Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Святитель Тихон Задонский.
Святитель Тихон Задонский — один из величайших русских святых. В своей жизни он явил нам пример архиерея, подвижника и богослова, что ставит его в один ряд со святыми отцами древности. Его творения, написанные около двухсот лет назад, до сих пор не утратили своей актуальности. В них, по словам схиархимандрита Иоанна (Маслова), «нашли отражение те святые мысли и чувства, которыми питалась его душа и которые одушевляли и наполняли его великое, любящее сердце». Эти творения по праву входят в золотой фонд духовной литературы, предлагая читателям науку вечного спасения. Личности и наследию святителя Тихона Задонского посвящен агиографический сборник, выпущенный в свет Издательством Благовест. Он называется – «Святитель Тихон Задонский». ***
Эта книга включает в себя жизнеописание святителя Тихона, рассказ о его почитании, прославлении и о некоторых чудесах, совершенных по молитвенному предстательству святителя. Раздел «Поучения» вобрал в себя выборку наставлений святого отца, взятых из различных его творений, а раздел «Воспоминания» предлагает познакомиться с записками близких святителю лиц – Василия Чеботарева и Ивана Ефимова. В молитвенном разделе приведен акафист и молитвы святителю Тихону Задонскому. Кроме того, в сборнике содержится два приложения, в которых разместились проповедь Святейшего Патриарха Кирилла, посвященная святителю и сведения о храмах, освященных в честь этого святого.
По словам Святейшего Патриарха Алексия Второго, «везде, где святитель Тихон Задонский нес свое служение, он явил себя «словом, житием, любовью, духом, верой, чистотою и смирением» (1 Тим. 4, 12) образом любви ко Христу и ближним... Его обличения языческой псевдодуховности и указание пути истинного богопознания и утверждения в нравственной жизни сохраняют ценность для каждого человека XXI века, стремящегося строить свою жизнь в соблюдении божественных заповедей». Поэтому необходимо знать житие святого, которое так же поучительно, как и его творения. Как повествует автор-составитель книги Анна Маркова, родился будущий святитель в начале XVIII века в бедной церковнослужительской семье и рано лишился отца. Все детство мальчика прошло в страшной нужде, но это лишь укрепило его тягу к Богу, к вечности.
В четырнадцать лет он начал свое духовное образование. Посвятив учебе шестнадцать лет, стал одним из лучших богословов своего времени. Служение духовной науке привело святого к более высокому служению — монашеству. Святой Тихон стремился к монашескому уединению, но Промысел Божий привел его на архиерейскую кафедру - сначала в Новгороде, а затем в Воронеже. Попав в необустроенную епархию, в крайне сложное время секуляризации церковных земель, святитель ревностно принялся за ее обустройство. Всего лишь четыре с половиной года пробыл он на Воронежской кафедре. Но за это время смог сделать неизмеримо много — отстроил кафедральный собор и способствовал ремонту многих храмов, устроил в епархии духовную семинарию, смог личным примером и убеждением значительно смягчить нравы духовенства и паствы, ревностно боролся за чистоту Православия.
Однако все вышеперечисленное не способствовало укреплению здоровья святителя, тем паче что во многих своих начинаниях он натыкался на раздражение и осуждение. Несколько раз епископ Тихон подавал прошения об уходе на покой, но смог получить положительный ответ лишь после личного обращения к императрице. После этого, водворившись, наконец, в Задонской обители, святитель прожил там около пятнадцати лет и пережил множество искушений. Его жизнь в монастыре воистину была жизнью монаха подвижника. Большую часть своего времени святитель посвящал молитве, богомыслию и богословию. Но, удалившись от мира, он не отказался от любви к ближним. Поэтому его подвижничество сочеталось с делами милосердия. Милостыня, которой он ежедневно помогал нуждающимся, стала его воздухом — практически до последнего вздоха святитель заботился о том, чтобы его подопечные не остались без помощи.
Не менее обширной, чем милостыня материальная, была милостыня духовная — у святителя окормлялось множество духовных чад, среди которых были люди разных сословий: дворяне, купцы, чиновники, священно- и церковнослужители, горожане и крестьяне. Главным для святителя было их стремление жить в соответствии с христианскими заповедями, и он не обделял их советом и благословением. Еще одной формой духовной благотворительности стали богословские творения, большая часть которых написана во время пребывания его на покое. В первые годы жительства в Задонском монастыре епископ Тихон смог, наконец, систематизировать, переработать и расширить те конспекты лекций, что некогда читал он студентам Тверской семинарии. Творение, получившееся в результате, он назвал «Об истинном христианстве». Согласно отзывам исследователей, это творение святителя является не только одной из первых русских книг по нравственному богословию, ее можно поставить в один ряд с творениями святых отцов древности.
Как говорится в житии святого, во время работы над этой книгой епископ Тихон был удостоен чудесного видения. Размышляя о спасении, о страданиях Спасителя, он сидел на кровати, перед которой висела картина, изображавшая Распятие. Святитель настолько углубился в созерцание, что, будучи как бы вне себя, увидел, что с картины, как с Голгофы, идет к нему Христос, весь израненный, измученный и окровавленный. Восхищенный таким видением, полный глубокой скорби и печали, а вместе и благоговейного трепета, святитель Тихон бросился на пол, распростерся пред картиной, как у ног Спасителя, и громко воззвал: «И Ты ли, Спасителю мой, ко мне идеши?» [3, с. 65]. Некоторое время спустя он очнулся, встал и снова принялся за свое дело. Кроме сочинения «Об истинном христианстве», святителем были написаны книги: «Сокровище духовное, от мира собираемое», «Наставление христианское», «Краткие нравоучительные слова». От этого периода у него осталось также два собрания писем — «Письма келейные» и «Письма посланные».
Как отмечает автор-составитель, «творения святителя Тихона можно назвать портретом его души. В них он свободно изливал свои задушевные мысли и сердечные чувства. Они помогают проникнуть во внутреннюю жизнь подвижника и прекрасно характеризуют его глубокое христианское смирение и пламенную любовь ко Христу и во имя Его — к ближним. Эти духовные писания не были изданы при жизни святого, но он успел подготовить их к печати. За три года до кончины святитель получил знак свыше и ушел почти в полный затвор, усилив свои духовные подвиги. В августе 1783 года, почувствовав приближение кончины, святитель созвал к себе духовных чад и всех, кто пожелал с ним проститься. К этому времени — за три дня до кончины — он уже едва разговаривал. Все, кто мог, пришли проститься и получить благословение святителя. Они в скорби спрашивали его, на кого он их оставляет, — на это святитель отвечал, что поручает их Божьему покровительству.
Земной путь святителя Тихона завершился по новому стилю 26 августа 1783 года. Лишь только весть о его кончине разнеслась по городу и окрестным селениям, монастырь наполнился народом. До самого дня погребения множество сельских жителей и граждан из Воронежа и еще больше из Ельца день и ночь приезжали в обитель. Желающих помянуть новопреставленного было так много, что иеромонахи монастыря не успевали служить панихиды. Обитель оглашалась плачем, особенно нищих и бедных, которые лишились в лице преосвященного Тихона милостивого отца и благодетеля. Знаменательно то, что спустя годы - открытие мощей епископа Воронежского в 19 веке и возвращение святыни Православной Церкви в 20 веке - состоялись также 26 августа – в день окончания земной жизни святого, отныне ставшего днем его памяти. Рассказ о том, как это произошло, вы также найдете на страницах данной книги.
*** «Верное сердце, веру как доброе семя в себе имеющее, плоды добрых дел творит; всякое бо семя подобный себе плод рождает. Того ради должно нам, христиане, веру нашу показать от добрых дел, якоже древо доброе от добрых плодов показуется». Эти слова святителя, как и другие его мудрые назидания, наставления, советы, обращены не только к его современникам, но и к нам, ныне живущим христианам. Святитель Тихон Задонский, живший в годы, когда, как и сегодня, общество стремилось соединить отеческое благочестие и западный образ жизни, показал «царский путь» следования за Христом через преодоление соблазнов и крайностей. Пусть его слова, обращенные к каждому человеку, всегда будут словами утешения и надежды.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 20 мая 2024 года
Божественная литургия 19 мая 2024 года
Божественная литургия 19 мая 2024 года
Таинства Церкви. Беседа с протоиереем Владимиром Волгиным
Мысли о прекрасном. Художник Сергей Труханов. Часть 1
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!