Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Митрополит Марк (Головков). Православное паломничество.
Благочестивый обычай паломничества существует с первых времен христианства. В четвертом веке блаженный Иероним Стридонский отмечал, что христиане были уверены: «в них меньше будет религиозности, меньше знаний, что они не достигнут высшей добродетели, если не поклонятся Христу в тех местах, где заблистало Первоевангелие». И вот уже на протяжении многих столетий устремляются паломники и на Святую землю, и в другие святые места: к чудотворным иконам, к святым мощам, святым источникам, чтобы укрепиться в духовной жизни, испросить помощи у Божиих угодников, найти утешение. О том, как зарождалось паломничество, что оно означает для верующего человека, в том числе и современного, рассказывает книга митрополита Марка (Головкова) – «Православное паломничество». Книга вышла в свет в Издательстве Свято-Троицкой Сергиевой Лавры и находится сегодня на нашей книжной полке. ***
Эта книга адресована тем, кто решил обратиться к святыням родной земли и других стран мира и отправиться в паломничество. С помощью автора, митрополита Марка, читатель разберется в понятиях и сущности паломничества, узнает, как относятся паломничеству в мировых религиях, как оно связано с монашеством. Владыка Марк также разъясняет такие моменты, как воздержание во время паломнических поездок и может ли детский возраст стать препятствием для посещения святых мест. Говорит о том, как со временем от «смены мотиваций к путешествиям» паломничество было заменено туризмом. Также, автор напоминает правила поведения паломников, когда они выезжают к святым местам зарубежья, и приводит высказывания святых отцов о паломничестве
По словам Владыки Марка, на протяжении всей истории человечества люди отправлялись странствовать по свету, путешествовали по городам и весям. И все эти передвижения имели самые разные причины, исходили из разной мотивации и преследовали разные цели. Особое место среди всех видов странствий занимают «путешествия с религиозными целями». То, что мы в христианстве называем паломничеством. Веками именно паломничество, то есть посещение святых мест с целью поклонения, считалось самым главным походом в жизни человека. В сознании людей столетиями сохранялось твердое представление об иерархии путешествий, где паломничество безусловно занимало первое место. Это соответствовало общему пониманию устройства мироздания, иерархии ценностей, в которой Горний мир являлся безусловно главенствующим, а земное существование рассматривалось лишь как отражение бытия небесного.
Центром своей жизни человек считал Бога. А целью жизни — преображение души, общение с Богом в вечности. Живя здесь, на земле, человек памятовал о своем Творце, каждую минуту «ходя пред лицем Божиим», сообразуя свои мысли, чувства, слова и дела с Его волей и Его заповедями и будучи уверенным в том, что Бог пребывает здесь, с ним, в этом мире, и участвует в жизни каждого. Нам, христианам, Господь Сам указал истинную цель земной жизни: «Ищите же прежде Царствия Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф. 6, 33), — и добавил: «Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк. 17, 21). Все сферы своей деятельности человек подчинял этой основополагающей цели. Если мы посмотрим на искусство Древней Руси или искусство стран Европы, то увидим, что свое творчество человек посвящал Богу, в своих произведениях он пел хвалу Создателю и Его творениям. Красота и гармония божественного мира находила свое отражение в храмовой архитектуре. В литературе популярным жанром стали жития святых, в живописи — икона, в скульптуре — обращение к образам Священного Писания.
Также, отмечает автор, и в своих странствиях человек считал главной целью — послужить Богу. Потрудиться для Бога, во славу Божию. Именно поэтому паломничество — как поклонение святым местам и молитвенный подвиг, как служение Богу — всегда воспринималось главным путешествием в жизни человека. И именно о паломничествах сохранилось самое большое число описаний, дневников, писем и книг. Верующие люди всегда видели в паломничестве особое, святое делание, полезное и спасительное для души. Паломничество считалось не только духовным, но и физическим подвигом. Вот почему на поклонение часто шли пешком, отказываясь от имеющихся средств передвижения. Люди специально готовились к этому подвижничеству, особо постились, усиливали молитвы, всем сердцем стремясь к покаянию и изменению своей жизни. И по возвращении старались как можно дольше беречь благодатные дары, обретенные в паломничестве. Сохраняя в душе память о столь важном событии их жизни, поклонники также старались привезти из путешествия какую-то святыню или даже просто горсточку земли или камешек со святого места.
Таким образом, по словам автора, паломничество имеет многовековую историю и нашло отражение в жизни и трудах многих подвижников веры и благочестия. Сами святые с первых веков преподают нам немало примеров паломнического усердия. Так, в 326 году святая равноапостольная Елена с многолюдной свитой, серьезными полномочиями и средствами, переданными ей сыном-императором, святым Константином Великим, отправилась в Палестину, где поклонилась наиболее значимым местам, связанным с земной жизнью Спасителя, и повелела там воздвигнуть храмы. Тогда же при участии равноапостольной Елены произошло знаменитое обретение Честного Креста Господня. Следуя примеру благочестивой императрицы, в Палестину начали стекаться тысячи верующих, отныне получивших возможность беспрепятственно совершать поклонение местам, где произошли евангельские события. И этот великий поток, несмотря на различные исторические катаклизмы, не прекращается и по сей день.
Именно с того времени Иерусалим обретает значение одного из главных духовных центров христианского мира. Почитание распространяется на всю Палестину, которая получает именование Святая Земля. Поэтому родоначальницей христианской традиции паломничества можно по праву назвать святую равноапостольную Елену. Первой известной нам русской паломницей, посетившей Иерусалим, стала преподобная Евфросиния Полоцкая. Честь же именоваться первой паломницей Руси принадлежит равноапостольной княгине Ольге, которая предприняла путешествие в Константинополь для поклонения его христианским святыням, когда в нашем Отечестве еще господствовало язычество. Имеются также свидетельства о том, что в раннем Средневековье поклониться святыням земли, где ступала нога Спасителя, отправлялись многие выдающиеся представители духовного сословия и светской знати.
По преданию, в их числе были святитель Николай, архиепископ Мирликийский, а также византийский император святой Феодосий Великий. Последний, не желая огласки, а главное — принятия почестей, неизбежно связанных с его высоким положением, в месте крестной смерти и воскресения Владыки мира, посетил Святой Град тайно. Итак, - пишет автор, - паломничество с течением времен становится массовым явлением, и многие христиане почитают его непременным условием подлинно благочестивой жизни. Однако, - отмечает Владыка Марк, приходится признать, что далеко не все оказывались духовно готовы к такому пути. В IV столетии, когда среди римской аристократии отправляться в паломничество в Святую Землю стало «хорошим тоном», блаженный Иероним Стридонский, сам много лет проживший в Вифлееме, лаконично констатировал: «Похвально не в Иерусалиме побывать, а пожити добре».
С течением времени в обществе, особенно в образованных сословиях, все заметнее стало проявляться охлаждение к Церкви, утрата религиозности. С печалью отмечали святые и охлаждение к посещению святых мест. Владыка Марк цитирует слова святого XX столетия священномученика Илариона (Троицкого), которые были произнесены в августе 1916 года на вступительной лекции в Московской Духовной академии: «Тяжело иногда бывать в Московском Успенском соборе. Это тогда, когда видишь там людей не молящихся, а „осматривающих достопримечательности". Эти люди ходят по собору, будто по музею. Даже раки святителей Московских ничего им не говорят, и они пред ними не только не поклонятся, даже не перекрестятся. Но пришлось мне в этом году служить в Успенском соборе раннюю обедню. Едва добрался до алтаря — так наполнен был собор простым народом. Бесконечные вереницы богомольцев шли и благоговейно лобызали мощи великих святителей во всех четырех углах собора. Понял я, что жива еще русская душа и древний священный собор не обратился для нее в бесчувственный археологический музей, за каковой его почитают чуждые церковной жизни интеллигенты!» Эти слова, по мнению автора, и сегодня не утратили своей актуальности.
*** Завершая эту книгу, митрополит Марк обращается к читателям с такими словами: «Мы, паломники XXI века, должны со вниманием и благоговением слагать в своем сердце наказы святых отцов, хорошо изучить и усердно следовать добрым традициям православного паломничества. А в моменты искушений и трудностей в пути вспоминать слова иеромонаха Сергия (Веснина), Святогорца, известного «путеводителя», автора множества сочинений о святых местах, жившего в XIX столетии: «Кто странствует по святым местам, тот получает великую пользу, тот заблаговременно, в лице святых, именами которых прославлены самые места их земного жительства, готовит и здесь себе сильных помощников и теплых предстателей о спасении своем пред Богом в день Последнего суда»». Этими словами и мы завершим нашу программу.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 20 мая 2024 года
События недели. 19 мая 2024
Воскресные беседы. Тамара Грузинская
Кулинарное паломничество. Рецепт пирожного. Храм Воскресения Христова в Кадашах
Церковь и общество. Беседа с иеромонахом Макарием (Комогоровым). Часть 2
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!