Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Святитель Симеон, архиепископ Солунский. О храме Божием и о служащих в нем. Толкование на Символ веры.
Человек, который впервые переступает порог храма, обычно стесняется и боится сделать что-нибудь неправильно. Он не знает, как устроен храм, кто изображен на иконах, как и когда нужно совершать крестное знамение. Не знает, чем отличаются между собой священнослужители или церковнослужители, не понимает смысла священнодействий, совершаемых в храме, не знает молитв. В общем, очень многого не знает. А между тем осознанная жизнь каждого православного христианина в лоне Церкви начинается именно с того, что он начинает постигать все эти знания, начинает изучать основы православной веры. Несомненно, помочь в этом непростом деле могут труды святых отцов, и в частности литургические труды святителя Симеона Солунского. Две книги, составленные на основе этих трудов, вышли в свет в Издательстве Сибирская Благозвонница. Их мы и предлагаем сегодня вашему вниманию. ***
Святитель Симеон, архиепископ Солунский - знаменитый церковный деятель, богослов, литургист времен заката Византийской Империи. В сане архиепископа он прославился не только как мудрый пастырь и подвижник благочестия, но и как мужественный защитник религиозной и политической независимости своей паствы: благодаря его усилиям осажденная султаном Муратом Солунь не сдалась туркам и была взята вторичным приступом лишь после смерти святого Симеона. Будущий святитель родился в Константинополе. Принял монашество с именем Симеон и проходил иноческую жизнь предположительно в монастыре святых Каллиста и Игнатия Ксанфопулов. Впоследствии он был рукоположен во иеромонаха и, как считают историки, бывал при патриаршем дворе.
В конце 1416 или начале 1417 года отец Симеон был поставлен во архиепископа Солунского. Новое служение оказалось тяжким бременем и здоровье владыки сильно пошатнулось. Как он сам рассказывает о себе, он спасся и восстановил здоровье благодаря заступничеству великомученика Димитрия Солунского, покровителя кафедрального города. Его справедливость и забота о бедных стяжала святителю Симеону всенародное признание уже при жизни, так что даже иноверные венецианцы с евреями оплакивали его смерть, которая наступила 28 сентября 1429 года. Официальное прославление святителя состоялось в 1981 году, когда он был канонизирован Священным Синодом Вселенского Патриархата.
Святитель Симеон признан величайшим византийским литургистом. Он наиболее знаменит своим массивным классическим трудом «Диалог против ересей и о Единственно-Истинной нашей Христианской вере, а также о Священных Обрядах и Таинствах Церкви». Вместе с некоторыми другими работами автора, эта книга была впервые опубликована Патриархом Иерусалимским Досифеем в Яссах в 1683 году и переведена на новогреческий язык в 1791 году и на русский - в 1856-1857 году. Эта работа представляет собой адаптированное для современного православного читателя переиздание книги 1856 года «Сочинения блаженного Симеона, архиепископа Фессалоникийского» и наиболее известна под названием - «Премудрость нашего спасения».
При составлении книг, которые мы сегодня предлагаем вашему вниманию, были использованы следующие труды: «Писания святых отцов и учителей Церкви, относящиеся к истолкованию православного богослужения» и «Сочинения блаженного Симеона, архиепископа Фессалоникийского». Текст приводится с незначительными изменениями. Обе книги адресованы всем, кому небезразлична литургическая жизнь Православной Церкви и живое святоотеческое наследие. Всем, кто хочет больше узнать о духовном богатстве православной традиции и церковной жизни. Первая из представленных книг называется «О храме Божием и о служащих в нем». Она посвящена истолкованию символики храма и священных одежд диаконов, священников и архиереев, а также аллегорическому толкованию главного христианского богослужения - литургии.
В предисловии книги приводятся следующие слова святителя: «Подвигнутые Божественной любовью к исследованию того, что означают обряды священнодействий, совершаемых во время Божественных служб, и какое значение имеют священные облачения, с любовью примите и наши посильные об этом ответы, которые мы даем, также ободряясь любовью Духа, памятуя в особенности величайшее из дел Самосущей Любви — Бога, Который, как написано, так возлюбил нас, что отдал за нас Сына Своего Единородного (Ин. 3,16). Этот Единородный Сын Божий пришел с любовью и, везде сый, вселился в нас, Младенцем рожден был от Девы, прошел все возрасты, чтобы я всецело очистился и принял освящение через Его дела и учение. Наконец Он Самого Себя предал мне в причастие. После соединения со мною в начатках естества, принятых Им от Девы, нужно было, чтобы соединение сделалось действенным и распространилось на всех верующих, потому что в этом-то и состоит тайна моего воссоздания и оживотворения. Если не будете есть Плоти Сына Человеческого, — говорит Он, — и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни (Ин. 6, 53) и: Я живу... и ядущий Меня жить будет Мною (Ин. 6, 57). И это, по благости Своей, совершил Он через таинства». И далее святой Симеон объясняет всё то, что должен знать и новоначальный христианин, и христиане вообще.
Однако, кроме символики, облачений, священнодействий и других аспектов, касающихся храма Божиего, христианин должен знать Символ веры, толкование на который содержится во второй книге. Тем, кто уже воцерковлен, и в храме бывает очень часто, «Символ веры хорошо знаком хотя бы потому, что мы постоянно слышим его пение во время каждой литургии. Он нам привычен, и мы порой не задумываясь поем его вместе со всеми. Однако Символ веры это прежде всего древний богословский текст. в котором содержатся все догматы и раскрывается сущность христианской веры и упования. Поэтому так важно понимать его смысл. В этой небольшой книге под одной обложкой собрано три произведения святителя Симеона Солунского: «Толкование на божественный и священный Символ православной и непорочной нашей веры христианской», «Изложение необходимейших указаний о выражениях божественного Символа, откуда они собраны и против кого поставлены» и «Двенадцать глав или членов, как называют их некоторые, содержащих в себе единую христианскую веру нашу».
Эту книгу также предваряют слова автора, который пишет: «Что касается священнейшего Символа истинной и единой христианской веры нашей, то каждому верующему необходимо и спасительно больше, чем что-либо другое, содержимое нами, соблюдать его неприкосновенно, не повреждая ни одного слова и ударения, исповедовать его всей душой, а иногда и давать отчет в понимании его по мере сил. Но те, которые имеют ведение и получили учительское достоинство, должны исполнять это преимущественно перед другими и располагать свою душу так, чтобы она чувствовала в этом потребность. Вот почему и мы, хотя по разуму и учению ниже всех самых меньших чад Церкви, будучи удостоены величайших дарований Церкви и призваны по благодати Человеколюбивого Бога в сан учительства и архиерейства, сочли правильным для пользы приступающих к вере и требующих научения, а также совращенных нечестивым учением или еретическими мыслями исповедать письменно то, чему веруем и что содержим душой, что проповедуем и чему учим словами.
Также нужно истолковать по мере сил на основании Божественных Писаний, и для изображения нашего истинного и единого благочестия, чтобы верные получили через это большую радость и утверждение, а неверные и иномыслящие — обличение и укоризну. Да будет нам даровано от Бога послушание отцам и их чистота и твердость исповедания. Итак, основываясь не на чем другом, но на словах тех отцов, будем соблюдать и исповедовать вполне неизменно всей душой, словом и делом их исповедание — священный Символ, то есть знамение веры, составленное ими в приличном изложении и свойственных словах, так, как проповедуем его каждый день в церкви». Кроме того, как говорит автор, «полезно изъяснить и то, на каких основаниях составлен божественными отцами священнейший Символ. Необходимо знать, что они не сами от себя, но из Божественных Писаний заимствовав выражения и мысли, составили его в духе благочестия. Таким образом, почти все речения божественного Символа взяты из Святых Писаний». О чем и свидетельствует святитель Симеон, предлагая объяснение к каждому отдельному выражению.
*** Почитание святителя Симеона Солунского не пресекалось из поколения в поколение, память о нем и его дух живут во множестве его выдающихся трудов. Святитель является автором разнообразных писаний на литургические, пастырские, канонические, догматические, апологетические, моральные, исторические и политические темы. Во всех своих трудах он предстает пламенным защитником Православия, утверждая, что - «Истинное благо для людей - быть православными, а если не быть, то лучше умереть». В этих книгах на основе Священного Писания и Предания подробно объясняется Символ веры, рассматриваются различные стороны храмовой жизни, даются ответы на многие насущные вопросы, касающиеся священнослужения и богослужения.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 20 мая 2024 года
События недели. 19 мая 2024
Воскресные беседы. Тамара Грузинская
Кулинарное паломничество. Рецепт пирожного. Храм Воскресения Христова в Кадашах
Церковь и общество. Беседа с иеромонахом Макарием (Комогоровым). Часть 2
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!