Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Иван Чуркин. Преподобный Афанасий Высоцкий.
Сегодня мы продолжаем знакомить вас с серией книг для детей «Святая Отчизна», к публикации которой Издательство Московской Патриархии приступило в год 700-летия со дня рождения преподобного Сергия Радонежского. Каждая книга посвящена одному из учеников и собеседников Игумена земли Русской, а также их ученикам. Был учеником святого Сергия и первый настоятель Серпуховского Высоцкого монастыря, переписчик книг – преподобный Афанасий Высоцкий. За свою начитанность и любовь к книгам он особенно был любим прп. Сергием, и немало «доброписаний» своей руки оставил Троицкой обители. Не забыл отец Афанасий этого занятия и тогда, когда отправился в Царьград и целых 20 лет живя в Константинополе, трудился для Русской Церкви, для своей Родины. О жизни святого и рассказывает книга Ивана Чуркина, вышедшая в свет в Издательстве Московской Патриархии. Она так и называется – «Преподобный Афанасий Высоцкий». ***
На страницах этой книги вы познакомитесь с преподобным Афанасием Высоцким, который с ранних лет полюбил храм Божий и, решив посвятить себя иноческой жизни, отправился к преподобному Сергию Радонежскому. А также узнаете о том, как преподобный Афанасий занимался переписыванием церковных книг, как стал устроителем Высоцкого монастыря, как оказался в Константинополе и как этот великий подвижник перевёл с греческого языка богослужебный устав «Око церковное». А родился преподобный Афанасий (в миру Андрей) в семье священника Авксентия, в Обонежской пятине новгородской земли около 1340 года. С детства мальчик «больше всего на свете полюбил, когда в доме звучала молитва. Тихо звучала, приглушённо. Не понимал ещё ни слова, но уже сам старался произнести молитву».
Как пишет автор, Андрей «родителями своими воспитан был в правилах христианского благочестия, обучен чтению, письму и церковному пению. Часто помогал Андрей отцу Авксентию и во время церковной службы. Да только ли это? Отрок брался приводить в порядок молитвословы — подправлял ветхие от времени страницы, так что книги принимали первоначальный вид. Испрашивал у батюшки благословения и пробовал на деревянной доске выписывать лик святого. Получалось ли? Ещё как получалось, об этом все в Обонежской пяте говорили. А ещё любили в Обонежье, как по храму лился, скорбя и радуясь, голос отрока Андрея. «Словно ангел поёт, — отмечали прихожане, и ходили многие в храм, чтобы послушать Андрея.
Решение посвятить себя иноческой жизни созрело в юноше во время богослужения. Однажды на Литургии Андрея поразили слова Господа из дневного евангельского зачала: Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мной. «К чему бы это, батюшка?» — вопрошал Андрей. Что тут ответишь, если сердце сына откликнулось на призыв к иночеству? «Иди, куда Господь призывает» - отвечал ему отец. И отправился юноша к прп. Сергию. Об этом автор пишет так: «Идёт Андрей из онежской стороны и внутри себя размышляет: насколько верный путь выбрал? И отвечает себе: по сердцу желание отправиться в далёкий путь к отцу Сергию. Уж сколько сын священника Авксентия слышал о Радонежском устроителе, который возвёл монашескую обитель и трудится там денно и нощно для Господа, для людей и страны многострадальной. А то, что нелегко Руси приходится, молодец насмотрелся за долгий пеший путь. И чего-то только не выпало на долю русского человека: и разорения татарские, и голод, и труд непомерный. Впору жаловаться, а он всё одно: «С Господом выживем». Живёт, строится, трудится, деток растит.
Вот с такими мыслями да с желанием иноком стать пришёл Андрей на Маковец. Частокол крепкий, крест поклонный, лампада горит над распахнутой настежь калиткою. Андрей, не раздумывая, зашёл и направился прямо к храму. Время утреннее, служба идёт. Пришёл к отцу Сергию, пал на колени перед настоятелем Троицкого монастыря: «Батюшка, благослови. Прими в святую обитель. Сердце моё радостью наполняется, что вижу тебя, и благодарю Господа, что привёл Он меня к тебе. Отец Сергий легонечко так до молодецкого плеча дотронулся: «Да ты вставай, вставай, устал с дороги. Пойди посиди пока, а после службы поговорим». Да ведь и разговор-то оказался не длинным. Рассказал Андрей, откуда он родом и как возрадовалось его сердце, когда решил отправиться в Радонеж.
«Только многого постигнуть не могу в вере святой своим разумением, вот и отправился к тебе, не зная тебя. Сердце меня вело. Прими меня в свои ученики» - говорит он прп. Сергию, а тот ему отвечает: «Да как же не принять? Разум к свету позвал, так тому и быть. А к какому же делу у тебя прилежание?» «Отче, с тех пор, как читать научился, больше всего меня тянет к книгам церковным. Читаю — не начитаюсь, только вот беда: не всегда до сути дохожу. Может, думаю, мне ещё и переписыванием книг заняться? Я всегда у батюшки просил перо да бумагу. То молитву переписывал, то житие святого. Когда пишешь, многое открывается, но всего не постигнешь без помощи. Вот и хочется мне здесь, в Троицкой обители, в иноческом облачении премудрости достичь. О том и молю тебя». Отец Сергий улыбнулся приветливо: «Мешать тебе здесь некому, а о божественном слове вместе будем говорить. Только вот что: нам в монастыре ещё много дел надо завершить. Не сробеешь?» «Каково сробеть! Не за тем прошагал тысячи вёрст, отмёл от себя тысячи сомнений, чтобы побояться какой-либо работы».
И правда, не боялся Андрей никакой работы. И вскоре был он принят в число братии, а при постриге обрел и имя новое — Афанасий. «Ты только помни, какое имя тебе достаётся, — положил руку отец Сергий на голову молодого монаха, — Афанасий, в переводе с греческого «бессмертный». Ты уж порадей для своего имени». Ученики настоятеля Сергия, кроме обычных иноческих послушаний, получали его благословение на особенные церковные служения: переписывание книг, иконопись, храмостроительство. Это было подлинное воцерковление жизни, внесение в неё всей церковной красоты и поэзии, литургическое преображение Божиего мира. Излюбленным послушанием, которое возложил на себя инок Афанасий, было книгописание. Святые книги ставились наравне с иконами и были хранителями церковного благочестия и богослужебных текстов. Никто не думал тогда, как обитель преподобного Сергия тесно соединится с расцветом церковной книжности, с необходимостью взаимного обогащения Русской Церкви творениями Церкви Византийской, а богословов Византии — глубоким духовным опытом русских подвижников.
В 1373 году отец Афанасий по благословению преподобного Сергия Радонежского становится настоятелем серпуховского монастыря в честь Зачатия Пресвятой Богородицы праведною Анною. Как пишет автор: «Не сомневался инок Афанасий: справится — не справится с новым послушанием? Если батюшка благословляет, значит, Господу так угодно, а Господь крест даёт по силам. Как так получилось, нынче вряд ли узнаешь, только закрепилось за монахом Афанасием прозвище Высоцкий. Он ревностно принялся за устроение монастыря с помощью благочестивого князя Владимира Андреевича, не жалевшего средств на строительство. Ещё и келий не было, а молва привела насельников, и их число росло день ото дня. Пройдёт время, и все узнают в православном мире достойных учеников его, просиявших впоследствии святостью своей жизни: преподобных Никона Радонежского (будущего преемника по настоятельству преподобного Сергия) и Афанасия Высоцкого Младшего».
А пока за этими делами и не думал настоятель Высоцкого монастыря Афанасий, что будет время, когда он окажется в Константинополе. О византийской стороне молитвенник знал многое, особенно о собрании ценнейших для Православия книг и особом письме святых икон. И вот, в 1382 году вместе с митрополитом Киприаном он ушел в Киев, а затем в Константинополь, в Студийский монастырь. Здесь приобрел келью и жил с несколькими пришедшими с ним учениками, занимаясь молитвенным деланием, богословием, переписыванием книг. Около двадцати лет прожил он в столице тогдашней церковной образованности — в неустанных трудах по переводу с греческого языка и переписыванию церковных книг. А потом он отправлял их на Русь, вместе с этим научая монахов каллиграфии и иконописанию в школе, что открыл сам в Высоцком монастыре. А кроме того, перевёл святой Афанасий с греческого языка богослужебный устав «Око церковное» и дополнил его — «уж кому, как не ему, - пишет автор, - видна жизнь русского монашества. Он избрал иноческий путь с молодых лет, служил Господу верно и многие главы «Ока церковного» посвятил вопросам подвижнического жития. Устав Афанасия быстро получил широкое распространение в Москве, Новгороде. Его с усердием переписывали в монастырях, иногда вносили необходимые дополнения. Из монастырей Устав распространился по соборным храмам в епархиях. А как только появилось на Руси книгопечатание, «Око церковное» заняло почётное место среди книг вслед за Священным Писанием и богослужебными книгами.
*** Свой рассказ автор завершает такими словами: «Добрым и верным рабом прошёл по жизни преподобный Афанасий Высоцкий, приумножив те щедроты, что дал ему Господь. Преподобный явил твёрдую веру и стяжал непрестанную молитву, он отдал все свои силы на глубокое изучение Священного Писания и устроительство монашеского жития. Пастырь, учитель, книгописец, храмоздатель, попечитель. Всю полученную по талантам драгоценную прибыль преподобный Афанасий Высоцкий Старший вложил в сокровищницу Русской Церкви, воздавшей ему прославлением в сонме Радонежских святых.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 20 мая 2024 года
События недели. 19 мая 2024
Воскресные беседы. Тамара Грузинская
Кулинарное паломничество. Рецепт пирожного. Храм Воскресения Христова в Кадашах
Церковь и общество. Беседа с иеромонахом Макарием (Комогоровым). Часть 2
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!