Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Святитель Феофан Затворник. О духовной жизни и молитве Иисусовой.
29 июня Православная Церковь празднует перенесение мощей святителя Феофана, затворника Вышенского. «Столп веры, истины глашатай и ревнитель, Возлюбленный отец, наставник и учитель», - так отзывался о нем старец Оптиной Пустыни - преподобный Варсонофий. Когда «почил этот духовный великан», святой Варсонофий посвятил ему стихотворение, где в частности отметил его духовные сочинения:
«Потомству он оставил в назиданье
Свои творения — великие труды,
Ума бесстрастного высокие созданья
И дивных подвигов духовные плоды.
Одним они проникнуты стремленьем:
Исполнить света жизненный наш путь
И ревности святой огонь вдохнуть
В нас, обессиленных страстями и сомненьем.
Он уяснил в них путь душевного спасенья
И жизни христианской показал
Великое и дивное значенье».
Подтверждение слов прп. Варсонофия мы находим всегда, открывая книги, в которых опубликовано духовное литературное наследие святителя Феофана. Даже если это совсем маленький сборник, содержащий отдельные поучения святого отца. Сегодня мы предлагаем вашему вниманию один из таких сборников. Он вышел в свет в Издательстве Терирем и называется – «О духовной жизни и молитве Иисусовой». ***
В этом сборнике собраны письма святителя Феофана Затворника, написанные им к схиигумену Герману (Гомзину) и к валаамскому схимонаху Агапию (Молодяшину). Они посвящены главным образом молитвенному деланию. Как говорится в предисловии, «один из выдающихся святых последних столетий, святитель Феофан Затворник, оставил после себя литературное наследие, значение которого для современных христиан трудно преувеличить. Особое место в нём занимает эпистолярный жанр. Со всех концов России стекались просьбы о духовной помощи, решении недоуменных вопросов в Вышенскую пустынь, где владыка Феофан пребывал в течение последних двадцати восьми лет своей жизни. До этого им уже был пройден значительный путь, — жизнь, отданная служению Богу на различных поприщах.
Весь бесценный опыт, накопленный за годы жизни, и особенно в годы затвора, владыка использовал в своей переписке с неравнодушными ко спасению своей души, среди которых были представители всех слоев общества. Ежедневно почта приносила до сорока писем, и святитель отвечал на каждое из них». В своих письмах святой затворник Вышенский рассматривал разные стороны духовно-нравственной жизни человека, говорил об ошибках и промахах, которые так или иначе совершают люди в повседневной жизни, указывал пути выхода из непростых жизненных ситуаций и даже отчаянных состояний. Его живое мудрое слово укрепляло многих на духовном пути и приносило облегчение в скорбях, выпавших на их долю.
В 1880-х годах к святителю Феофану обратился духовник Гефсиманского скита при Троице-Сергиевой Лавре, о. Герман. Поводом этому послужило его желание научиться молитве Иисусовой. После кончины своего духовного старца о. Герман, как он сам признавался в письме к свт. Феофану, - «начал понемногу уклоняться в широту пространного пути». «Сперва, - писал он, - стал с большим интересом следить за событиями жизни мира; потом, побуждаемый желанием и другим передать свои впечатления, уже не мог удержаться от продолжительных разговоров и пересудов; наконец, привязался даже к временному, тленному... В душу внедрилась пустота, сердце охладело к молитве, а воспоминания прежней жизни как бодцами (т.е. колющими орудиями) уязвляет меня и побуждает снова искать руководства. Оглядываюсь кругом, и никого не вижу: грех ради моих не могу познать сокровенных рабов Божиих!»
В то же время, как отмечают издатели, о. Герман обращался за советом к оптинским и к валаамским инокам. На Валааме он познакомился со схимонахом Агапием (Молодяшиным), которого попросил дать ему наставление об умном делании Иисусовой молитвы. Однако, отец Агапий был склонен к «художественному» способу молитвы, придавая большое значение внешним приёмам молитвенного делания. И внутреннее чувство подсказало о.Герману, что путь этот несовершенен. Господь внушил ему обратиться за разъяснением к свт. Феофану. «К Вам, Владыко, - писал отец Герман, я обращаюсь за помощью, к Вашим стопам повергаюсь в надежде, что Вы не откажете научить меня, как, избегнув пристрастия к миру, прилепиться всею душою к Богу». Как говорится в житии прп. Германа, «в последующее время он так утвердился в мыслях Вышенского затворника о молитве, что не иначе говорил о ней, как словами своего великого наставника, перед памятью которого весьма благоговел».
А вот что святитель посоветовал отцу Герману в первом из писем, обращенных к нему: «Бывши столько времени под руководством старца, Вы, конечно, всё слышали, что требуется. — Припоминайте и исполняйте, не отлагая на завтра. «У афонцев есть книги: «Путь ко спасению» (очерк аскетики), «Что есть духовная жизнь», «Письма о духовной жизни», «Невидимая брань»... Приобретите их и учитесь из них... не знать, а делать. Ещё чем обеспокоена бывает совесть, всё то тотчас надобно оставить. К сему разряду, думаю, относится всё, что Вы навязали на себя после смерти старца. Того, что считается необходимым в деле спасения и преуспеяния, нельзя миновать никоим образом, как ни прикрывай то, надо исполнять. Молитва Иисусова в силе своей, является не в начале, а в конце преуспеяния, как цвет и плод. Ей предшествует тяготение внутрь. Благослови Вас, Господи! Спасайтесь!».
Кроме того, как говорится в предисловии, святитель Феофан, вняв просьбе отца Германа и рассмотрев его вопросы, нашёл, что «художественное делание» о. Агапия не вполне правильно. Когда о.Герман сообщил последнему о советах владыки, тот со смирением принял это и между святителем Феофаном и о.Агапием также началась переписка. В частности, на недоумения старца святитель ответил следующее: «Очень утешительно видеть, что ваша ревность о делании внутреннем пребывает в вас в силе и занимает внимание ваше. Ваши недоумения и вопросы: «Можно ли при молитве Божией Матери и святым стоять вниманием в сердце?» – Можно. Где же стоять, как не там? Молитва всякая должна из сердца идти. Следовательно, там и внимание должно быть.
«Есть ли какая разница молиться со вниманием внутри сердца или при устах внимая словам молитвы. И далее духовный писатель подчеркивает: со смиренным и покаянным чувством при неотходном памятовании Бога Вездесущаго и Всезрящаго со страхом и благоговением»? – Последние слова, что я подчеркнул, составляют дух молитвы. И у кого это есть, тот стоит в сердце: ни о словах, ни об устах помышлять ему некогда, и на ум не приходит. Эти слова: «при устах внимая» – новая выдумка, нигде у св. отцов не встречаемая… Вот Ваши слова подчеркнутые составляют существо молитвы. Все прочее – наклонение головы, стеснение дыхания, седение на стульце, введение слов молитвы через ноздренное дыхание – и эти конец языка и губы – будь не будь, это простая обстановка, ничего существенного не имеющая… Обстановка молитвенного труда – несущественное дело. И при сей обстановке некая теплота приходит в сердце: но это наша трудовая, а не благодатная. Считать и эту благодатною есть прелесть…
Далее святитель Феофан продолжает: «Можно ли говорить: «Господи Иисусе Христе, Богородицею помилуй нас»?» – Можно. Но откуда родился вопрос? Не взываем ли в церкви: ««Свят, Свят, Свят еси, Боже, Богородицею помилуй нас»!?» «Можно ли вместо слова «мя» говорить «нас»?» – Можно. Когда молитва о себе: «мя», когда о всех: «нас». Мысль о молчании и уединении – добрая мысль. Но … иногда же поговорить с братом единомысленным куда как хорошо… Самому на беседу не навязываться, а когда кто в нужде духовной заведет речь, надо поговорить с ним добре…». Эти и другие наставления мудрого святителя принесли утешение отцу Агапию, и он далее с любовью и ревностью нес возложенное на него послушание старчества. Будучи уже духовно опытен, он постоянно прибегал к совету людей, более просвещенных в духовном делании.
*** Итак, в этой книге вниманию читателей предлагаются письма святителя Феофана Затворника, написанные им к схиигумену Герману и к схимонаху Агапию, которые на пути духовного совершенствования, восходили от силы к силе, достигли высокой степени совершенства в делании Иисусовой молитвы и получили для своей души величайшую пользу. В пятом и шестом письмах свт. Феофана к о. Агапию, он обращается к иеромонаху Агафангелу (Амосову), ставшему впоследствии настоятелем Александро-Свирского монастыря. Как отмечают издатели, письма святителя сложно переоценить. В них запечатлен бесценный, для современного читателя, духовный опыт великих подвижников Православия, который, предохраняя от ошибок и ложного понимания духовной жизни, наставляет на истинный, узкий путь спасения.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 20 мая 2024 года
События недели. 19 мая 2024
Воскресные беседы. Тамара Грузинская
Кулинарное паломничество. Рецепт пирожного. Храм Воскресения Христова в Кадашах
Церковь и общество. Беседа с иеромонахом Макарием (Комогоровым). Часть 2
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!