Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Родное слово. Почитай отца твоего и мать.
Мы знаем, что все заповеди даны Господом для блага самого же человека. Они представляют собой те духовные основы жизни, утверждаясь на которых человек может создавать себе счастье и прочную будущность. Десять заповедей, которые снес Моисей с горы на каменных досках, не делились ровно на пять и пять. Четыре и шесть — так делились заповеди, и первая часть относилась к Богу, а вторая — к людям. Шесть слов, начертанных на второй скрижали, открывались заповедью о почитании отца и матери. И мы можем смело, не боясь ошибиться, думать, что неисполнение пятой заповеди делает невозможным исполнение всех остальных. Об этой заповеди более подробно рассказывает книга, которая вышла в свет в Издательстве Шпатакова «Родное слово». Она называется – «Почитай отца твоего и мать». ***
Итак, в этой книге говорится о пятой заповеди Закона Моисеева - «Почитай отца твоего и мать... да будет тебе благо, и будешь долголетен на земле». Здесь собраны заметки и рассказы разных авторов о почитании родителей, и не только, но и бабушек, и дедушек, и просто старших по чину. По словам одного из авторов, «как просто и тепло звучат эти слова Господа. Но благодаря именно этим словам, этой заповеди, на протяжении многих веков перенимая духовный и жизненный опыт своих отцов и матерей, почитая свою веру и традиции, Русь взращивала своих детей, поднимая их на уровень защитников Отечества. Оставляя на полях брани своих лучших сыновей и дочерей, наш народ смог разбить отборные войска всей степной Азии (Батыя, Мамая, вместе с его европейскими наемниками), лучшую по тем временам армию Наполеона, загнать назад и раздавить в своем логове полчища Гитлера...»
Затем была тяжелейшая трагедия 70-летнего правления коммунизма, в которой страна потеряла десятки миллионов лучших представителей своего народа. Но и в эти страшнейшие годы устояла Россия благодаря сохранившейся духовной силе, которую не смогли искоренить враги. «Вся эта духовная мощь нашего народа, по словам автора, - брала и берет свои истоки из отчего дома - материнской колыбельной, мудрых и добрых советов отца, которые основывались на заветах Святого Евангелия и многотрудном опыте наших предков». И если мы «перескочим через заповедь о почитании родителей и не дадим ей должной оценки», то, как утверждает автор, «прекращение кровопролития, истребление воровства, победа над похотью, зависть и всевозможная ложь становятся просто неистребимыми». Между тем, классическое общество распалось, отцы и дети перестали быть тем, чем быть должны, и только в силу биологии продолжают называться прежними именами».
Современная молодежь, не имея уважения и почтения к своим родителям, зачастую приводит различные доводы, почему это происходит, например, в силу каких-то недостатков старшего поколения. Но как говорит протоиерей Андрей Ткачев, «заповедь о почитании отца и матери не оговаривает нравственные качества отца и матери, ты должен их чтить независимо от того, алкаши они или трезвые трудяги. Зная всю сложность нравственной жизни, Господь потому и не сказал «люби отца и мать», а сказал «чти», повелевая тем самым делать над собой благое насилие в случае, если отец и мать любви недостойны. Так же и в отношениях с другими людьми. Кому честь — честь, кому страх — страх. Иных должен бояться, потому что они начальники, но ты любишь и слушаешься их без труда, ибо они располагают к себе. А иных должен любить в силу кровных связей или еще почему-то, но мучаешь себя этой заказной любовью, потому что пребывание под одной крышей с этими людьми вызывает у тебя аллергию.
И так всю жизнь, - отмечает отец Андрей. Конечно, если будешь любить Родившего, будешь любить и рожденных от Него. Только настоящая любовь к Богу позволяет относиться к людям ровно и правильно. Поскольку мы хромаем в исполнении первой и главной заповеди, то и мучаемся от неровных отношений, от симпатий и антипатий и разрываемся на части стремлениями своего неочищенного и неразумного сердца». С другой стороны, по словам священника, ««Послушание», «уважение», «почтение» должны быть жизненными принципами, а не высокой теорией. Хорошее дело на глазах своего сына мыть ноги, и целовать руку, и отдавать лучший кусок своему отцу, следовательно, его дедушке. Это будет лучшим залогом выстраивания в юной душе правильной системы ценностей и залогом правильного отношения к себе на старости. Но для этого, как минимум, нужно, чтобы у твоего отца не было второй семьи, чтобы он не бросил твою маму с тобой на руках и не стал искать счастья с другой женщиной, в другом месте.
А много ли сегодня у нас семей, где три и четыре поколения живут вблизи друг к другу? Много ли семей, где словосочетание «второй муж» или «бывшая жена» являются кошмарными и нереальными? Итак, из сказанного уже ясно, что реальность противится, а отнюдь не способствует исполнению заповеди о почитании родителей». Более того, в настоящее время, по словам автора, «главные разрушители пятой заповеди — это не строптивые дети, а любящие родители. Это они развращают детей, избавляя их от домашнего труда, сочиняя для них «великое» будущее, лишая их счастья воспитываться в коллективе многих братьев и сестер. Они рожают одного, максимум — двух детей, думая, что уменьшение количества рожденных увеличит качество воспитания. Они превращают детей в «домашние божества», и сами превращаются в идолопоклонников. Весь жар нерастраченной гордости и нереализованных мечтаний такие отцы и матери вкладывают в «воспитание», которое лучше бы назвать «погублением» или «развращением»».
Но не этому нас учит история дореволюционного периода. Не этому нас учат и жития святых. Так, например, составитель книги предлагает нам дивные примеры послушания родительской воле, которые дают нам святые. Зачитаю вам некоторые из них. «Святитель Иоанн Златоуст ещё с отроческих лет намерен был оставить дом родительский и с одним из друзей своих, святителем Василием Великим, проводить жизнь пустынную. Как скоро узнала об этом мать его, Анфуса, то взяла сына своего за руку, залилась горькими слезами и сказала: «Сын мой, Бог не благословил, чтобы добродетели отца твоего долее составляли счастье моей жизни, и смерть его сделала тебя сиротой, а меня — вдовицей. Не делай же меня вторично вдовой, не растравляй раны, которая заживать начала, дождись, по крайней мере, моей смерти: этот день, может быть, недалек, — тогда иди с Богом, куда хочешь». Святитель Иоанн не мог противиться желанию своей матери. Как ни побуждал его Василий удалиться от света, послушный сын тогда сделал это, когда мать его почила в Бозе».
«Великими дарованиями от природы Господь наделил великого святителя Григория: дар красноречия был в нем необыкновенный. За этот дар Григория, когда ему всего был 21 год, оставляли наставником красноречия в городе Афинах. Великая и славная участь предстояла Григорию и на поприще светском, и на поприще духовном; его всюду звали занять ту или другую должность. Но любовь его к престарелым родителям была так велика, что он раз и навсегда отказался от всяких лестных предложений. Однажды и навсегда он решился жить в Назиане до самой смерти своих родителей и помогать тут отцу в его епископских и хозяйственных трудах. Григория звал неоднократно в свое прекрасное уединение на реку Ирис и задушевный друг его святитель Василий для совместных святых подвигов, которые были потребностью и усладой их родственных душ, но Григорий Богослов и от этого отказывался из-за долга сыновнего. В одном своем духовном сочинении святитель Григорий писал: «Услуживая родителям, я думал исполнить угодное Тебе, царь мой Христос, ибо Ты даруешь смертным детей, дабы они имели в них себе помощь и ими, как жезлом, подпирали свои дрожащие члены».
И «преподобный Сергий, в миру Варфоломей, живя в Радонеже в доме своих родителей, давно томился мирской жизнью и стремился всей душой к подвигам строгой иноческой жизни. И вот он решился просить позволения у своих родителей вступить в иноческую жизнь. «Помедли, — говорили они ему, — мы стары, немощны и бедны: некому послужить нам; твои братья, Стефан и Петр, женились и заботятся о женах; позаботься и ты о нас, ты хорошо делаешь, что стараешься угодить Господу; но твоя благая часть не отнимется у тебя; проводи нас в гроб и тогда исполнишь твое доброе желание». Благодарный сын повиновался родителям. Сын не следует примеру детей своевольных, ни во что ставящих желания и нужды родителей; он чувствует достоинство своих намерений, но решается томить себя до времени неисполненными желаниями, чтобы покоить по возможности старость родителей. Спустя некоторое время Кирилл и Мария сами вступили в монастырь и, недолго пожив там, отошли к Богу. Варфоломей сорок дней молился при гробе их, питал нищих, служил панихиды, потом передал имение младшему брату Петру и решился исполнить давнее желание сердца своего.
*** Собранные в этой книге истории и наглядные примеры, которые мы и сами наблюдаем в жизни, «убеждают нас в силе и справедливости слов Божиих. Действительно, люди, которые с почтением относились к своим родителям, заботились о них, доживают до глубокой старости и жизнь свою проводят во всяком благополучии, благоденствии. Напротив, дерзкие, непочтительные дети обычно только до преполовения дней своих доживают. И жизнь проводят во всевозможных бедствиях и несчастиях». Задуматься об этом и предлагает читателям данная книга.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 20 мая 2024 года
События недели. 19 мая 2024
Воскресные беседы. Тамара Грузинская
Кулинарное паломничество. Рецепт пирожного. Храм Воскресения Христова в Кадашах
Церковь и общество. Беседа с иеромонахом Макарием (Комогоровым). Часть 2
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!