Аудио |
|
Скачать .mp3 |
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ. ЕВАНГЕЛЬСКИЕ СЮЖЕТЫ И МОЛИТВА В РУССКОЙ ПОЭЗИИ.
«Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити». Эти слова молитвенного пения проникают в самое сердце и наполняют его радостью. Звучащие вначале тихо в алтаре, при закрытых Царских вратах, они постепенно набирают силу и когда священники, выйдя из алтаря, обходят с пением вокруг церкви, слова этой молитвы торжественно поют все те, кто пришел встретить воскресшего Господа. А потом также дружно отвечают на возглас священника «Христос воскресе» - «Воистину воскресе»! Эта радость о Воскресшем Спасителе на протяжении многих веков воспевалась различными поэтами, чьи произведения и до сих пор не перестают радовать любителей русской поэзии. И сегодня мы предлагаем вашему вниманию сборник, в котором Евангельские сюжеты и молитва воплотились в поэтическую форму. Этот сборник вышел в свет в Издательстве Общество памяти игумений Таисии и называется – «Христос воскресе». ***
Цель этой книги, по словам издателей, показать, как претворялось в сознании выдающихся поэтов близкого и далекого прошлого христианское вероучение, как вера помогала им вынести выпавшие на их долю испытания, придавала их жизни и творчеству смысл. Люди разных судеб, «мирские», не всегда воцерковленные, не святые в минуты вдохновения ощущали присутствие Божие и поведали об этом нам. Поэзия (как и искусство вообще) является не только источником удовольствия, но и самым мощным источником познания. Непостижимым, таинственным образом она раскрывает перед нами мир и духовное состояние, как самого автора, так и многих других людей. Ведь чувства, казалось бы очень разных людей, по сути своей одинаковы.
Взять, к примеру, стихотворение Алексея Степановича Хомякова, написанное им в январе 1856 года. Думаю, что в этих поэтических размышлениях многие увидят себя.
Как часто во мне пробуждалась
Душа от ленивого сна,
Просилася людям и братьям
Сказаться словами она!
Как часто, о Боже! рвалася
Вещать Твою волю земле,
Да свет осияет разумный
Безумцев, бродящих во мгле!
Как часто, бессильем томимый,
С глубокой и тяжкой тоской
Молил Тебя дать им пророка
С горячей и крепкой душой!
Молил Тебя в час полуночи,
Пророку дать силу речей, —
Чтоб мир оглашал он далеко
Глаголами правды Твоей!
Молил Тебя плачем и стоном,
Во прахе простерт пред Тобой,
Дать миру и уши и сердце
Для слушанья речи святой!
Само поэтическое искусство издревле считалось необычным, особым даром, ведь среда обитания поэзии, а в ней поэта, как ее носителя, проецировалась в надземных сферах (на небесах, в «горнем» мире), поэзия должна была отображать небесную красоту, быть чуждой земной пошлости и обличать ее. Из этого следовало, что поэтические произведения принадлежат не вполне поэту, а порождены божественным началом, Богом (отсюда и используемое слово «вдохновение»). Религиозные христианские мотивы мы можем проследить практически у всех великих поэтов всех времен. Вот, например, другой русский литературный деятель и, конечно, поэт, Петр Андреевич Вяземский, пишет о предназначении человеческой души. Дата этого поэтического размышления – 1839 год.
4. Любить. Молиться. Петь. Святое назначенье
Души, тоскующей в изгнании своем,
Святого таинства земное выраженье,
Предчувствие и скорбь о чем-то неземном,
Преданье темное о том, что было ясным,
И упование того, что будет вновь;
Души, настроенной к созвучию с прекрасным,
Три вечные струны: молитва, песнь, любовь!
Счастлив, кому дано познать отраду вашу,
Кто чашу радости и горькой скорби чашу
Благословлял всегда с любовью и мольбой,
И песни внутренней был арфою живой!
«Благодаря поэзии - говорит епископ Александр (Милеант), - мы можем глубже почувствовать полноту жизни с ее радостями и скорбями, которые необходимы для нашего внутреннего роста. Действуя возвышающим и облагораживающим образом на наше сердце, она роднит нас с миром нетленной красоты, в котором царствуют вечная правда и чистая любовь. Самая высшая красота — это религиозное чувство ...<и> прав Василий Андреевич Жуковский, когда называет поэзию земной сестрой небесной религии, светлым маяком, зажженным Самим Создателем, чтобы во тьме житейских бурь нам не сбиться с пути. Многие пути ведут к Господу. Выбор любого из них предоставлен Творцом нашей свободной воле. Отшельники Фиваиды и Синая устремлялись к Господу путем аскетизма, отрешения от земных соблазнов, путем подавления капризных желаний прихотливой плоти. Поэты шли к той же великой и святой цели другой дорогой.
Нет, они не отрешались от восхищения и преклонения перед красотами земной жизни, но видели в них не суетную мишуру, а проявления благости и творчества Всемогущего. Так, в 1849 году, Иван Саввич Никитин, размышляя над таким свойством Божиим, как Вездесущие, написал следующее стихотворение:
Присутствие непостижимой Силы
Таинственно скрывается во всем;
Есть мысль и жизнь в безмолвии ночном,
И в блеске дня, и в тишине могилы,
В движении бесчисленных миров,
В торжественном покое океана,
И в сумраке задумчивых лесов,
И в ужасе земного урагана,
В дыхании прохладном ветерка,
И в шелесте листов перед зарею,
И в красоте пустынного цветка,
И в ручейке, текущем под горою.
По словам епископа Александра, поэты умели видеть красоту добра и уродство зла. Они становились неутомимыми и самоотверженными искателями красоты в поэзии» Но красота окружающего нас материального мира для поэтов была лишь ступенью к созерцанию иной потусторонней и духовной красоты. Об этом, в частности, Лев Александрович Мей в 1857 писал так:
Не верю, Господи, что Ты меня забыл
Не верю, Господи, что Ты меня отринул:
Я Твой талант в душе лукаво не зарыл,
И хищный тать его из недр моих не вынул.
Нет! в лоне у Тебя, художника-творца,
Почиет Красота и ныне и от века,
И Ты простишь грехи раба и человека
За песни Красоте свободного певца.
Вот и Александр Сергеевич Пушкин был убежден, что „служение музам" требует самоуглубления, которое „не терпит суеты", и что поэт — это „сын неба", который рожден
Не для житейского волненья.
Не для корысти, не для битв,
Мы рождены для вдохновенья.
Для звуков сладких и молитв.
Как отмечает епископ Александр (Милеант), только те поэты, чье творчество неразрывно связано с созерцанием высших истин, могут надеяться на то, что их слова и призывы не угаснут вместе со смертью их тела, но будут жить в сердцах их потомков. Труден и тернист творческий путь таких поэтов. Им предназначено улавливать в сердцах людей неясные, едва лишь ощутимые звучания, которые порою непонятны даже их носителям, но осознаются ими в дальнейшем уже со слов поэта. Поэт же обязан услышать эти звучания, понять их, отлить их в стройную форму и возвестить мощным колокольным звоном своего творческого дара...». Например, вот так. Стихотворение Лидии Алексеевны Чарской:
Гулко звуки колокольные
Улетают в твердь небес
За луга, за степи вольные,
За дремучий темный лес.
Миллиардом звуков радостных
Льет певучая волна...
Вся мгновений дивных, сладостных
Ночь пасхальная полна.
В них, в тех звуках — миг прощения,
Злобе суетной — конец,
Беспредельного смирения
И любви златой венец,
В них — молитвы бесконечныя,
Гимнов дивные слова.
В них печаль и слезы вечныя
Смыты кровью Божества.
В них земли восторг таинственный
И святой восторг небес,
В них Бессмертный и Единственный
Бог воистину воскрес!
*** В этот сборник включены избранные стихотворения русских поэтов 18-20 вв. на евангельские сюжеты. Разумеется, говорят издатели, представленное собрание стихотворений ограничено объемом книги и далеко не исчерпывает означенную тему. Так и наша программа ограничена и время ее подходит к концу. Но в завершение ее еще одно маленькое стихотворение Владимира Николаевича Ладыженского:
Христос воскрес! В любви лучах
Исчезнет скорби мрачный холод,
Пусть радость царствует в сердцах
И тех, кто стар, и тех, кто молод!
Заветом благостных Небес
Звучит нам песня Воскресенья, -
Христос Воскрес!
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 20 мая 2024 года
События недели. 19 мая 2024
Воскресные беседы. Тамара Грузинская
Кулинарное паломничество. Рецепт пирожного. Храм Воскресения Христова в Кадашах
Церковь и общество. Беседа с иеромонахом Макарием (Комогоровым). Часть 2
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!