Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Архимандрит Зинон (Теодор). Беседы иконописца.
Как в прежние времена, так и поныне трудятся на ниве распространения Слова Божия прекрасные православные проповедники, которые находят нужные слова для самых глубин души современного человека. «И всё же из всех видов свидетельства Православия в наши дни едва ли не сильнее и убедительнее всего звучит по всему миру, во всех христианских землях с их многоразличными традициями, безмолвная, но такая красноречивая проповедь православной Иконы. Видно, недаром традиция церковного календаря дарует многозначительное имя Торжества Православия тому годовому празднику, который связан не с чем иным, как именно с воспоминанием о победе православных ревнителей Иконы над иконоборцами...» О смысле иконы, о ее красоте и конечно, проповеди рассказывает архимандрит Зинон (Теодор), книгу которого мы сегодня предлагаем вашему вниманию. Она вышла в свет в Издательства Библиополис и называется – «Беседы иконописца». ***
Автор этой книги, - архимандрит Зинон (Теодор) - современный иконописец, один из самых авторитетных мастеров современной русской иконописи, придерживающийся древних византийских традиций живописи. О себе он пишет: «Биография у меня самая простая, в ней нет ничего особенного. В детстве бабушка водила меня в храм. Храм был деревянным, во время моей учебы в школе его сломали, как это почти повсеместно делалось в 60-е годы. Я прекрасно помню, как меня причащали, помню обстановку храма, запах ладана, имя батюшки - о. Иоанн. Когда мне было три года, ярче всего запечатлелась в памяти общая атмосфера православного храма. Я, конечно, не мог понимать тогда, что храм – это образ мира и одновременно образ человека, что все в нем должно быть едино, органично. Понимание этого пришло уже в пору зрелости, но первые впечатления остались с детства».
После школы отец Зинон поступил в Одесское художественное училище, окончил отделение живописи. На втором курсе, впервые прочитав Евангелие, он начал интересоваться православием и решил стать монахом. «Можно сказать, - пишет автор, - что до поступления в монастырь я с миром не был никак связан. Почему-то окружающая действительность всегда вызывала у меня некоторое сопротивление. Я даже, сколько себя помню, читал только исторические книги, и меня совершенно не интересовали современность, техника, например, в отличие от других моих сверстников. По этой причине у меня и друзей настоящих не было. Я, очевидно, опоздал родиться. Тогда же я стал интересоваться древней иконой, хотя на юге таких икон почти нет, две-три в местном музее, да и то третьестепенного качества. Я стал копировать иконы».
«Но, как отмечает отец Зинон, икона - одна из форм проповеди Евангелия, свидетельства Церкви о Боговоплощении». Поэтому самым главным для иконописца он считал «приобщение к церковной жизни, иначе икона остается поверхностной, неубедительной и ни о чем свидетельствовать не будет. Для того чтобы человек убедительно говорил, он сам должен в это верить. Бог так устроил, - признается автор, - что только благодаря изучению церковной традиции и самостоятельной работе я стал иконописцем: кое-что сам открывал, многое нашел в книгах. Может быть, я достиг бы большего, если бы у кого-нибудь учился. Это не характерный путь, не все должны им идти, и не у всех такие условия. Главное, это понять, что иконописец - свидетель, что он должен быть ближе к той Реальности, о которой свидетельствует».
О том, как стать иконописцем, отец Зинон пишет так: «Когда ко мне приезжают и изъявляют желание овладеть церковным искусством, я говорю, что в наше время этому нужно учиться самое малое пятнадцать лет, независимо от уровня художественной подготовки. Более того, если есть какая-либо подготовка в области светского искусства, то и еще больше. А некоторые поучатся два-три месяца, уедут, потом, глядишь, у них уже заказы, они получают большие деньги. Но есть люди, которые приезжают годами, материальная сторона для них - не главное, а это очень важно в нашем деле. Если священнослужитель во главу угла будет ставить доход, то какой же это священнослужитель? Так и художник, у которого деньги на первом месте, уже не художник.
Правда, за очень немногими из современных иконописцев чувствуется серьезная духовная подготовка.
Молодой художник, решивший стать иконописцем, - по словам автора, - должен жить активной церковной жизнью, участвовать в таинствах Церкви, изучать богословие, церковнославянский язык. Конечно, нужно смотреть много древних икон. Сейчас такая возможность есть. Это у древних иконописцев под рукой почти ничего не было, все было в памяти. Творчество вне живого предания невозможно, а у нас живая традиция церковного искусства пресеклась, большинство древних икон раскрыты лишь сравнительно недавно. И потому сейчас нам приходится проходить тот же путь, который прошли русские иконописцы после принятия Русью христианства. Для них тогда образцами служили византийские иконы, для нас сейчас - все древнерусское наследие.
Какие книги при этом стоит читать? Советовать всем одно и то же, - говорит отец Зинон, - я бы не стал. В начале восьмидесятых годов, когда я жил в Троице-Сергиевой лавре, мне принесли книгу отца Николая Афанасьева «Церковь Духа Святого». Полистал я ее и отложил, подумав, что она не для меня, а теперь без нее не представляю своей работы. До всего, очевидно, нужно дорасти. Что толку рассуждать, например, об исихазме в иконописи только на основании прочитанных книг, когда сам живешь другой жизнью? Требования к поступающим в иконописные школы должны быть такими же, как и к поступающим в духовные школы. И статус иконописцев должен быть, по-видимому, как у священнослужителей. Тогда в будущем, может быть, и появится что-то значительное. А мы привыкли извлекать пользу сразу, и ничего при этом не затратив.
О том, что такое икона, о ее смысле автор пишет следующее: «Икона … есть явление Царства Христова, явление преображенной, обоженной твари, того самого преображенного человечества, которое в Своем лице явил Христос. Поэтому изначальными иконами Церкви были иконы Спасителя, сошедшего с небес и вочеловечившегося для нашего искупления, и Его Матери. Позже стали писать апостолов, мучеников, которые тоже явили в себе образ Христа. Качество иконы определяется тем, насколько она близка к Первообразу, насколько она соответствует той духовной реальности, о которой свидетельствует». По словам отца Зинона, «икона рождается из живого опыта Неба, из Литургии, поэтому иконописание всегда рассматривалось как церковное служение, как Литургия. Икона есть свидетельство Церкви о Боговоплощении, о том, что Бог вошел в мир, воплотился, соединился с человеком настолько, что теперь каждый может вырасти в меру Бога и обращаться к Нему как к Отцу».
А иконописец, по словам автора, - «это свидетель. И его иконы будут убедительны для тех, кто им предстоит, в той мере, в какой сам он приобщился к миру, о котором должен поведать. Так человек, который к Церкви не принадлежит, может ли свидетельствовать о Боге? Чтобы свидетельствовать Евангельскую Истину, нужно самому быть к ней приобщенным, нужно жить только ею, тогда эта проповедь посредством образа и цвета будет приносить плоды в других сердцах. Церковь проповедует одновременно и словом, и образом, поэтому икону еще называют учителем». Как отмечает автор, «князь Трубецкой дал прекрасное определение русской иконе - «умозрение в красках». Икона - это воплощенная молитва. Она создаётся в молитве и ради молитвы, движущей силой которой является любовь к Богу, стремление к Нему как к совершенной Красоте. Поэтому икона вне Церкви в подлинном смысле существовать не может. Как одна из форм проповеди Евангелия, как свидетельство Церкви о Боговоплощении, она есть составная часть богослужения».
*** По словам автора книги, «Иконописание – это творчество соборное, то есть творчество Церкви. Подлинными творцами икон являются святые отцы. Иконографический канон, как и богослужение, складывался в течение столетий и сформировался примерно к XII веку и в таком виде дошел до нас». Автор книги, архимандрит Зинон (Теодор), по словам издателей, не просто практик и теоретик иконописания, он может быть назван ревнителем достоинства Иконы, в котором с нерастраченной силой выступает то расположение духа, которое было ощутимо когда-то в «богословах Иконы» первого призыва. Этого подделать невозможно. В 1995 году за вклад в церковное искусство отец Зинон первым из церковных деятелей получил Государственную премию России. По мнению специалистов, продолжение традиции православной иконописи в России сегодня непременно связывают с его именем.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 20 мая 2024 года
События недели. 19 мая 2024
Воскресные беседы. Тамара Грузинская
Кулинарное паломничество. Рецепт пирожного. Храм Воскресения Христова в Кадашах
Церковь и общество. Беседа с иеромонахом Макарием (Комогоровым). Часть 2
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!