Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Митрополит Вениамин (Федченков). Небо на земле.
Божественная Литургия считается одной из самых важных служб Православной Церкви. О ней святой праведный Иоанн Кронштадский писал в своих дневниках: «О сколь величественна, свята, спасительна, вожделенна Литургия для христианина! Храм истинно делается небом! Ибо Бог в Троице нисходит на Святый животворящий престол каждый день и совершает величайшее чудо милосердия Своего, претворяя хлеб и вино в Пречистое Тело и Пречистую Кровь Сына Божия, и удостаивая верующих причастия Их. Нет ничего выше и более Литургии - ни на небе, ни на земле». Эти и другие размышления великого молитвенника и пастыря отца Иоанна о Божественной Литургии митрополит Вениамин (Федченков) собрал воедино и получилась книга, которая уже не раз переиздавалась Издательством «Отчий дом» в серии «Духовный собеседник» и неизменно пользуется спросом. Она называется - «Небо на земле». Об этой книге – далее в программе. ***
Итак, в этой книге выдающегося иерарха Церкви, богослова, духовного писателя митрополита Вениамина (Федченкова) собраны размышления о Божественной литургии святого праведного отца Иоанна Кронштадтского. По мнению владыки, в творениях Всероссийского пастыря - «великого служителя Литургии» - наилучшим образом раскрывается дух и смысл главного христианского Богослужения. Книга содержит общие воззрения святого Иоанна на Литургию и последовательное истолкование службы «от самого входа в храм... до выхода после причащения». Для читателя книга имеет несомненную ценность, поскольку она представляет собой собрание мыслей и личных, взятых с собственного опыта, переживаний тайнодействия Божественной литургии, записанных в своем дневнике святым Иоанном.
Все записи бережно отобраны, систематизированы и связаны в единое повествование горячим почитателем Батюшки и великолепным знатоком его наследия - митрополитом Вениамином. Очень важным представляется также тот факт, что архипастырь в студенческие годы был лично знаком с отцом Иоанном и сослужил ему за Литургией, что оставило в его душе светлые воспоминания на всю жизнь. В предисловии автор-составитель, обращаясь к читателю, пишет: «Богатое и привлекательное духовное сокровище предлагается тебе! Чтобы заинтересоваться этим, нужно просмотреть хотя одно оглавление мыслей приснопамятного угодника Божия, отца Иоанна Кронштадтского о спасительной Литургии, избранных из его творений. Он сам назвал ее «Небом на земле».
А что может быть для христианина дороже, важнее, блаженнее неба?! – восклицает владыка Вениамин, - В этом - сердце нашей жизни! Но именно ради этой важности предмета, а также вследствие великого обилия мыслей и глубокого содержания духовных переживаний Божия служителя, книгу эту, по словам архипастыря, - подобает читать не только с обычным вниманием, но и с религиозным благоговением, с молитвой, перекрестясь. И должно прочитывать и перечитывать ее не один раз. Тогда лишь можно усвоить все богатство его духовного опыта, тогда вполне откроется душеспасительная польза святых мыслей и чувств батюшки. При этом нужно знать, что в нашей литературе лучшего изъяснения духа и смысла Литургии нет вообще; а за границей - ничего нет подобного. Особенно же книга дорога должна быть для всякого пастыря: ему самому откроется великое сокровище; тогда он и другим может открыть его».
По мнению митрополита Вениамина, за всю историю Церкви наверно «никогда не было такого восторженного совершителя, любителя, поклонника и восхвалителя Божественной Литургии, как батюшка о. Иоанн Кронштадтский. Конечно, и другие святые любили и восхваляли ее, но, - как отмечает владыка, - «едва ли восторгался Литургией, говорил о ней, влек к ней собственным восхищением и словом более, - чем блаженный о. Иоанн. Он совершал ее ежедневно и часть своих дивных переживаний запечатлел в своем дневнике «Моя жизнь во Христе». Читая его, неотразимо увлекаешься подобными же чувствами почитания, сознания пользы и спасительности Литургии, и желанием участия в ней. И особенно ценны и убедительны его мысли потому, что все они написаны им с собственного опыта, взяты из его живой «жизни во Христе». Это не надуманные советы проповедника, не холодные размышления богослова, а пережитые восторги тайнозрителя откровений пречудесных».
По словам митрополита Вениамина, наша Церковь приняла творения святого отца Иоанна к употреблению, почитанием его памяти, как праведника, освятила его мысли и чувства. А это значит, что «его суждения и переживания - вполне истинны, православны, благодатны, церковны, а значит, и для нас - несомненны, авторитетны, бесспорны». Особенно важно для автора-составителя было то, что святой Иоанн Кронштадтский жил в одно время с ним: он его видел сам, созерцал его служение, служил с ним, и своими очами видел, что все, написанное им, было действительно его жизнью, его слово было делом. «И нам, - пишет владыка Вениамин, - современникам великого служителя, особенно и дорого, и ценно, и убедительно, и увлекательно, что такой пламень веры и восхищенного опыта был в наши дни маловерия, охлаждения, безбожия, даже богоборчества. Точно пророческая молния, в лице о. Иоанна, указан нам путь исхода из того мрака, который надвинулся на нашу Церковь и страну еще при жизни «батюшки» - это святая Литургия.
Автор-составитель приводит слова одного из близких учеников святого Иоанна, - митрополита Петроградского Серафима (Чичагова), который в числе других архипастырей убедительно звал паству свою именно к Литургии и причастию Святых Таин, как вернейшему и сильнейшему средству против духовного зла и натиска неверия на нашей родине. «Пока совершается Божественная, спасительная Литургия, - пишет владыка Серафим, - пока люди приступают к Божественному причащению, дотоле можно быть уверенным, что устоит и победит Православная Церковь, что не погибнут во зле греха, безбожия, злобы, материализма, гордости и нечистоты - русские люди, что возродится и спасется родина наша. Потому, - убеждает Святитель и клириков, и паству, - паче всего думайте о хранении, совершении и непрерывном служении Литургии. Будет она, будет и Церковь, и Россия!». Непреложность этой истины подтверждается святым праведным Иоанном Кронштадтским и митрополитом Вениамином в книге «Небо на земле».
В одной из глав владыка пишет: «В чем же сущность, главное содержание, основной смысл, эта преестественная сила Литургии, так увлекавшая отца Иоанна? Откуда у него такое восхищение? Где ее центр, средоточие, суть? О чем именно хотелось ему самому « в сладость и радость» рассказать всему миру? А ему очень хотелось это. Так как волны благодати переливались через край. Он чувствовал не только долг, но и потребность говорить об этом, писать благовествовать». «Что же видел отец Иоанн в Литургии? Мы нередко смотрим на богослужение с точки зрения прошений у Бога разных благ, утешения в разных нуждах. Не так чувствуют истинные молитвенники вообще на молитве, а тем более во время Литургии. Не таков был и отец Иоанн. «Богослужение есть райское наслаждение…», - так говорил он. «Богослужение есть пребывание с Богом и святыми, чистое, любовное, ничем не развлекаемое с Ними собеседование…»
Святой Иоанн дожил до начала восьмидесятого года своего бытия в непрерывной Божией работе. За 20 дней до упокоения он на одной из своих фотографий сделал надпись: «Пою Богу моему, дондеже есмь» (Пс. 145,2). А 20 декабря (по старому стилю) мирно почил и с необычайной торжественностью при невероятном скоплении народа был погребен в созданном им женском монастыре в Петрограде. Ну а мы, читая эту книгу, примем, по словам Владыки Вениамина, завет святого Иоанна, завет от опыта, и - голос современной Русской Церкви, тоже от живой жизни: главное спасение всех и всего в достойном совершении Литургии, в спасительном причастии Святых Таин. Все остальное должно быть уже на втором месте. А «прочее», - земное, «приложится». С этими словами и приступает автор к изложению мыслей и чувств батюшки.
*** Автор этой книги - митрополит Вениамин (Федченков) - был прекрасным и глубоким духовным писателем, ему принадлежат труды догматического, литургического характера, дневники и воспоминания. На страницах данной книги преосвященный автор собрал и привел в систему переживания о. Иоанна о Литургии, которые тот «записывал в форме отрывочных заметок, несвязанных между собою». Нередко, по словам владыки Вениамина, на страницах этого труда встречаются повторения и совмещение разных мыслей воедино. Но это, - утверждает автор, - не помешает, а «лишь больше углубит в читателях мысли великого угодника Божия. Плод же их всегда будет одинаков: сознание величия, смысла, пользы и блаженства от Литургии».
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 20 мая 2024 года
События недели. 19 мая 2024
Воскресные беседы. Тамара Грузинская
Кулинарное паломничество. Рецепт пирожного. Храм Воскресения Христова в Кадашах
Церковь и общество. Беседа с иеромонахом Макарием (Комогоровым). Часть 2
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!