Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Монах Арсений (Святогорский). Афонский старец Макарий.
17 октября 1820 года в богатой купеческой семье Ивана и Феодосии Сушкиных, проживавших в городе Туле, родился третий сын, который в крещении был наречен Михаилом. С отроческих лет мальчик почувствовал влечение к иноческой жизни. Но желание свое Михаил Сушкин осуществил уже в более зрелом возрасте. Произошло это 3 ноября 1851 года, когда молодой человек прибыл в Русский на Афоне Свято-Пантелеимонов монастырь. Там он принял постриг с именем Макарий и стал учеником и духовным преемником старца Иеронима (Соломенцова). Впоследствии отец Макарий явился продолжателем того великого дела, которое начал отец Иероним, и он же его и закончил, т. е. окончательно восстановил русское монашество в Пантелеимоновом монастыре на Святой Горе Афон. Об «Афонском старце Макарии» рассказывает книга с одноименным названием, выпущенная в свет Издательством Сибирская Благозвонница. Об этой книге – далее в нашей программе. ***
В этой книге приводится жизнеописание великого афонского старца схиархимандрита Макария (в миру Михаила Ивановича Сушкина). Автор показывает духовное возрастание о. Макария от религиозно настроенного молодого человека, прибывшего на Афон в качестве паломника, до игумена славной Русской обители святого великомученика Пантелеимона. Возрастание это происходило под руководством старца-духовника иеросхимонаха Иеронима, который «в отношении натуры был гений», как писал о нем Константин Николаевич Леонтьев. Благодаря этим двум личностям, так много потрудившимся на православном Востоке ради чести русского имени, разным по характеру, но единодушным в своей деятельности, произошло возрождение не только Пантелеимонова монастыря, но и всего Русского Афона.
Составляя жизнеописание о. Макария, автор, монах Арсений (Святогорский), использовал как уже известные источники, так и архивные материалы. В книге публикуются слова и наставления о. Макария братии, могущие и теперь послужить восстановлению духовной жизни в монастыре, а также письма к разным лицам. Эти письма глубоко раскрывают личность старца-игумена, показывают, сколь сложным было положение монастыря на чужбине в то время и какого напряжения душевных и телесных сил, мудрости духовной, безграничной веры и непоколебимого упования на Промысл Божий требовало благоустроение обители. Кроме того, об отце Макарии осталось немало воспоминаний его современников, людей, которые имели счастье знать старца лично. С некоторыми из них автор знакомит читателя в процессе своего повествования, в конце которого приводится еще несколько фрагментов.
Одно из записанных воспоминаний принадлежит перу Константина Николаевича Леонтьева. В частности, русский писатель о старце рассказывал следующее: «Это был великий, истинный подвижник, и телесный и духовный, достойный древних времен монашества и вместе с тем вполне современный, живой, привлекательный, скажу даже — в некоторых случаях почти светский человек в самом хорошем смысле этого слова, то есть с виду изящный, веселый и общительный. В бытность мою на Афоне, в [18]72 году, я помню, он как будто говорил мне тогда, что ему 48 лет. Он был в то время чрезвычайно подвижен и бодр. Седых волос в его черной и длинной бороде еще мало было. Во время наших с ним частых и долгих бесед на Афоне он по просьбе моей рассказывал мне многое о своей прежней жизни в миру и о своем удалении на Св[ятую] Гору.
Мать его была очень набожная и добрая женщина и, как он мне сам говорил, имела на него большое влияние. Но по наружности молодой Сушкин жил так же, как и многие богатые и молодые купеческие сыновья 40-х годов: помогал отцу по торговым делам, ездил на ярмарки, щеголял, бывал и на балах, танцевал, по собственному признанию, — даже охотно читал и кой-какие романы, курил трубку; думал иногда, конечно, и об невестах. Но при всем этом девственность свою он строго хранил, и мечта о монашестве не оставляла его посреди коммерческих хлопот и всяких мирских развлечений. Мать его любила беседовать с ним о духовных предметах и часто горячо увещевала его оберегать себя до брака от плотских страстей. "Когда и жених, и невеста оба вступают в брак девственниками — ангелы Божии радуются на небесах и невидимо летают над брачным ложем их", — говорила ему мать. И эти слова ее производили на юношу, по его собственному мне признанию, глубокое впечатление.
"Я думал, — говорил он мне с чувством, — что если я согрешу, то не только навлеку на себя гнев Божий, но и мать жестоко обижу, а мне и вспомнить об этом было даже больно. — Потом прибавил, смеясь: — Ну и о невестах думал, и были барышни очень красивые, с которыми танцевать приходилось, и танцевать я был не прочь". Я помню, - пишет Леонтьев, - до чего мне было приятно на суровом и дальнем Афоне в 70-х годах видеть этот мгновенный просвет на веселую прежнюю жизнь наших провинций и слышать эти простые и живые признания от одного из величайших аскетов нашего времени! Такого рода рассказы и признания, вовремя и кстати произнесенные опытными монахами, чрезвычайно ободрительны не только для начинающих послушников, которых нередко отпугивают будущие тягости иноческой жизни, но и для мирян, желающих подчинить хоть сколько-нибудь свою жизнь учению воздержания и понуждения.
Когда мне, - вспоминает писатель, - случалось в тяжкие минуты какого-нибудь нравственного или телесного изнемождения открывать душу мою этому умному, благородному и святому человеку и он говорил мне: "Понудьте себя, — только понуждающие себя восхищают Царствие Небесное!" — я чувствовал, что он, этот герой самоотвержения о Боге, имеет право мне так говорить! Как обыкновенно начинал он свою жизнь, как он прожил богато и привольно до 25 лет, и что он перетерпел потом здесь, на этих дальних, чуждых и безмолвно унылых скалах, это вообразить, я думаю, нетрудно! Призвание к монашеству у молодого Сушкина, по словам Леонтьева, явилось рано. По всем признакам оно было самого чистого и возвышенного характера, самопроизвольного, так сказать, характера, а не последовательного какого-нибудь. То есть для привлечения его души к аскетизму не нужно было никаких особенных переворотов, скорбей, оскорблений, неудач и т. п.
Отец Макарий, - пишет Константин Николаевич, был откровенен со мною и рассказывал мне достаточно о себе, хотя бы и только в главных чертах. Рассказы его именно и были следствием частых вопросов моих: «Почему, и как, и вследствие чего тот или другой человек стал монахом?» Это один из самых замечательных и поучительных вопросов, когда идет речь о монашестве. На подобные мои вопросы он, между прочим, рассказывая и о себе, говорил, что переворотов, внезапных или глубоких потрясений в жизни его не было, несчастной любви он не испытал, и влюбиться даже он ни разу еще не успел. О дурном, неуживчивом каком-нибудь собственном его характере, мне кажется, не могло быть и речи. … Мне кажется, - отмечает Леонтьев, - что у отца Макария сама по себе и натура была драгоценная...»
Как вспоминает писатель, «в последние, 80-е года, по свидетельству очевидцев, о. Макарий достиг крайнего бесстрастия. Его уже ничто не возмущало: никакая случайность, никакая внезапность. "Если бы и Гора Афонская с грохотом валилась в море, — он и тогда, кажется, не смутился бы!" Так выражаются эти очевидцы». «Смерть его была почти внезапная. Он сам служил литургию и только что стал разоблачаться, как вдруг его поразил удар. Окончить самому литургию, последний раз совершить великое таинство Евхаристии и умереть! Счастливая кончина — вполне достойная его долголетних подвигов, его святой жизни, его прекрасной души!» Так о старце Макарии вспоминает русский религиозный мыслитель, целый год живший на Афоне, и не раз посещавший отца Макария в Русской обители.
Как отмечает автор этой книги, в отличие от других как афонских, так и неафонских монастырей, которые приобретали свой законченный внешний вид неспешно, часто не за одно столетие, обитель св. Пантелеймона была построена быстро, за короткое время, при жизни ее ктиторов и старцев — отцов Иеронима и Макария. И одновременно с обустройством внешним старцы устрояли и внутреннюю жизнь — по правилам строгого общежития. Даже краткий обзор гигантской работы, проделанной за небольшой промежуток времени, заставляет поражаться гениальности старцев, их творческим и организаторским способностям, преданности воле Божией, силе их собственной воли, прозрению в будущее и духовному познанию замысла Божественного, с которым они всегда согласовывали свои действия. Сказанное относится прежде всего к отцу Иерониму — главному руководителю и организатору, учителю и наставнику самого отца Макария, которого он воспитал себе в помощь как преемника по благодати и достойного игумена обители.
*** Как отмечает автор этой книги, в начале 90-х годов XX века один из вновь прибывших из России насельников на празднике святого великомученика Пантелеимона обратил внимание на греческих богомольцев, стоявших посреди храма, и подумал тогда, что по всей России, пожалуй, не найдется столько верующих мужчин. Теперь же не редкость, что Пантелеимонов монастырь бывает переполнен русскими паломниками. Они каются в грехах, и нередко со слезами. Русский человек плачет о грехах своих - значит Россия пробуждается. И в этом тоже немалая заслуга старцев Иеронима и Макария, о совместных трудах которых также говорится в книге «Афонский старец Макарий»
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 20 мая 2024 года
События недели. 19 мая 2024
Воскресные беседы. Тамара Грузинская
Кулинарное паломничество. Рецепт пирожного. Храм Воскресения Христова в Кадашах
Церковь и общество. Беседа с иеромонахом Макарием (Комогоровым). Часть 2
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!