Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Издательство Саратовской епархии. Жить по-христиански: что это значит?
Говорят, Православие — трудная религия. Так ли это? Современному человеку очень трудно бывает обрести веру и прийти в Церковь. Но Господь стучится в сердце каждого человека, и множество наших современников, уже будучи взрослыми, сознательными людьми, открывают для себя глубину православного вероучения, переступают порог храма. И начинается для каждого из них счастливое и одновременно очень трудное время — время, когда человек, по сути, строит новые взаимоотношения с Богом и людьми. «Он (человек) движется во многом на ощупь, он ищет — ни много ни мало! — новый образ жизни для себя» — замечает один из авторов книги, которую сегодня мы предлагаем вашему вниманию. Она вышла в свет в Издательстве Саратовской епархии и называется – «Жить по-христиански: что это значит?» ***
Кажется, что в то время, когда человек идет к Богу, не бывает мелочей: вопросы о том, какой должна быть внутренняя жизнь христианина (например, как научиться молиться и что читать) так же важны, как и проблемы, на первый взгляд, чисто «внешнего» свойства: что носить, как питаться в пост, как общаться с друзьями, которые не разделяют твоего «увлечения религией»... Наш «ветхий человек» активно сопротивляется переменам, и со временем, после периода первого воодушевления, приходят помыслы сомнения, чувство уныния и ощущение богооставленности, желание вернуться к прежним привычкам и пристрастиям. И к этому тоже нужно быть готовым: как говорится, кто предупрежден, тот вооружен...
В этот сборник вошли работы известных современных церковных авторов — в основном, священнослужителей, духовников, которые не понаслышке знают, с какими проблемами сталкиваются в своей жизни сегодняшние православные христиане и какие ошибки допускают на своем пути к Богу. Издатели попросили их поразмышлять на предложенные темы, ответить на вопросы, которые нам часто задают. Чрезвычайно важно то, что наши собеседники стараются не только подсказать читателю верное направление пути, но и дают советы чисто практического свойства: как (по выражению замечательного духовника нашего времени, старца Паисия Святогорца) «настроить свой радиоприемник на нужную волну». Конечно, научение христианству — слишком обширная, практически неисчерпаемая тема, да издатели и не ставили перед собой задачу ответить сразу на все вопросы. Первыми советчиками в христианской жизни должны быть Евангелие и книги святых отцов. Но дадим слово и нашим современникам: ведь кто был искушен, может и искушаемым помочь (Евр. 2, 18).
Автор первой статьи, вошедшей в этот сборник - игумен Нектарий (Морозов). Он говорит о том, что «НЕЛЬЗЯ ПРИНИМАТЬ ЕВАНГЕЛИЕ «В ОБЩЕМ». Человек, который обрел веру, пришел в храм, входит в церковную жизнь постепенно. Он движется во многом на ощупь, он ищет — ни много ни мало! — новый образ жизни для себя. Очень важно при этом попытаться понять: а каким должен стать человек, назвавшийся и действительно ощутивший себя христианином? Что должно измениться в его жизни после того, как он переступил порог храма, поняв, что истина именно здесь? Почему перемены вообще необходимы? Возможно, впрочем, - говорит отец Нектарий, - что кто-то спросит и о другом: откуда вообще эта мысль о необходимости каких-либо перемен? Почему человек не может просто жить — так же, как жил и прежде, но теперь уже обогащенный познанием истины? Если в поисках ответа на этот вопрос мы обратимся к Священному Писанию Нового Завета, то увидим, что каждый, кто приходил ко Христу, обязательно переживал подобное изменение. Ярче всего это проявилось в случае с гонителем Савлом, претворившимся после чудесного явления ему Спасителя на пути в Дамаск в апостола языков Павла.
Автор второй статьи - А.И. Осипов говорит о том, что «ИСКАТЬ НАДО НЕ СОВЕРШЕНСТВА, А СМИРЕНИЯ». «Что является подлинным центром жизни православного христианина? Точнее, что должно являться этим центром? Ответ очевиден: жизнь духовная. Но какие подчас сбивчивые представления о ней имеет современный человек, причем не «внешний», а самый что ни на есть «церковный»! Основная беда наша, по словам Алексея Ильича, заключается в том, что мы теплохладны. Нет у нас того горения к Богу, которым обладали некоторые люди, вошедшие в историю Церкви, как святые, великие, преподобные. А отличало их прежде всего какое-то поразительное искание Бога. В начале XX века у представителей русской интеллигенции пробудился этот необычайный огонек искания: где же Истина, есть ли Бог, зачем я живу, каков смысл моей жизни и жизни человечества? В настоящее время происходит нечто подобное. Но у подавляющего большинства современных людей, как и тогда, нет этого огня, который жег бы душу, заставляя ее искать ответы на эти вопросы. А ведь нельзя разжечь огня, не имея искры».
Как говорит Алексей Ильич, «убеждение в том, что христианская жизнь состоит в исполнении церковных установлений (поста, молитвенных правил, принятия таинств, посещения богослужений, участия в них и прочее), то есть во внешнем благочестии, — это та беда, которая промыслительно ярко отражена в Евангелии. Когда пришел Христос и сказал скрупулезным исполнителям Закона не в бровь, а в глаз: Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что очищаете внешность чаши и блюда, между тем как внутри они полны хищения и неправды (Мф. 23, 25), то возмущению их не было предела. Кончилось это, мы знаем, чем, — распятием Христа. Оказывается, исполнение внешних религиозных предписаний без внимания к своей внутренней жизни может окончиться полной катастрофой. Самообман состоит в том, что, исполняя всё внешнее и не думая о том, чтобы свою жизнь соразмерить с евангельскими заповедями, легко записать себя в святцы, возгордиться и превратиться в сущего дьявола. О подобных «праведниках» так и говорят: «святой сатана». Христианская, евангельская нравственность требует другого: не только твои дела и слова, но даже и твои мысли, чувства, настроения должны соответствовать тому духу, который называется Христовым».
Автор третьей статьи - протоиерей Алексий Уминский размышляет на тему – «ПУТЬ ХРИСТИАНИНА: РАДОСТЬ ИЛИ ПЕЧАЛЬ?» Как отмечают издатели, сегодня многие нецерковные люди упрекают людей церковных в излишней мрачности. Часто можно слышать такое мнение: если Православие — религия радости, отчего же православные такие нерадостные? Действительно, - говорит отец Алексий, если человек случайный окажется в храме и посмотрит на молящихся «со стороны», он может сделать вывод, что прихожане — люди сугубо несчастные, слабые и измученные жизнью. Бывает, что за угрюмость принимаются сосредоточенность на молитве, скорбь от осознания своей греховности. А бывает и так, что человек, делающий первые шаги в храме, специально надевает маску «вселенской скорби», подменяя ею истинное чувство покаяния. И все же это исключение. Люди, живущие церковной жизнью, находят множество поводов для радости. Каким должно быть мироощущение православного человека? Как найти золотую середину между радостью о Христе и печалью по Богу? Об этом беседует с читателем отец Алексий Уминский.
О скорбях в жизни христианина говорит следующий автор этой книги - архимандрит Мелхиседек (Артюхин) в статье - "КРЕСТУ ТВОЕМУ ПОКЛОНЯЕМСЯ..." В жизни каждого человека случаются радости и огорчения. Бывает и так, что ни с того ни с сего наступает апатия, ничего не хочется делать, и в сердце поселяются гнетущая пустота и безразличие. Это состояние еще называют унынием, и оно знакомо многим — в той или иной степени. Уныние очень опасно. Оно приводит к страшным последствиям — к равнодушию и умиранию души. Каковы причины этого состояния и как с ним справиться? На этот вопрос можно ответить очень просто - "Уповайте на Господа". Как отмечает отец Мелхисидек, "На вопрос, почему мне дана эта скорбь и печаль, который многие люди задают себе каждый день, а то и по нескольку раз в день, ответ можно найти в молитве: «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и святое воскресение Твое поем и славим». Поясню: у всех нас есть жизненный крест. у каждого — свой; и те скорби, которые мы претерпеваем, неся свой крест, не бессмысленны, не напрасны, не случайны... Всё вовремя и никак не по ошибке. У каждого человека есть своя Голгофа, и терпение этой Голгофы приносит человеку неизреченные слезы и неизреченные радости. Подробнее об этом в статье отца Мелхиседека.
Кроме того в данную книгу вошли статьи митрополита Саратовского и Вольского Лонгина - "Человек боится Бога", протоиерея Михаила Дудко -" В Церкви надо переделывать не ее, а самого себя" и Марины Журинской "Люди добрые". Завершает сборник снова размышления игумена Нектария (Морозов). "Просто стать хорошим человеком". Духовная жизнь в сущности своей очень проста — естественна для человека, представляющего собой союз материального и духовного. И в то же время сложна, поскольку мы пребываем в состоянии падения, поражены грехом, сами в полном смысле этого слова — неестественны. И как следствие — забываем или не замечаем подчас совсем простые, азбучные истины, без постижения которых путь к духовному совершенству невозможен. Какие именно? Ну, например, такую, что нельзя стать хорошим христианином, не став при том... хорошим человеком.
*** Этот сборник адресован человеку, начинающему жизнь в Церкви. В него вошли статьи известных современных церковных авторов: митрополита Саратовского и Вольского Лонгина, профессора Алексея Ильича Осипова, настоятеля московского храма святой Троицы в Хохлах протоиерея Алексия Уминского, настоятеля Подворья Свято-Введенской Оптиной пустыни в Москве игумена Мелхиседека (Артюхина), ключаря Успенского кафедрального собора Лондона протоиерея Михаила Дудко, настоятеля храма в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» в Саратове игумена Нектария (Морозова), главного редактора журнала «Альфа и Омега» М.А. Журинской. Говоря о том, как жить по-христиански в современном мире, авторы стараются не только подсказать читателю верное направление пути, но и дают практические советы. Да, Православие — трудная религия. Но то, что досталось нам с трудом, то, что выстрадано, особенно дорого нашему сердцу. А стремление научиться жить по-христиански - труд очень благодарный. Не случайно же сказал Спаситель: иго Мое благо, и бремя Мое легко (Мф. 11, 30).
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 20 мая 2024 года
Божественная литургия 19 мая 2024 года
Божественная литургия 19 мая 2024 года
Таинства Церкви. Беседа с протоиереем Владимиром Волгиным
Мысли о прекрасном. Художник Сергей Труханов. Часть 1
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!