Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Иван Иванович Дмитревский. Изъяснение Божественной литургии.
«Священное Писание повелевает нам вступлением на молитву приготовить свою душу: Прежде даже не помолитися, уготови себе (Сирах. 18, 28). Но из всех молитв, какие только может человек воссылать к Богу, превосходнейшая и благоугоднейшая Богу есть молитва Евхаристии . Превосходство Литургии пред всеми прочими видами Богослужения состоит именно в том, что в ней Сам Христос есть Верховный Священник, что Он приносит Самого Себя в жертву и тем прославляет Превечного Отца бесконечно совершенным и величественным служением. Отсюда происходит то ее высокое достоинство, что не только на земле, но и на небесах нет ничего ее святее». Так о Божественной Литургии пишет Иван Иванович Дмитревский, ученый муж 19 века, преподаватель Московского университета, немало потрудившийся над «Изъяснением Божественной литургии». Этот труд с одноименным названием выпущен ныне в свет Издательством Правило веры. ***
Иван Иванович Дмитревский родился 16 сентября 1754 года в г. Михай лове Рязанской губернии, обучался в Рязанской семинарии и Московской академии, после учительства в родной семинарии и секретарства в консистории в 1788 году переведен в Санкт-Петербург на должность переводчика при Святейшем Синоде. С 1800 года преподавал в Московском университете. В 1805 году пожалован чином коллежского асессора. Скончался в Рязани 2 апреля 1823 года. Перу его принадлежит несколько богословских трудов, но особенно известно его «Изъяснение Божественной литургии», которое в первый раз издано было в Москве 1804 году, затем многократно переиздавалось и до сего дня является одной из лучших книг на эту тему.
Это фундаментальный труд об истории возникновения чина Божественной литургии с глубоким и подробным догматическим объяснением ее действий по пророчествам Ветхого Завета; в нем также раскрыва ется таинственное, мистическое значение совершения литургии. «Изъяснение литургии, - пишет в предисловии автор, - из всей благочестивой древности собрано и здесь представляется. Вы усмотрите в нем весь священный состав литургии, во всех частях ее объясненный в историческом и таинственном значении, с приведением к ним свидетельства святых отцов. Здесь показано начало каждой части, каждого обряда и действия, намерение и цель в установлении их, а потом и таинственные знаменования, возводящие мысли к предметам горним, или изображаются главные и важнейшие события жизни Спасителя нашего в их последовательности, от начала до конца, с самого то есть рождества и до восшествия Его к Превечному Отцу на небо, с показанием притом их аналогии, или сходства и согласия с чудодействиями, описанными в евангельской истории.
Пользуйтесь во спасение благоговейным о них размышлением, предуготовляя и предосвящая тем души свои к блаженному в вечности созерцанию и наслаждению славою их первообразных, не в зерцале уже и гаданиях, но лицем к лицу (1 Кор. 13,12)». Как отмечает автор, «в толкованиях учителей церковных на Литургию иногда даются многие и различные значения одному и тому же обряду и действию ее, по произволу, без наблюдения Исторического порядка в деяниях Христовых, без соображения их с самым ходом Литургии; но в предлагаемом Изъяснении указаны только такие Таинственные знаменования: 1) которые подтверждаются самыми молитвами и приглашениями церковными, при совершении Литургии, и 2) которые при том во всем согласны с составом Литургии и ходом ее: так что она в точности становится сообразною с порядком и течением дел Христовых от начала Его жизни до Вознесения Его на Небо, и таким образом составляет непрерывную и стройную Историю всего Смотрения Спасителева.
Так как все действия, составляющие великое Богослужение Евхаристии или Литургии, имеют двоякое значение: историческое и таинственное, автор объясняет что и зачем следует. «Размышление наше, - пишет Дмитревский, - должно начинаться с исторического смысла Священнослужебных действий Литургии: как потому, что он во всех их представляется первый, так и потому, что он· открывает причины и смысл молитв, песней, чтения Писания и прочих Обрядов, вводит нас в состав Литургии, как в священное здание, и показывает обстоятельно ее значение, последовательность и связь между всеми ее частями. Об Обрядах Литургии прилично и должно сказать тоже, что говорит Св. и Богомудрый Дионисий Ареопагит о Священном Писании:
«Слова Божии никогда не лишаются прямого и буквального своего смысла и значения. Хотя они, по разнообразным действиям бесконечного, но всегда Единого Промысла Божия, и могут быть применяемы к многообразным обстоятельствам и потребностям всех времен, мест и народов, и потому благолепно могут быть изъясняемы, в таинственном и нравственном смысле, сообразно с потребностями известного времени и места, но смысл их внутренний (т. е. прямой, исторический), непоколебимо утвержденный Церковью, пребывает неподвижным и единообразным». И так пусть верующие постараются узнать истину сего Богослужения, во-первых, в самом начале и основании оного, т. е. в смысле историческом. Потом, озаряя себя обильнейшим светом Богозрения, возвышаясь мыслями от видимых действий к созерцаниям духовным и небесным, пусть размышляют о тех Святопокланяемых Таинствах, к коим руководствует, по учению Церкви, наружность Священных Обрядов.
Восходя от видимого к невидимому, от чувственного к таинственному, посредством благоговейного умозрения при содействии Божием, в самых видимых обрядах могут, научиться и тому, как возносить дух свой к Богу, освящать и преобразовывать Его от славы в славу, по словам Св. Апостола: «Мы же вси откровенным лицем славу Господню взирающе (славу Таинств Его созерцая), в той же образ преобразуемся, от славы в славу (2 Кор. 3. 18)». О том, для чего придается обрядам Литургии Таинственный смысл, автор пишет следующее: «Если наружные обряды Литургии, с которыми, как и с молитвенным крестообразным возвышением рук Моисеевых (Исх. 17, 11, 12), на одоление гордого Амалика, Бог соединил особенную благодать Свою и силу (Цар. 16, 13. Лк. 13, 13. Деян. 8, 17), уже по самому историческому значению их величественны, важны и святы: то для чего даны им, сверх того, еще Таинственные знаменования?
Для того, «чтоб не одними словами напоминать Таинства нашего спасения, но представлять их сколько можно и нашему зрению; чтобы смотрение Христово, во всем Священнодействии повторяющееся, посредством наружных знаков сильнее действовало на души наши, и пробуждало не одну только холодную мысль в уме, но и трогало чувство, а чрез то не давало возможности помыслам нашим уклониться от великого Таинства. Исполненные сих (таинственных) размышлений, приобщаясь Святых Таинств, мы присоединяем освящение к освящению, т. е. освящение Таинства причащения к освящению, проистекающему от Богомыслия, и таким образом, от славы в славу преобразуясь, восходим от меньшей в наибольшую» .
Кроме того, по словам автора, о бряды Литургии от каждого требуют нравоучительного к себе приложения. «Такие размышления, - пишет Дмитревский, по намерению Св. Церкви, должны занимать нас во время Литургии; каждый христианин должен внимательно углубляться в них и наставлять себя во спасение, извлекая из всех ее действий, чтений и молитв назидательные применения к себе, возносящие ум его к Богу, как учит Св. Епифаний о Священном Писании: «Все Божественные словеса (тоже и Богослужебные обряды Литургии) требуют от читающих и слушающих оные зрения (исторического разумения) и чувствования (нравоучительного применения к самим себе), дабы уведать силу каждого предмета; чтоб могли мы чувствовать внутрь себя действие Духа Божия, сообщаемое нам чрез Обряды Литургии, ее песни и молитвы». Предварив такими словами свой труд, автор переходит к самому «Изъяснение Божественной литургии», где объясняет по порядку весь состав священного богослужения.
*** «Бог, предивная творяй чудеса и великими воздаваяй дарованиями с верою к Нему притекающим, да даст мзду чтущим сию книгу и послушающим; и да сподобит их благия части, со всеми благоугодившими Ему от века!» Сим святым желанием запечатлел свою книгу Иван Иванович Дмитревский, муж благочестивый и ученый. В приложении своего труда автор поместил «Книгу о храме и объяснение ли тургии» — произведение выдающегося литургиста - святителя Симеона Солунского, созвучное теме своего труда. Завершает издание обширный комментарий, подготовленный самим И. Дмитревским. Книга адресована желающим воспринимать совершающееся на Божественной литургии более осознанно и глубоко.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 20 мая 2024 года
События недели. 19 мая 2024
Воскресные беседы. Тамара Грузинская
Кулинарное паломничество. Рецепт пирожного. Храм Воскресения Христова в Кадашах
Церковь и общество. Беседа с иеромонахом Макарием (Комогоровым). Часть 2
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!