Аудио |
|
Скачать .mp3 |
По творениям Афонских святых. Пост - украшение души.
Каждый православный человек наверняка неоднократно слышал такое выражение: «Пост и молитва - это два крыла, которые поднимают христианина в Царство Небесное». К сожалению, в наше время многие люди не понимают истинного значения поста. Обычно, они искренне считают, что достаточно воздерживаться от скоромной (непостной) пищи в течение нескольких дней или недель, - и ты свой долг перед Богом выполнил. Но на самом деле всё гораздо серьезнее и глубже. Ведь пост, это не только ограничение в пище, это особо благодатное время для самосовершенствования и духовного роста личности. Или как говорит преподобный Порфирий Кавсокаливит, «пост - это труд, который совершается ради Любимого. Труд, чтобы жить во Христе». О смысле и важности поста расскажет книга, составленная по творениям Афонских святых. Она вышла в свет в Издательстве Благовест и называется – «Пост - украшение души». ***
Это издание, рассчитанное на широкий круг православных читателей, представляет собой сборник изречений Афонских святых о посте, взятых из их многочисленных творений. Преподобные афонские отцы, на своем опыте прошедшие подвиг поста и молитвы, дают всем христианам советы и поучения, в чем состоит смысл и значение постного подвига, каковы должны быть условия для его успешного прохождения, а также какие плоды приносит постникам их подвиг, совершаемый по заветам Христа и святых отцов Церкви. Первая часть книги называется – «Определи себе меру». Здесь говорится о том, что телесный пост должно соединять с богомыслием, объясняется, почему нужно соблюдать пост в среду и пятницу, рассказывается о времени принятия пищи и о той мере подъятых подвигов, которая подходит тому или иному человеку и многое другое.
И вот что в частности о мере поста говорит преподобный Никодим Святогорец: «Будь мудр и рассудителен в поднятии телесных подвигов - постов, бдений, трудовых работ и подобного. Они существенно необходимы и без них не мечтай преуспевать в духовной жизни, но и в них знай и держи мудрую меру. Мера сия - середина между самоугодливой поблажкой плоти и безжалостным измождением ее до изнеможения без крайней к тому нужды. Середину сию ищи опытом и делом, а не теорией, и в правило при сем возьми постепенность, идя снизу кверху. Ищи и обрящешь». А преподобный Порфирий Кавсокаливит об этом говорит следующее: «Вы можете поститься столько, сколько сможете; делайте столько поклонов, сколько в ваших силах; бдений совершайте столько, сколько в ваших силах, но надо это делать так, чтобы быть радостными! Имейте радость Христову!»
В дореволюционные времена, когда начинался пост, его соблюдала вся семья, как взрослые, так и дети. В наше время родители зачастую считают, что поститься детям не нужно, объясняя это тем, что у них «растущий организм», который требует различной непостной пищи. Об этом преподобный Паисий Святогорец говорил следующее: «Старец Хаджи-Георгий своим монахам каждый день давал немного меда и орехов. А ведь они все были молодые, лет по пятнадцать, период активного роста, да духовно были взрослые! Сегодня же люди следуют мирской логике: «Не надо детишкам поститься, чтобы не заболели, всего у них должно быть в достатке, нужно оберегать их от трудностей». Так и живут, бедолаги, требуя всё время котлет, но с этого им никакого толка. Когда человек радуется, что не ест ради любви Христовой, тогда он по-настоящему питается. Если он ради любви Христовой предпочитает невкусное вкусному, тогда через невкусное наслаждается Христом».
С другой стороны, по словам старца, «и взрослых, которые не постятся, начинает обличать совесть, когда они видят, как постятся дети». «Помню, - рассказывает прп. Паисий, - я был маленьким и работал со своим мастером в одном доме. Там же мы и обедали. По средам и пятницам я уходил, не оставаясь на обед, и шел есть к себе домой, потому что эти люди не постились. Однажды, помню, была среда, они принесли пирожные и хотели меня угостить. «Спасибо, - сказал им я, - но я пощусь». - «Погляди-ка, - удивились они, - мальчуган постится, а мы, взрослые дяди, едим всё подряд». Таким образом, соблюдая пост, подрастающее поколение может дать добрый пример своим родителям или близким родственникам, друзьям. Однако, стоит помнить, что любой подвиг, и в частности подвиг поста, нужно начинать с рассуждением, посоветовавшись с мудрым наставником. А иначе можно только навредить себе.
Вот, например, преподобный Иосиф Исихаст отмечает, что «если кто излишним постом и прочим подвижничеством ослабит и изнурит тело, тогда приходит ненормальное смятение, то есть развращенные помыслы, сомнение в вере и общее возбуждение всей нервной системы». А равноапостольный Косма Этолийский наставляет: «Братья мои, тысячи добрых дел мы можем делать: поститься, молиться, творить милостыню и даже кровь свою пролить за Христа, но, если будем ненавидеть наших братьев и враждовать с ними, всё совершенное нами добро будет от диавола, и мы попадем в ад». «Одежда спасения, - наставляет преподобный Нил Афонский, - есть сие: вера, любовь, целомудрие, кротость, смирение, сострадательность, правдоглаголание, пост, молчание многословия, молчание празднословия, молчание осуждения, нестяжание и неозабоченность хлопотами».
Преподобный Паисий Святогорец уподобляет духовную войну войне земной, и на примере этого показывает метод борьбы с врагом. И вот что он говорит: «Во время войны врага стараются блокировать. Его окружают, загоняют внутрь городских стен, оставляют голодным. Потом его лишают и воды. Ведь если враг не имеет запасов воды, продовольствия и боеприпасов, то он бывает вынужден сдаться. Я хочу сказать, что если мы боремся с диаволом подобным же образом -постом и бдением - то он бросает оружие и отступает. «Постом, бдением, молитвою небесная дарования приим..., - говорит песнописец. С помощью аскезы, подвига человек, по словам прп. Паисия, уподобляется бесплотным силам. Конечно, воздерживаться нужно, имея в виду высшую духовную цель. Если человек воздерживается, чтобы избавиться от вредных для здоровья жиров, то он заботится [лишь] о благе своей плоти. В этом случае его аскеза похожа на аскезу тех, кто занимается йогой».
«Добродетель воздержания, - говорит преподобный Паисий Величковский - матерь и союз всех добродетелей. Если удержишь чрево, войдешь в рай, ибо воздержание есть убийство греха, удаление от страстей, начало духовной жизни и ходатай вечных благ. Напротив, пресыщение лишает человека духовного дарования, потому что сытость чрева ко сну клонит его и возбуждает в нем скверные помыслы, и он не может совершать бдение, ни чтением, ни рукоделием заниматься и никакого другого доброго дела исполнять. Легко, прекрасно, трезво и жажду утоляющее для питания - хлеб и вода теплая. Без теплой воды у постника ссыхается желудок <>; а хлеб или сухари, распаренные в кипяченой воде, или толокно житное, или кисель, скоро перевариваются; последнее - особенно подходящая пища во время праздника или вечери. Четыре чина вкушения пищи; пост, воздержание, доволь и сытость. Если кто удержит чрево, не лишится райского пребывания; кто же не удержится, тот - добыча смерти, всех добродетелей лишается и бывает поруган».
Вторая часть этой небольшой книги называется - «Пост дает духовною сладость». «Пост, по словам преподобного Порфирия Кавсокаливита, - это правильная дорога жизни. Пост никому ничем не грозит... От него не бывает никакого вреда. Я очень хорошо знаю, что от поста еще никто никогда не заболел», - говорит святой старец. А преподобный Иосиф Исихаст напоминает: «Когда мы очистимся от греха посредством поста, бдения и той молитвы, о которой говорим, посредством принудительного делания и трезвения и затворением ума, как в ущелье, в сердце, где ум крепко стоит и ему не разрешается выйти оттуда, тогда призирает на нас благой Бог и посылает орошающую Свою благодать, так что она просвещает, как светлейшее облако, и тот, кто незадолго до этого находился во тьме, ясно созерцает внутреннего человека. И благодать пребывает вместе с ним столько, сколько захочет Господь. Это происходит постоянно, и человек непрестанно очищается и совершенствуется Божией благодатью». Что еще говорят святые отцы Афона о духовной сладости поста, вы узнаете, открыв данную книгу.
*** В настоящей книге собраны размышления афонских святых о посте, о его значении для каждого верующего человека, о его духовных плодах, о тех духовных ошибках, которые делают его бесполезным, бесплодным и даже опасным в деле спасения души. Как и всё богатейшее наследие афонских святых, оставленное нам для назидания и объяснения правил духовной жизни, всегда было и будет актуально для каждого верующего, так и тема поста, представленная в данной книге, всегда будет занимать главенствующее место в жизни каждого христианина.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 20 мая 2024 года
Божественная литургия 19 мая 2024 года
Божественная литургия 19 мая 2024 года
Таинства Церкви. Беседа с протоиереем Владимиром Волгиным
Мысли о прекрасном. Художник, старший преподователь Академии акварели и изящных искусств Сергея Андрияки Сергей Труханов. Часть 1
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!