Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Святитель Иннокентий Херсонский. Падение Адамово.
Последнее воскресенье перед началом Великого поста называется Неделей сыропустной и Прощеным воскресеньем. Именно испросив прощения у всех своих ближних, у всех, кого обидели, мы вступаем на покаянное великопостное поприще. А еще в этот день Святая Церковь вспоминает изгнание праотца нашего Адама из рая. Что же произошло с нашими предками на заре человечества, и как это повлияло на весь человеческий род? Разобраться в этом вопросе нам поможет сборник бесед святителя Иннокентия Херсонского, который вышел в свет в Издательстве Сестричества во имя святителя Игнатия Ставропольского. Называется он - «Падение Адамово». Об этой книге - далее в нашей программе. ***
Книга «Падение Адамово» включает в себя 17 бесед святителя Иннокентия Херсонского на тему грехопадения первых людей. Беседы эти начинаются с Недели сыропустной, и заканчиваются в Великую Среду Страстной Седмицы. От беседы к беседе автор рассказывает о заповеди в раю, о змие искусителе, о самом грехопадении и об изгнании из рая. В первой беседе, которая называется огласительной, святитель в частности говорит: «Падение Адамово!.. Когда произносишь слова сии, то кажется весь мир восстает против тебя: со всех сторон несутся вопли, стоны и упреки; всюду представляются потоки крови и слез, нами пролитых; все злое и преступное - в прошедшем, настоящем и будущем - является налицо и требует за себя ответа; небо и земля, солнце и звезды, растения и животные идут на суд против тебя и говорят: ты лишил нас первобытного совершенства!»
Какое страшное обвинение, обращенное к первым людям. Но и это еще не всё. Далее святитель отмечает, что это «злополучное грехопадение прародителей наших низринуло с высоты богоподобия и блаженства и повергло в прах и тление весь род человеческий». Оно «помрачило благолепие и возмутило порядок всей видимой вселенной, изменило первоначальное определение о нас Творца, лишило все твари земные их совершенства первобытного и сделало, наконец, необходимым то, что земля и все, яже на ней дела (2 Пет. 3; 10), должны некогда сгореть, солнце и луна - померкнуть, звезды, яко листвие спадут с небесе, и самые Силы Небесным подвигнутся» (Мф.24; 29). Более того, по словам святителя Иннокентия, падение первых людей «побудило Всемогущего к новым чудесам любви и премудрости и как бы к новому творению, заставило Сына Божия сойти с неба на землю, облечься бедной плотию человеческой, претерпеть уничижение и муку, и умереть за нас на Кресте».
В среду 1-й недели Великого поста святитель Иннокентий говорит о том, в чем состояло грехопадение Адама и Евы. А состояло оно, по словам Владыки, «в преступлении заповеди Божией о невкушении от плода запрещенного». Поэтому, прежде чем приступить к рассмотрению этого печального события, автор обращает наше внимание на сию заповедь и показывает, в чем именно состояла она и для чего дана. «Должно вникнуть в эту заповедь, - отмечает святитель, еще и потому, что касательно ее существует немало предрассудков и мнений, кои, кроме того, что ложны, служат к нареканию на святой Промысл Божий. Одни говорят: зачем было давать сию заповедь? Другие: для чего было не предохранить человека от ее преступления? Вопреки сему, мы должны показать, что заповедь была необходима, и что все, нужное к предохранению человека от нарушения ее, было сделано. Оставалось только разве связать свободу человека; но тогда добродетель потеряла бы всю цену, а человек - все свое нравственное достоинство».
Так святитель начинает свое слово «О заповеди в Раю», а затем следует его пространное объяснение. А в своей следующей беседе, которая происходила в пяток 1-й недели Великого поста, он рассказывает и «О змие – искусителе». «Итак, - говорит Владыка, -искусителем нашим был змий, - не пернатое, не зверь какой-либо, а пресмыкающееся, то самое, которое, как бы в знамение причиненной нам через него погибели, доселе одним видом своим уже производит в каждом из нас невольное к себе отвращение. Спрашивается: каким образом животное могло сделаться противником заповеди Божией и врагом человеку?» Отвечая на этот вопрос, святитель отмечает: «Грех может явиться в собственном виде только там, где есть разум и воля: так как он и есть ни что иное, как злоупотребление разумом и волей. И точно, у змия едемского видим то и другое: он будет вопрошать и рассуждать, советовать и предлагать, клеветать и обольщать. Мало сего, беседа змия с Евой показывает, что беседующий не только разумен, но и так хитер и опытен, что берется быть наставником для самих людей, и так зол, что дерзает явно идти против Самого Творца».
Прилично ли все это змию как простому животному? – вновь обращается святитель Иннокентий с вопросом к своим собеседникам. И отвечает: «Очевидно, нет; и по этому уже одному надобно предположить, что в змие находилось какое-либо существо разумное, но злое, которое в сем случае захотело употребить животное только своим орудием, для прикрытия им подлинного своего существа и вида. Моисей не сказывает нам об этом потому, что изображает искушение так, как оно было, - по его видимой наружности, дабы мы удобнее могли судить, трудно ли было Еве устоять против обольщения змииного; но в других местах Писания явно указан нам этот первобытный враг и губитель наш. При свете сих указаний мы знаем теперь несомненно, что это был тот самый злой и богоотступный дух, который еще на небе дерзнул восстать против Всемогущего и за сие восстание свержен в преисподнюю». Но что побудило сего духа злобы искать нашей погибели? – на этот вопрос святитель отвечает в своей третьей беседе.
В одной из следующих бесед, которая происходила в среду 3-й недели Великого поста, святитель объясняет значение слов книги Бытия: «И вземши от плода его (Ева) яде, и даде мужу своему с собою, и ядоста» (Быт. 3; 6). Здесь, преосвященный автор указывает на то, что «преступление заповеди Божией прародительницей нашей было уже крайне важно и пагубно для нас; но дело падения нашего не было еще сим кончено. В лице Евы, - говорит святитель, - пала только одна половина рода человеческого, и притом слабейшая. Адам еще не участвовал в преступлении заповеди. Можно было надеяться, что он, яко муж и глава, устоит против искушения». Но, увы, - отмечает архипастырь, - «взаимный союз прародителей так был неразрывен и глубок в основании его, что происшедшее в одном не могло в то же время не отражаться и в другом, так что вместе с Евой, можно сказать, предниспал уже и Адам».
В этой же беседе, говоря о падении Адама, святитель предлагает взглянуть на сам поступок прародителей наших. «По наружному виду своему он представляется не так важным. Ибо что может быть проще, как сорвать какой-либо плод с дерева и съесть его? - Но когда вникаешь в сущность сего поступка, то он тотчас представляется чрезвычайно важным. Почему? Потому, во-первых, что в сем случае нарушена воля и заповедь не человека какого-либо, не Ангела или Архангела, а Существа высочайшего и всемогущего, нашего Творца и Благодетеля; во-вторых, сей поступок обнаружил в прародителях наших множество худых мыслей и чувств, и вообще показал, что с богоподобной природой их произошло ужасное превращение». В этом преступление, по словам святителя, обнаруживаются неверие, гордость, любостяжательность, плотоугодие и невоздержание, ненависть и злоба. «Таким образом, - говорит Владыка, - нет греха, который бы, явно или тайно, не заключался в первом грехе прародителей наших».
В заключительном своем слове, которое было произнесено уже в Великую среду, святитель объясняет, «что же у нас, христиан, называется падением Адамовым?.. Так называется, - говорит он, тот злополучный поступок прародителей наших в раю, когда они, вопреки ясной заповеди Божией, вкусили, по внушению змия, от плода запрещенного и таким образом разорвали святой и блаженный союз с Творцом и Благодетелем своим. В чем состояла важность сего преступления и сущность падения Адамова? По словам святителя, в том, что слабая тварь восстала против всемогущего Творца, что человек, по неразумию своему, отделил волю свою от воли Божией, пошел против премудрых Его намерений. Он покусился на совершенство, ему не принадлежащее и для него невозможное, и вступил в союз со врагом Божиим, который сам, потеряв небо, злоумыслил заградить его и для человека, к нему предназначенного. Что было следствием падения Адамова? В чем выражается это падение в каждом из нас? Зачем нам нужно знать данное учение? – об этом читатель узнает из книги «Падение Адамово».
*** По словам издателей, святитель Иннокентий Херсонский всю свою жизнь соизмерял с евангельским идеалом. Он нес в своих проповедях слово Божие людям различных сословий и званий, никого из них не оставляя равнодушными. В его слове неизменно и гармонично сочетались примеры из Священной истории с нравственными аспектами, звучавшими в проповедях Спасителя. Но самое главное для нас, современных христиан, берущих в руки творения святителя Иннокентия - их актуальность. Как и сто лет назад они помогают людям, ищущих свой путь ко спасению, найти ответы на многие свои вопросы, осмыслить происходящие в мире события и понять самих себя.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 20 мая 2024 года
События недели. 19 мая 2024
Воскресные беседы. Тамара Грузинская
Кулинарное паломничество. Рецепт пирожного. Храм Воскресения Христова в Кадашах
Церковь и общество. Беседа с иеромонахом Макарием (Комогоровым). Часть 2
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!