Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Елена Тростникова. Как молиться о наших детях.
Очень часто бывает так, что взрослый человек спокойно живет без Бога, во всяком случае не думая о Нем. Но, когда появляются дети или мысль о них, — все меняется. Жизнь человеческая в связи с детьми переходит в другую фазу, в другую область. Ты уже не сам по себе, не для себя, не просто для взаимной радости с любимым человеком. У тебя есть — или должно быть — продолжение. На тебе великая ответственность. Рядом с тобой великое чудо. А порой — великие тревоги, неразрешимые проблемы, в которых, как обнаруживается, не могут помочь ни деньги, ни врачи, ни психологи, ни мудрые советчики... Вот тут-то человек и обращается к молитве. А порой все равно не обращается. Да если и захочет обратиться — молиться он часто не умеет, даже если душа молитвы и просит. Уже издано немало книг и брошюр на тему «кому о чем молиться», среди прочего — и молитвы о детях. И сегодня мы предлагаем одну из таких книг. Она вышла в свет в Издательстве Московского Подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры и называется – «Как молиться о наших детях». ***
Как отмечают издатели, в этом сборнике публикуется не только достаточно большой объем православных молитв о детях (от молитв о даровании детей до прошений о помощи в самых разных трудных случаях воспитания и жизни). Также впервые автор Елена Тростникова попыталась рассказать, что такое молитва и как к ней приступить, зачем и как можно и нужно молиться о детях, как связаны молитва и воспитание детей. Все молитвы в сборнике даны с объяснениями. Здесь же кратко рассказывается о святых, у которых мы просим помощи. Книга адресована самому широкому кругу читателей.
Приступая к объяснению, автор первым делом говорит о том, что такое молитва. «Самое простое, трогательное и согласное душе определение молитвы находим в «Законе Божием»: молитва — разговор с Богом. Каждый из нас чувствует, знает, что Господь любит его. И буду вам Отцем, и вы будете Моими сынами и дочерями, говорит Господь Вседержитель (2 Кор. 6, 18). И мы всегда, в любое время, как к своему родному отцу или родной матери, можем обращаться к Богу, к нашему Отцу Небесному, и к Владычице нашей Божией Матери. Обращение наше есть молитва. Она необходима для нас, для души нашей, как хлеб для тела. У нас всё от Бога и нет ничего своего: жизнь, способности, здоровье, пища — все дается Богом. Поэтому в минуты печали, безутешного горя или, наоборот, светлой радости мы обращаемся к Богу, молимся Ему. Молитва — это возношение ума и сердца, которое выражается в благоговейном слове человека к Богу.
Конечно, такое обращение к Богу возможно только с верой, что Он есть и Он нас слышит, что Он рядом и мы Ему не безразличны. А если, спросит кто-то из читателей, - такой веры нет? На этот вопрос автор отвечает так: «В Евангелии от Марка приводится случай, когда отец больного юноши обратился за помощью к ученикам Христовым, а потом и к самому Иисусу. Иисус сказал ему: если сколько-нибудь можешь веровать, все возможно верующему. И тотчас отец отрока воскликнул со слезами: верую, Господи! помоги моему неверию! (Мк. 9, 23 — 24). И Господь исцелил отрока. Этот евангельский рассказ вселяет в нас огромную надежду и многому учит. Как и в других случаях чудес Христовых, исцеление не происходит без веры просящего. «Все возможно верующему!» Какие удивительные слова! — и отец отрока понимает, что та вера, которой «все возможно», — настоящая, глубокая, живая, какой у него нет. Но у него есть вера в то, что перед ним — Тот, кто может помочь ему и в этом недостатке веры: «Верую, Господи! Помоги моему неверию!».
И Господь, сказавший: Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят (Мф. 7, 7 — 8), — подает эту веру. Эта вера была подана отцу ради его любви к сыну, в ответ на его боль о сыне. «Если сколько-нибудь можешь веровать...» Сколько-нибудь верить, - заключает автор, может каждый, когда он любит и надеется... Далее Елена Тростникова рассказывает о том, как нужно молиться, какие виды молитв бывают, говорит о языке молитв, о незнакомых формах слов, приводит высказывания святых отцов и современных священнослужителей на эту тему. А затем переходит к основной теме этой книге – это молитве о детях. Здесь автор пишет: «Важнейшее дело жизни всякого человека, которому Господь даровал детей, родных или приемных,— молитва о них. Никакая педагогика, никакая родительская мудрость не может дать детям столько, сколько дает искренняя, самозабвенная, всем существом молитва о них; и такая молитва должна быть нервом внутренней жизни родителей.
Именно о такой молитве сказано в народе: «Материнская молитва со дна моря достает». И эту молитву не должны и не могут ослабить никакие ошибки, прегрешения, заблуждения наших детей. Конечно, относится это не только к матерям, но и к отцам, и ко всем, на кого Господь наложил священный долг ответственности за судьбу ребенка. Автор рассказывает один эпизод из жития преподобного Антония Оптинского. «Однажды пришел к нему некто в великом горе, что единственного его сына, на которого он полагал всю надежду свою, исключили из учебного заведения. «Да молитесь ли вы о сыне?» — неожиданно спросил его старец. «Иногда молюсь, — отвечал тот, запинаясь, — а иногда не молюсь». «Непременно молитесь о сыне, усердно молитесь о нем: велика сила родительской молитвы о детях». По этому слову безутешный отец, который доселе не очень был усерден к молитве и к церкви, от всей души стал прибегать ко Господу и молиться о сыне. И что же? Чрез несколько времени обстоятельства переменились, мальчик был принят в заведение и благополучно окончил в нем курс, к великому утешению отца, который всегда с умилением вспоминал отца Антония и рассказывал, говоря, что одно это простое слово богомудрого старца доставило ему величайшую душевную пользу на всю его жизнь».
Стоит отметить, что очень важно нам обращаться в молитвах о детях к Богу. Но также не надо оставлять молитв к Пресвятой Богородице. Преподобный Ефрем Сирин об этом говорит так: «И между людьми если кто имеет своей ходатаицей чью-либо мать, то, когда она будет просить своего сына за единоплеменника, ближнего или друга, он не оставит без внимания ее прошения; что же сказать о том ходатайстве и дерзновении, какое высшая рода человеческого и Сил Небесных Пренепорочная Матерь имеет к Своему воплотившемуся от Нее Сыну? Могущество Ее несравненно и необъятно». В этой книге собрано немало молитв Пресвятой Богородице пред Ее иконами; существуют еще и акафисты (автор приводит один, прямо посвященный воспитанию детей).
Кроме того, всем нам при появлении на свет Господь дает в поддержку и помощь Ангела хранителя, а после Крещения каждый православный христианин получает помощь того святого, в честь которого он был назван. Это может быть апостол, мученик, преподобный или другой святой, оберегающий нас от всякого зла, несчастий и бед, ходатай и молитвенник о нас пред Богом. Православное почитание святых угодников Божиих вытекает из убеждения, что все мы, спасающиеся и уже спасенные, живые и умершие, составляем единую Божию семью. Церковь — это великое общество, охватывающее видимый и невидимый мир. Она — огромная вселенская организация, построенная на принципе любви, во главе которой стоит сам Господь Иисус Христос. В ней каждый должен заботиться не только о себе, но и о благе и спасении других людей.
Святые — это те люди, которые при своей жизни более других проявляли любовь к ближним. Когда праведный человек умирает, он не порывает своей связи с Церковью, но переходит в ее высшую, небесную область, называемую Церковью торжествующей. Попав в духовный мир, душа праведного человека не перестает думать, желать, чувствовать, но, напротив, эти ее свойства раскрываются здесь еще полнее и совершеннее. Переселившись по смерти на Небо для блаженства и прославления Бога чистыми душами своими, все они имеют одно занятие: помогать людям, живущим на земле, побеждать греховные соблазны и совершать добрые, благочестивые дела. Святые угодники — скорые помощники всем, усердно просящим у них помощи и молитв, потому что они близки к Богу, источнику всякого добра. При всем этом они помогают не своею силою, а только испрашивают нам у Бога все необходимое для спасения святыми молитвами своими. Из угодников Божиих ближе всех к каждому из нас те, имена которых мы носим. Кроме молитвенной помощи святые помогают нам достичь спасения и примером своей жизни. Знакомство с житиями святых обогащает христианина духовным опытом тех, кто усерднее других воплощал Евангелие в своей жизни. Будучи такими же людьми, как и мы, и преодолев самые трудные искушения, они воодушевляют нас терпеливо идти к Богу.
*** Святитель Иоанн Златоуст учит нас, что «Дети — не случайное приобретение, мы отвечаем за их спасение». И «хотя бы вся наша жизнь была благополучна, мы подвергнемся строгому наказанию, если не радеем о спасении детей». «Мы не можем обмануть Бога, Который испытует сердца, все обнаруживает и возлагает на нас ответственность за спасение детей». Кроме того, что мы любим детей, заботимся о них, даем образование, и определенные материальные блага, мы должны не забывать о их духовном развитии, о том, что в любой ситуации, будь то здоровье ребенка, или его учеба, или женитьба или другие обстоятельства, надо неустанно молиться о них. Об этом и говорится на страницах книги «Как молиться о наших детях».
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 20 мая 2024 года
События недели. 19 мая 2024
Воскресные беседы. Тамара Грузинская
Кулинарное паломничество. Рецепт пирожного. Храм Воскресения Христова в Кадашах
Церковь и общество. Беседа с иеромонахом Макарием (Комогоровым). Часть 2
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!