Аудио |
|
Скачать .mp3 |
От корня Иессеева: О родословии Господа нашего Иисуса Христа
Приближается праздник Рождества Христова, и в преддверии этого торжества самое время вспомнить его историю, и не только новозаветного периода времени, но и ветхозаветного. И в связи с этим встает вопрос: могут ли быть родственники у Бога? Сама мысль об этом может показаться кощунством любому человеку, какую бы религию он ни исповедовал. Но христианам дарована великая благочестия тайна: Бог явился во плоти (1 Тим. 3,16). Он не возгнушался «нас ради человек и нашего ради спасения» жить в бедной семье в маленькой стране. Он имел родину, среди всех языков и наречий народов земли существовал язык, который был для Него родным. А это значит, что у Него были не только родственники, но и предки. О них и рассказывает книга, которая вышла в свет в Издательстве Сибирская Благозвонница и называется - «От корня Иессеева: О родословии Господа нашего Иисуса Христа». ***
Родословие Иисуса Христа, Сына Давидова, Сына Авраамова (Мф. 1,1). Этими словами евангелиста Матфея открывается Новый Завет, и они же, по словам издателей, повергают неподготовленного читателя в некоторое недоумение, потому что дальше, вместо повествования о Рождестве, видении ангельского воинства пастухам, путешествия волхвов за чудесной звездой - всего того, что в нашем сознании так четко связано с началом Благой вести, следует длинный список непонятных и непривычных нашему слуху имен. И сразу возникает вопрос: зачем евангелисту было начинать свое повествование именно так? Неужели нельзя было начать с «самого главного»? Это первое и самое существенное недоумение в ряду других, связанных с родословием. Итак, зачем нужно родословие Иисуса Христа?
Главное чудо всей человеческой истории — это, без сомнения, воплощение Сына Божия, пришествие во вселенную ее Творца и Господа. Церковь благоговейно празднует это событие, посвящая ему второй по значимости праздник после Пасхи и предпосылая ему пост. В этот день во всех храмах всё сияет, и радостью наполнены души христиан всего мира. Однако, славя Господа за эту радость, мы обычно не вспоминаем тех, благодаря кому она стала возможной, — предков Христа по плоти. Список их имен, приводимый в Евангелиях, как правило, мало что говорит современному читателю, при домашнем же чтении Нового Завета эти имена чаще всего опускаются. Далеко не о каждом из них рассказывается на страницах Священного Писания, а есть такие, о ком неизвестно ничего, кроме имени.
Многие исследователи этого вопроса подвергают сомнению саму необходимость в исторической достоверности, связанной с родословиями Иисуса Христа. Профессор Митрофан Дмитриевич Муретов, рассуждая об этом в своей работе «Родословие Христа», пишет: «"Такой-то сыном был того, иной — другого: так движется вперед в ленивых звуках тяжелый ряд безжизненных имен. Родословия ограниченным умом неуклюже вплетены в Евангелия для суетных женщин и тщеславных юнкеров. Зачем, взываю я, столь тощий лист в книге, преисполненной великолепия живых цветов? Он Божий Сын. Ужель сего вам не довольно? Так знайте же: из родов знатных и старинных является так редко здоровая отваги сила! Что значит сын Давида? Законной отраслью народа был Тот, Кто всех возвел до Бога».
Так, по словам Митрофана Дмитриевича «судит о родословии Господа Христа западный поэт Фридрих фон Саллет в своей народно-поэтической обработке евангельской истории. А германский ученый Газе, перелагая эти поэтические строфы в немецкую прозу, говорит: "Какая важность в этих 42 или 70 предках Господа? Его родословное древо свой корень имеет на небе. Его истинный Прародитель и Отец есть Царь в Царстве духов. Как и все очень длинные родословные таблицы доходят в конце концов до рыцарей сомнительной нравственности, так и это царственное родословие не вполне чуждо историй соблазнительных — Руфи, Раавы, Фамари, Вирсавии. Поэтому для меня мало нужды в том, если нельзя доказать происхождение Иисуса от Давида. Истинно аристократическое чувство может успокоиться на известном: мой отец, все мои предки были честными крестьянами".
Так, опять же по словам Муретова, судит о родословии Господа ученый немецкий теолог, чье религиозное чувство отрешилось от жизненно-исторической правды и витает в области туманно-философских абстракций. Но если религиозное чувство немецкого теолога не находит в родословии Христа никакой существенной важности для веры христианской, то немецкая научно-критическая мысль совсем отрицает историческую достоверность родословия Христа». Однако вопрос о смысле и значении генеалогий Иисуса Христа, содержащихся в Евангелиях от Матфея и Луки, обсуждался еще с первых веков христианства. Среди писателей Древней Церкви, так или иначе, следует назвать Юлия Африкана, Тертуллиана, отца церковной истории Евсевия Кесарийского, святителя Иоанна Златоуста, преподобного Иоанна Дамаскина и других авторов. Некоторые из них — величайшие и почитаемые святые неразделенной Церкви. Не обходят стороной эту тему богословы и экзегеты нового времени, и это вполне естественно.
Обязанность по отношению к родственникам состоит в том, чтобы хотя бы узнать о них то, что возможно. Авторы данной книги постарались как можно полнее, привлекая разные авторитетные источники, рассказать о предках Иисуса Христа. Все они - праведники и грешники, цари и простые люди - заслуживают нашу благодарность. Каждый из них был живым камнем, из которого Господь на протяжении веков человеческой истории терпеливо строил храм Своей плоти, - храм, в котором обитало Его Божество. Они сподобились стать родственниками Бога, а значит, стали и нашими родственниками: мы через крещение и причащение Святых Христовых Таин стали членами Его Тела - Церкви, ибо все мы одним Духом крестились в одно тело... тело Христово (1 Кор. 12, 13, 27).
Из самого смысла слова «родословие» явствует, что речь в этой книге пойдет об истории рода Господа нашего Иисуса Христа, то есть о Его предках («Полный церковнославянский словарь» Дьяченко толкует слово «родословие» как «исчисление предков своих с похвальбою»). В соответствии с этой задачей данная книга содержит три части: первая часть выясняет, кто, собственно говоря, из ветхозаветных персонажей может быть назван предком Спасителя, и освящает возникающие при решении этой задачи трудности. Вторая часть кратко рассказывает о каждом праотце Христа. В третьей части приводятся богослужебные, святоотеческие тексты, а также отрывки из работ православных богословов, представляющие свидетельство того, как церковное Предание осмысляло тему родословия Спасителя с первых веков существования христианства и до наших дней.
Говоря о родословии Иисуса Христа, митрополит Калужский и Боровский Климент отмечает: «Сын Божий приходит на землю, чтобы спасти погибающего во грехе человека. На страницах Библии без прикрас изображена история ветхозаветного человечества. Есть там и уклонение в язычество от истинного богопочитания, и всенародное отступление от богооткровенного Синайского закона, и личные грехопадения... Евангелисты приводят родословие Христа полностью, из списка праотцов они не исключают никого: ни праведного, ни согрешившего. Этим подчеркивается милосердие Божие: Христос взял на Себя наши немощи и понес наши болезни (Ис. 53,4)». В этом главный, духовный смысл тех родословных таблиц, которые приводят евангелисты Матфей и Лука, и в этом же смысл праздника Рождества Христова — торжества милосердия Божия над падшим родом человеческим, ликования оттого, что теперь мы не одни во все дни до скончания века (Мф. 28, 20), что у человеческой истории есть смысл и цель, и мы, «сущи во тьме и сени, обретохом истину, ибо от Девы родися Господь».
*** По словам авторов данной книги, «список имен предков Спасителя — это концентрированная история Ветхого Завета. Между первым человеком Адамом и Иосифом Обручником пролегают века странствования человечества за пределами Эдема, откуда изгнаны были первые люди, лишившиеся сами (и лишившие своих потомков) неба. Однако Небо Само приходит на землю и поселяется в утробе чистой Отроковицы, чтобы прожить жизнь, полную лишений, страданий и подвигов. Однако Сама Пресвятая Дева не была на земле лишь случайной гостьей. К Ней привел человечество ряд поколений, которые, как ступени лестницы, явленной в сонном видении Иакову, поднимались от земли и достигали до самого Престола Всевышнего». О них и рассказывает книга - «От корня Иессеева: О родословии Господа нашего Иисуса Христа».
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 20 мая 2024 года
Божественная литургия 19 мая 2024 года
Божественная литургия 19 мая 2024 года
Таинства Церкви. Беседа с протоиереем Владимиром Волгиным
Мысли о прекрасном. Художник Сергей Труханов. Часть 1
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!