Часть из них по прошествии срока обета возвращалась в свои семейства. Все эти лица проживали в многочисленных пристройках храма. Дева Мария, несмотря на ранний возраст, хотела такой жизни, и Сама просила родителей скорее исполнить их обет. Она, по преданию Церкви, «младенчествовала плотию, но была совершенна духовно». О намерении посвятить Деву Марию храму знал весь Иерусалим. К торжеству посвящения собраны были все родные и знакомые Иоакима и Анны и множество сверстниц Марии, чтобы сопроводить Её в храм».
Далее автор пишет о том событии, которое Православная Церковь празднует сегодня – это Введение во храм Пресвятой Богородицы. Из этого рассказа следует, что шествие к храму «было торжественно: все шли, имея в руках зажжённые свечи и пели псалмы. Когда шествие приблизилось к храму, то навстречу вышли служившие там священники и сам первосвященник. Праведная Анна поставила свою Дочь на первую ступень храмового крыльца. (Всего ступеней было 15 - по числу «степенных» псалмов, которые пели священники и левиты, входя во храм; на каждой ступени по одному). Окрылённая духом любви к Богу трёхлетняя Мария одна, никем не поддерживаемая, скоро и бодро одолела все 15 ступеней и взошла на самый верх храмового помоста. «Ангелы Божий, - говорит митрополит Георгий Никомидийский, - невидимо окружали Её и служили Ей при восхождении». Следуя с Пречистой Отроковицею, Захария посадил Её на третьей ступени жертвенника. Здесь, по преданию. Господь Бог осенил Её благодатию Своею, и Она возрадовалась духом.
Захария повёл Её далее, в глубину внутреннего святилища, во «Святая святых», куда не дозволялось входить никому из женского пола, да и самим священникам лишь однажды в год, в день очищения. Право имел только первосвященник с жертвенной кровью. «Во Святая святых святая и непорочная Святым Духом вводится», - воспевает Церковь. Такое необычное, как бы нарушившее древнейшие обычаи ветхозаветной Церкви, введение Девы во Святая святых поразило недоумением всех предстоящих во храме. Удивило даже и самих ангелов, которые «вхождение Пречистыя зряще, удивишася: како Дева вниде во Святая святых». Захария, введя Марию, назначил это место для постоянных молитв Её. Родители Иоаким и Анна, вручив Дитя своё воле Отца Небесного, принесли благодарственные жертвы, дары и всесожжения, и, получив благословение священников, возвратились в Назарет, в дом свой. Жизнь их снова потекла одинаково. Но они не плакали в разлуке с любимой Дочерью, а радовались и славили Бога, сознавая, что лучшим выражением их любви к Богоданному младенцу будет воспитание Её в духе закона Божия». О том, как возрастала Отроковица Мария в храме Божием, и о дальнейшей жизни Пресвятой Богородицы юные читатели узнают из этой книги.
*** Более двух тысячелетий отделяют нас от того дня, когда на свет Божий появилась Пресвятая Дева Мария, родившая Спасителя. Сегодня уже нелегко представить, что у Царицы Небесной когда-то была земная жизнь с человеческими заботами, радостями и страданиями. Но об этом свидетельствует Священное Писание, об этом пишут святые отцы, летописцы Церкви и современники Девы Марии. И на основе этих свидетельств написана данная книга. Конечно, - заключает автор, - о «жизни и славе Богородицы можно написать в тысячу раз больше, но это не по силам земному человеку. Она и здесь заслуживает самого высокого почитания, ибо Она есть достойная Матерь Бога нашего, сонма святых и всех христиан на Земле».
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 20 мая 2024 года
Божественная литургия 19 мая 2024 года
Божественная литургия 19 мая 2024 года
Таинства Церкви. Беседа с протоиереем Владимиром Волгиным
Мысли о прекрасном. Художник, старший преподователь Академии акварели и изящных искусств Сергея Андрияки Сергей Труханов. Часть 1
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!