Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Старец духовник иеросхимонах Иероним Афонский: Жизнеописание. Духовное руководство. Учение.
В 1885 году, 14 ноября, на Святой Афонской Горе в 80-летнем возрасте скончался великий старец, иеросхимонах Иероним, духовник Свято-Пантелеимонова монастыря, главный деятель русского Афона, имевший большое влияние на святогорскую жизнь в целом. Своими духовным руководством и трудами он привел Русский Пантелеймонов монастырь от совершенного упадка к полному и всестороннему расцвету и воздвиг на такую высокую степень духовного преуспеяния и совершенного монашеского общежития, что он стал образцом для ревнителей благочестия во всем православном мире. О жизни и духовных трудах святогорца рассказывает книга, которую выпустил в свет «Информационно-издательский центр "К Свету"». Называется она – «Старец духовник иеросхимонах Иероним Афонский: Жизнеописание. Духовное руководство. Учение». ***
В этой книге приводится жизнеописание великого афонского старца иеросхимонаха Иеронима (Соломенцова), духовника Русского Пантелеимонова монастыря; показаны его духовный благодатный образ и старческое руководство с практическими аскетическими методами и средствами. Также читателям предлагается в систематизированном виде учение отца Иеронима, извлеченное из его духовного наследия, устных и письменных наставлений и поучений. Некоторые из учеников и собеседников старца оказали влияние на российскую политическую и культурную жизнь, среди них — Константин Леонтьев (монах Климент), жизненный путь которого кратко излагается в книге; описываются его обращение на Афоне, приобретенное в результате этого мировоззрение и дальнейшая судьба.
Прежде чем перейти к повествованию, издатели предлагают небольшую справку восстановления общежительного порядка в Афонском Русском Пантелеимоновом монастыре. Произошло это в 1803 году по распоряжению Вселенского Патриарха Каллиника. Общежитие существовало в этой обители издревле, но было упразднено греками, с тех пор как они заселили монастырь, оставшийся русским только по названию. Поводом для таковых действий Патриарха послужило обращение к нему Кинота Святой Горы с просьбой об упразднении Пантелеимонова монастыря. Старцы Кинота решили, что доведенный до крайнего убожества и нищеты, обремененный долгами, не способный к дальнейшему существованию монастырь лучше исключить из числа святогорских обителей; землю раздать другим (греческим) монастырям, имущество распродать, на вырученные деньги уплатить долги, а что останется, обратить на нужды Протата. Таким образом русские навсегда лишились бы своего древнего приюта на Афоне и ликвидировалось бы даже само название - Русский.
Но, как отмечают издатели, дальновидный и богомудрый Патриарх смотрел на этот вопрос по-другому. В предложении Священного Кинота он не мог не заметить националистического пристрастия. Как политик, он видел необходимость присутствия на Афоне представителей великой Российской державы; как архипастырь, он равным образом, без различия национальностей отвечал пред Богом и Матерью Божией за свою афонскую паству. Поэтому, чтобы спасти положение и укрепить обитель, он повелел Русский монастырь из идиоритмического сделать общежительным. Игуменом был назначен Савва, иеромонах соседнего Ксенофского скита, а ктитором самим великомучеником Пантелеймоном был избран князь Скарлат Каллимах. Явившись ему в болезни, великомученик сказал: «Имение твое великое, а смерть твоя близка, а монастырь мой на Святой Горе Афонской до конца разоряется. Помоги ему, пока есть время». Так было начато строительство нового, прибрежного Русика.
Примерно в то же время далеко от Афона, в России, в небольшом городке Курской губернии, в купеческой семье родился будущий иеросхимонах Иероним (в миру Иван Соломенцов). С раннего детства он проявлял склонность к религиозной жизни. Был он от природы развитым, способным и к ведению дел житейских и, возрастая, стал оказывать отцу помощь по торговым делам. Но ни о чем другом, кроме монашества, он не хотел и думать. Между тем в Пантелеимоновом монастыре в течение 1810-х годов были воздвигнуты собор великомученика Пантелеймона, храм Успения Пресвятой Богородицы, келлии для братии и другие необходимые здания. Строгий общежительный порядок стал привлекать в обитель греческих иноков.
Однако в 1821 году началось греческое восстание за независимость. Князь Скарлат был убит турками, игумен Савва скончался в глубокой старости, и монастырь остался недостроенным, озлобленные турки расхищали и без того небогатое его имущество. Надежды на поступление помощи из России, начавшей войну с Турцией, не было, да и обратиться к русским людям за помощью было некому, потому что в монастыре по-прежнему не находилось ни одного русского монаха. Снова начались упадок и запустение. Сведущий в святоотеческих творениях отец Иероним, живя еще в миру под родительским кровом, по мере приближения к своему совершеннолетию мечтал отыскать обитель со строгим общежитием. Промысл Божий привел его на Афон. Греки сами пригласили его в Русский монастырь, в обители собралось русское братство, установились связи с Россией.
Началось возрождение древней Пантелеимоновой обители благодаря деятельности отца Иеронима, который в первую очередь укреплял внутреннюю, духовную жизнь. Приходила помощь из России, монастырь благоустраивался, пополнялся русскими иноками. Совершенное общежитие, благодаря которому обитель расцвела и прославилась, представлявшее собой уже и в те времена редкость, утвердилось под руководством отца Иеронима и его сотрудника отца Макария, которого он вымолил у Бога себе в помощь и воспитал духовно. Духовное устроение самого старца Иеронима прежде всего влияло на жизнь обители и сказывалось во всем. Оно умиротворяло, приводило в должный порядок все братство и каждого брата в отдельности. Отец Иероним был истинным отцом своим духовным чадам: и старцы, и новоначальные послушники — все равно были ему дороги; зорко следил он за каждой душой и всех руководил ко спасению многоразличными способами: кого строгостью наказания духовного, кого тихостью отеческой ласки, причем в результате всегда получалось духовное преуспеяние ученика и слушателя его слов.
Дивно было видеть седовласого старца, обремененного жестоким недугом, еле передвигающего ноги, осаждаемого день и ночь жаждавшими излить перед ним свою душу, получить от него врачевство духовное, умиротворение. Не только своя братия, но со всей Афонской Горы шли к нему на исповедь ревнители подвигов духовных, ибо он значительно возвышался над всеми афонскими аскетами даром высокого духовного рассуждения. Иноки говорили про отца Иеронима: «Пойдем к нему, он решит наше недоумение, ибо его устами вещает Бог». Приходившим к старцу Иерониму оставалось лишь удивляться свыше данному ему дару духовного рассуждения: вопросы трудно разъяснимые, крайние затруднения совести сразу решал он своим опытным словом. Примеры его
старческого духовного руководства раскрываются на страницах этого издания.
Жизнь и деятельность иеросхимонаха Иеронима были описаны в изданной в 2001 году книге «Великая стража», получившей благодарные отзывы православных читателей. Теперь, с увеличением паломничества на Святую Гору и всеобщего интереса к личности великого старца, к его деятельности и учению, есть необходимость в дальнейшем издании сведений о нем и в систематизации его духовного наследия. Этой потребности, исходящей из пожеланий почитателей старца Иеронима, отчасти может удовлетворить настоящая книга, в которой использованы известные уже материалы с небольшими дополнениями. Кроме того, читателям предлагается в систематизированном виде учение отца Иеронима, извлеченное из его духовного наследия, устных и письменных наставлений и поучений.
*** За последнее время был выпущен ряд книг, посвященных иеросхимонаху Иерониму (Соломенцову) и его духовному наследию, в число которых теперь включена и данная работа. Надеемся, - говорят издатели, - что наша публикация послужит к душевной пользе читателей и может оказать помощь Пантелеимоновой обители в деле возрождения в ней духовной жизни одновременно с ее внешним благоустройством при поддержке Российского государства. Для русского человека эта книга также может иметь значение, поскольку отец Иероним был «сильным духовным деятелем», обладавшим поистине «великой душою и необычайным умом», а в числе его учеников были лица, оказавшие влияние на политическую и культурную жизнь России.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 20 мая 2024 года
Божественная литургия 19 мая 2024 года
Божественная литургия 19 мая 2024 года
Таинства Церкви. Беседа с протоиереем Владимиром Волгиным
Мысли о прекрасном. Художник Сергей Труханов. Часть 1
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!