У книжной полки. 28 апреля

28 апреля 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3

Митрополит Вениамин (Федченков). Лекции по пастырскому богословию с аскетикой.

 

Православная Церковь, получив благодать Святаго Духа в лице первых своих пастырей - апостолов, затем стала преемственно передавать ее и на всех преемников их, совершая над кандидатами священства Таинство хиротонии, то есть ниспослания специально-пастырской благодати чрез преемственное рукоположение. Необходимость специальных даров для этого церковного служения очевидна сама собой. Но в чем, собственно, заключаются эти пастырские дары? На этот вопрос слово Божие отвечает: пасти Церковь Господа и Бога (Деян. 20, 28). Более подробно о пастырском служении говорится в книге, которую сегодня мы предлагаем вашему вниманию. Она вышла в свет в Издательстве Правило веры и называется «Лекции по пастырскому богословию с аскетикой». ***

Итак, в Таинстве хиротонии пастырям дается божественный дар «пасения Церкви». Сущность этого «пасения» заключается в едином благодатном посредничестве, «в священнодействии пред Богом спасения покорных» [1, V, 377]. Следовательно, для этого благодатные дары им и даются, то есть для сообщения, для передачи другим благода­ти в различных видах пастырского служения. Такую - самую общую - формулировку дает св. Иоанн Златоуст. Пастырям, говорит он, «вверена власть действовать благодат­ными дарами» [8, VIII, 589]. Это значит, что человек, бывший доселе в ряду всех, действием Духа Святаго выделяется из них и поставляется как бы в середину между Госпо­дом и прочими людьми, становится именно посредником. От Господа он получает дары и распоряжается ими для людей, совершая над ними Таинства, молясь, руководя. Таково догматическое учение о Таинстве священства.

В этой книге представлены «Лекции по пастырскому богословию с аскетикой», которые были написаны иеромонахом Вениамином (Федченковым) в бытность его преподавателем пастырского богословия Санкт-Пе­тербургской духовной академии. Книга состоит из двух ча­стей. Первая — «Часть принципиальная. Благодатная сущность пастырского служения» — рассматривает задачи пастырского богословия и сущность пастырского служения. Вторая - «Часть практическая. Главные деятельные стороны пастырского служения» - раскрывает значение молитвенной стороны в пастырстве, практические вопросы в пастырско-посреднической молитве, путь к воспитанию в пастыре любви и смирения. Также автор говорит о неизбежности крестного пути пастырства, о радоствотворности скорбей, которые есть путь возрождения пасомых. Завершает книгу конспект тем лекций по пастырскому богословию, читанных в 1910-1911 учебных годах.

По словам автора, пастырское богословие, определяемое с самой общей, формальной точки зрения, есть наука о пастырском служении, которое дол­жно быть рассмотрено в ней со стороны сущно­сти предмета, его проявления и способов к его осуществлению. Но такое общее определение дает полный простор говорить в пастырском богословии о весьма многих вопросах, имеющих к тому же особое место в области других специ­альных наук. И это прежде всего нужно сказать о сущности служения православного пастыря. Разумеется, она должна вообще совпадать с сущностью христианства. Но когда об этой по­следней поднимается вопрос, то возникает не­обходимость рассмотреть различные решения его. Следовательно, объем и задачи пастырского богословия расширяются до почти неограниченных размеров, расплываясь до полной не­определенности.

С другой стороны, проявления пастырского служения настолько многообразны и многочисленны, что представляется почти невозможным даже лишь пересчитать их, а тем более осветить обстоятельно; таким образом, и здесь теряется рельефность науки. Ввиду этого, по мнению автора, пастырское богословие должно заранее ясно отграничить свою задачу и показать, каким именно методом намерено оно рассматри­вать специально подлежащие ему предметы. Как отмечает автор (напомним, что эта работа была написана в начале прошлого века), в науке пастырского богословия как на Западе, так и у нас можно указать два основных течения. Одно из них, преимущественно про­тестантского происхождения, захватывает собой предметы, прямо относящиеся или к догматическому, или нравственному, или библейскому богосло­вию, но не к пастырству. Другой метод относится преимущественно к католической системе богословия и заключается в довольно дробном перечислении и описании тех или иных частных обязанностей и свойств пастыря. Подобный метод носит характер преимущественно формальный, схоластический. Поэтому подобные системы получают характер слишком общий и малосодержательный

В настоящее же время (пишет автор в начале 20 века) (в России) есть только некоторые частичные работы в этом направлении, представляющие собой подготовительный, или черновой, материал, необработанный, несисте­матизированный, недостаточно определенный в формулы науки или же обнимающий только некоторые отделы ее. К такого рода пособиям для пастырского богословия нужно отнести в особенности дневник о. Иоанна Кронштадтско­го «Моя жизнь во Христе» и другие его труды, а из его опытов создать цельную систему. Должно отметить лекции по пастырскому богословию высокопреосвященнейшего Антония, теперь архиепископа Волынского. К сожалению, на­печатанное представляет лишь небольшую часть всех лекций. Но, несмотря на этот отрывочный характер, его лекции в истории пастырского богословия имеют весьма большое значение, и не столько своим положительным содержанием, сколько главным образом именно правильной постановкой науки.

Но еще более важное значение для пастыр­ского богословия имеют святоотеческие трак­таты по вопросам пастырства и даже более или менее случайные, мимоходные заметки их об этом. Подобный материал разъяснен по всем почти творениям святых отцов. Но наиболее выдающимися являются творения св. Иоанна Златоуста, особенно знаменитые его шесть Слов о священстве, а также и толкования его на Послания святого апостола Павла, преимущественно на коринфян и пастырские. У св. Григория Богослова, особенно 3-е слово — «О бегстве», или апологетика, где он оправдывается, подобно св. Иоанну Златоусту, в отказе от епископства; у св. Иоанна Лествичника есть специальное глубоко содержательное «Слово особенное к пастырю». Из западных отцов нужно указать на святых Григория Двоеслова «Правило пастырское», Амвросия Медиоланского «Об обязанностях священнослужителей» и блж. Иеронима Стридонского «О жизни кли­риков»; по частям можно находить материал у св. Симеона Нового Богослова, затем у русских святителей — Димитрия Ростовского, Тихона Задонского и т.п.

Подобно указанным выше трудам, святооте­ческие трактаты и ставят пастырское богословие именно на нормальную постановку. В чем же она заключается? Прежде всего читатель их видит, что в подобных работах совершенно отсутствуют во­просы общехристианские, взятые сами по себе. Везде, наоборот, выступает исключительно одна личность пастыря, с точки зрения которой обсуждаются и все другие — догматического, нравственного, литургического и т.п. характера — частные вопросы; везде выступают не столько те или иные общие предписания об обязанностях или перечисление свойств, сколько те или иные переживания пастыря, его настроения, вытекающие из цельной живой его личности. Таким образом, специально-пастырская психология, специально пастырская духовная жизнь или, еще короче говоря, пастырская аскетика — вот что составляет содержание указанных трудов.

И с этой именно точки зрения и должна строиться наука православно-пастырского бого­словия. Она обязана, следовательно, нарисовать цельный образ пастыря, определить основное настроение пастырского самосознания и с точки зрения его осветить и прочие виды пастырского служения, пастырских переживаний. При этом пастырское богословие должно руководствоваться не только мотивами иде­альными, но и соображаться с наличной дея­тельностью человеческой природы вообще и современного настроения, и состояния пастыря в частности, так как в противном случае получится опять-таки некоторая оторванность от жиз­ни, непрактичность науки, то есть пастырское богословие должно не только указать свойства пастыря, каков он должен быть, но и показать путь, как достигнуть их. Так и делает автор, рассматривая в первой части своего труда благодатную сторону пастырского служения, а во второй - ответную деятельность уже самого пастыря, хотя и опирающуюся на благодатную помощь.

 

*** Предисловие этого труда автор, преподаватель пастырского богословия Санкт-Петербургской духовной академии иеромонах Вениамин (Федченков), заключает так: «Итак, пастырское богословие есть наука о пастырском служении, рассматриваемом главным образом со стороны духовной жизни пастыря, или с точки зрения вопроса: «Каков должен быть пастырь?». С таким определением, в сущности, согласны и те курсы пастырского богословия, которые определяют его (богословие), как «науку об обязанностях и свойствах пастыря». Следовательно, основ­ным содержанием пастырского богословия дол­жна быть пастырская аскетика в отношении ее к разным видам пастырского служения, что и послужит предметом дальнейшего раскрытия нашей науки».

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать