Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Неслучайные «случайности». Новые истории о Промысле Божьем.
Один философ сказал: «Случайность - это способ Бога остаться анонимным». Поскольку человек создан свободным, предназначен действовать сам по себе, то Премудрый Творец управляет нашей судьбой невидимо и неприметно. С нами в этом отношении происходит то же, что с малыми детьми, от которых воспитатели скрывают иногда свое присутствие, дабы дать им полную свободу действовать по своей воле. Не замечая зоркого контроля над собой, мы идем по жизни, не оглядываясь назад. А между тем Мудрый Воспитатель не упускает нас из вида и готов всегда прийти на помощь. По словам митрополита Вениамина (Федченкова), «Промысл Божий охраняет всю нашу жизнь. Но иногда бывают особые случаи. Иному они покажутся обыкновенными историями». Эти истории о Промысле Божьем собраны в новой книге Алексея Фомина «Неслучайные «случайности»». Книга вышла в свет в Издательстве Новая мысль. ***
Настоящее издание является продолжением серии книг «Неслучайные "случайности"», первая из которых — ««Неслучайные "случайности", или На все воля Божья» выдержала не одно издание. В этой книге собраны многочисленные удивительные истории о невероятных совпадениях, встречах в жизни людей, чудесных спасениях, помощи Божией в трудные минуты, которые свидетельствуют о том, что Господь всегда рядом с каждым из нас. В первой главе книги, которая называется – ««Случайные» встречи» автор на примере различных жизненных ситуаций показывает, что случайности не случайны! И на самом деле «нет случайных встреч». Это, по словам священника Александра Ельчанинова, «или Бог посылает нам нужного нам человека, или мы посылаемся кому-то Богом, неведомо для нас».
Для примера прочитаю одну из историй, которую приводит автор в этой главе. «В одной европейской стране произошел такой удивительный и невероятный случай, что нем было рассказано по телевидению. Один человек рассказывал, из-за чего его мучает совесть: «Когда я был маленьким, мы с другом решили запустить хомяка на парашюте с балкона высотного дома. Мы смастерили корзину, парашют, посадили в корзину хомяка и отпустили. Но случилось непредвиденное. Порыв ветра подхватил наш парашют и унес куда-то далеко. Я до сих пор не могу забыть об этом. Как я мог так поступить?..» Вдруг в студии раздался телефонный звонок. Звонившая спросила: «Это произошло в таком-то году?» Мужчина ответил утвердительно. «Летом, когда был праздник города?» «Да, да, да...» — заторопился мужчина. «Я знаю, что стало с вашим хомяком». «Что с ним стало?» - не мог поверить удивленный гость студии. «Моя дочь долго просила у меня хомяка, — продолжала женщина. -Я ей однажды ответила: даже не проси. У нас хомяк появится, только если Сам Бог даст тебе его». Девочка по-детски подняла руки к небу и сказала: «Папа Бог, дай мне хомяка!» И мы пошли в город на праздник. Вдруг моя дочь говорит: «Мамочка, мне кажется, Бог ответил на молитву! Смотри!» И прямо с неба на парашюте ей в руки опустился хомячок в корзинке».
Со стороны этот случай, конечно, выглядит случайностью. Но так ли это на самом деле. «Чем вообще зачастую нам кажется человеческая жизнь? – задает читателям вопрос игумен Нектарий (Морозов): Сплетением обстоятельств, различных ситуаций, событий, которые на первый взгляд никоим образом друг с другом не связаны. Но на самом деле в земном существовании человека нет ровным счетом ничего случайного с самого мгновения его рождения и до того момента, как он уходит из этого мира в мир иной. Все в нашей жизни руководится Промыслом Божиим. Промысл — удивительное слово, и мне, - говорит отец Нектарий, - как человеку, который долгое время связан с редактированием различных текстов, часто приходится видеть такую ошибку: либо автор, либо наборщик вместо слова "Промысл" пишет "Промысел". И всегда приходится в таких случаях полушутя объяснять, что есть Промысл Божий, а есть промысел — пушной, например.
Хотя, может быть, это и не такая уж ошибка, потому что Господь обещал апостолам сделать их ловцами человеков, то есть здесь есть некий образ Промысла: Господь в течение нашей жизни будто бы расставляет нам силки, чтобы нас уловить во спасение. Ну а мы, как какие-то неразумные зверушки, пытаемся из них выкарабкаться, не видя, к чему нас Господь на самом деле ведет». «Говоря о тех недоумениях, - продолжает игумен Нектарий, - от которых мы, размышляя о Промысле Божием, все-таки не можем избавиться, вспомню эпизод из когда-то очень любимого мною романа американского писателя Торнтона Уайлдера "День восьмой". К некому проповеднику приходит молодой человек, в жизни которого случилось много странных, непонятных событий. Он вопрошает об этих обстоятельствах и получает такой образный ответ.
Собеседник юноши просит перевернуть коврик, который лежит на полу, и посмотреть на него с изнанки. И спрашивает его: "Что ты видишь?" Молодой человек отвечает, что видит беспорядочное сплетение разноцветных нитей и узелков. Тогда проповедник просит перевернуть коврик обратно и говорит: "А что ты видишь сейчас?" Юноша отвечает: "Я вижу узор". И тогда проповедник произносит поразительные слова: "Вот такова и наша жизнь. Мы видим ее изнанку — беспорядочное, непонятное нам сплетение каких-то нитей, нитей судьбы. А узор знает и видит лишь Господь". Порой нам отчасти раскрывается какая-то крошечная, микроскопическая часть этого узора. Но целиком мы не можем его увидеть, и опять-таки нужна вера и нужно доверие Богу, чтобы понять: Он все видит, Его любовь и Его премудрость позаботятся обо всем», - заключает отец Нектарий (Морозов), размышляя о Промысле Божием.
В следующих главах книги избранные истории из жизни людей показывают, какие бывают «Случайности на пути к Богу», и какие невероятные события происходят в судьбе тех, кто оказался на грани жизни и смерти и обрел спасение. Как отмечает автор-составитель, «Господь любит всех и всех хочет спасти. Однако "пути Господни неисповедимы". И чаще всего он посылает нам спасение через встречи с нужными нам для спасения в данный момент людьми, книгами, ситуациями. Надо лишь понять, что встреча эта не случайна, а послана нам во спасение Господом. Удивительно мудра и убедительна для понимания этого Промысла Божьего известная притча. «Тонет потерпевший кораблекрушение христианин и горячо молит Господа о помощи. И вот проплывает рядом с ним бревно, за которое он может ухватиться и спастись. Но он отказывается от этого способа спасения, так как ждет Божьей Руки. Затем подплывает к нему лодка, куда зовут его подняться. Он и от этой помощи отказывается. Далее с вертолета спускают ему лестницу. Но он ждет помощи только лично от Бога... И утонул наш христианин, и предстал перед Господом, и стал укорять Его, что не откликнулся Он на его горячие молитвы. И ответил ему Господь: «Как же не откликнулся? Не я ли посылал тебе бревно, лодку, вертолет?..»
Таким образом, вникая и рассматривая всё происходящее с нами, со временем можно прийти к пониманию того, что все не случайно, но во всем - Божий Промысл. И осознавая эту постоянную заботу Господа о нас, мы должны благодарить Бога, как говорили святые отцы – за всё. «Слава Богу за всё!» - так называется 4 глава этой книги. По словам протоиерея Георгия Гуляева, «Воля Божья всегда направлена на добро и изначально определена как ТО благо, которое совершается для спасения человека. Если мы видим, что воля лукавого, при всей внешней привлекательности, все равно ведет человека к погибели, мы видим последствия искушений, греха и наших прародителей, и наших личных грехов, то Промысл Божий использует совершенно другие категории. При Промысле Божьем изначально то, что сотворил человек - а он согрешил, отвернулся от воли Божьей, не хочет ее исполнять, - даже это плохое направляется ко благу.
Для нас очень часто представление о том, что такое хорошо и что такое плохо, сводится к вопросу о материальной жизни. Здоровье -это хорошо, говорим мы. Хорошо быть богатым, плохо быть бедным. Хорошо, когда удачно, когда я успел на поезд... Именно в этих категориях довольно часто размышляет человек. С его точки зрения плохо, когда что-то не получается, не исполняется задуманное, человек в какой-то момент начинает злиться на себя и на Господа. И лишь немногие способны произнести эти слова: «Слава Богу за все!» Значит, на то есть воля Божья. А если правильно — на то есть Промысл Божий. Именно этим Промыслом человек, который куда-то не успел, оказался огражденным от большей неприятности, нежели не попасть на какой-то вид транспорта. Иногда бедность ограждает человека от более серьезных искушений. Болезнь часто приводит человека к покаянию, его близких ~ к молитве, приводит множество людей к исполнению заповедей Божиих и останавливает от греха. Так что действия Промысла Господнего в нашей жизни, по словам отца Георгия, - это еще один закон, который надо учитывать, который очень трудно понять человеку, далекому от ведения судеб Божиих».
*** По словам иеромонаха Афанасия (Букина), «Случайность есть просто удобный философский способ уйти от ответа. Все, что непонятно, все, что нам не нравится, все, что мы считаем неправильным, можно называть случайностью и таким образом "успокоиться". В этом мире все имеет свою причину и свою цель, все имеет смысл. Для христианина источником, дающим смысл всему существующему, является Бог, Которого мы считаем Отцом и говорим, что Он есть Любовь и что Он заботится о Своем творении. В христианстве мы называем это Промыслом Божиим. В своей жизни мы часто сталкиваемся с проявлениями Промысла Божия о нас, порой даже не замечая этого». Но Господь всегда рядом с каждым из нас, и об этом свидетельствуют истории, собранные на страницах этой книги.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Благая часть. 4 мая 2024
Благие вести. 4 мая 2024
Канон. Матушка Людмила Кононова ч. 2
Мысли о прекрасном. Заведующий музеем художественного освоения Арктики Иван Катышев. Часть 4
Православный словарь. Воскресение
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!