У книжной полки. 25 июня

25 июня 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3

Митрополит Марк (Головков). Православное паломничество.

 

Благочестивый обычай паломничества существует с первых времен христианства. В четвертом веке блаженный Иероним Стридонский отмечал, что христиане были уверены: «в них меньше будет религиозности, меньше знаний, что они не достигнут высшей добродетели, если не поклонятся Христу в тех местах, где заблистало Первоевангелие». И вот уже на протяжении многих столетий устремляются паломники и на Святую землю, и в другие святые места: к чудотворным иконам, к святым мощам, святым источникам, чтобы укрепиться в духовной жизни, испросить помощи у Божиих угодников, найти утешение. О том, как зарождалось паломничество, что оно означает для верующего человека, в том числе и современного, рассказывает книга митрополита Марка (Головкова) – «Православное паломничество». Книга вышла в свет в Издательстве Свято-Троицкой Сергиевой Лавры и находится сегодня на нашей книжной полке. ***

Эта книга адресована тем, кто решил обратиться к святыням родной земли и других стран мира и отправиться в паломничество. С помощью автора, митрополита Марка, читатель разберется в понятиях и сущности паломничества, узнает, как относятся паломничеству в мировых религиях, как оно связано с монашеством. Владыка Марк также разъясняет такие моменты, как воздержание во время паломнических поездок и может ли детский возраст стать препятствием для посещения святых мест. Говорит о том, как со временем от «смены мотиваций к путешествиям» паломничество было заменено туризмом. Также, автор напоминает правила поведения паломников, когда они выезжают к святым местам зарубежья, и приводит высказывания святых отцов о паломничестве

По словам Владыки Марка, на протяжении всей истории человечества люди отправлялись странствовать по свету, путешествовали по городам и весям. И все эти передвижения имели самые разные причи­ны, исходили из разной мотивации и преследовали разные цели. Особое место среди всех видов странствий занимают «путешествия с религиозными це­лями». То, что мы в христианстве называем паломничеством. Веками именно паломниче­ство, то есть посещение святых мест с целью поклонения, считалось самым главным похо­дом в жизни человека. В сознании людей сто­летиями сохранялось твердое представление об иерархии путешествий, где паломничество безусловно занимало первое место. Это соответствовало общему пониманию устройства мироздания, иерархии ценностей, в которой Горний мир являлся безусловно главен­ствующим, а земное существование рассматри­валось лишь как отражение бытия небесного.

Центром своей жизни человек считал Бога. А целью жизни — преображение души, обще­ние с Богом в вечности. Живя здесь, на зем­ле, человек памятовал о своем Творце, каждую минуту «ходя пред лицем Божиим», сообразуя свои мысли, чувства, слова и дела с Его волей и Его заповедями и будучи уверенным в том, что Бог пребывает здесь, с ним, в этом мире, и участвует в жизни каждого. Нам, христианам, Господь Сам указал ис­тинную цель земной жизни: «Ищите же пре­жде Царствия Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф. 6, 33), — и добавил: «Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк. 17, 21). Все сферы своей деятельности человек под­чинял этой основополагающей цели. Если мы посмотрим на искусство Древней Руси или искусство стран Европы, то увидим, что свое творчество человек посвящал Богу, в своих произведениях он пел хвалу Создателю и Его творениям. Красота и гармония божествен­ного мира находила свое отражение в храмо­вой архитектуре. В литературе популярным жанром стали жития святых, в живописи — икона, в скульптуре — обращение к образам Священного Писания.

Также, отмечает автор, и в своих странствиях человек считал главной целью — послужить Богу. Потрудиться для Бога, во славу Божию. Именно поэтому паломничество — как поклонение святым местам и молитвенный подвиг, как служение Богу — всегда воспринималось главным путе­шествием в жизни человека. И именно о паломничествах сохранилось самое большое число описаний, дневников, писем и книг. Верующие люди всегда видели в паломничестве особое, святое делание, полезное и спасительное для души. Паломничество считалось не только духов­ным, но и физическим подвигом. Вот почему на поклонение часто шли пешком, отказываясь от имеющихся средств передвижения. Люди специально готовились к этому подвижни­честву, особо постились, усиливали молитвы, всем сердцем стремясь к покаянию и измене­нию своей жизни. И по возвращении старались как можно дольше беречь благодатные дары, обретенные в паломничестве. Сохраняя в душе память о столь важном событии их жизни, по­клонники также старались привезти из путе­шествия какую-то святыню или даже просто горсточку земли или камешек со святого места.

Таким образом, по словам автора, паломничество имеет многовековую исто­рию и нашло отражение в жизни и тру­дах многих подвижников веры и благочестия. Сами святые с первых веков преподают нам немало примеров паломнического усердия. Так, в 326 году святая равноапостольная Елена с многолюдной свитой, серьезными полномочиями и средствами, переданными ей сыном-императором, святым Константином Великим, отправилась в Палестину, где поклонилась наи­более значимым местам, связанным с земной жизнью Спасителя, и повелела там воздвигнуть храмы. Тогда же при участии равноапостоль­ной Елены произошло знаменитое обретение Честного Креста Господня. Следуя примеру благочестивой императ­рицы, в Палестину начали стекаться тысячи верующих, отныне получивших возможность беспрепятственно совершать поклонение ме­стам, где произошли евангельские события. И этот великий поток, несмотря на различные исторические катаклизмы, не прекращается и по сей день.

Именно с того времени Иерусалим обре­тает значение одного из главных духовных центров христианского мира. Почитание рас­пространяется на всю Палестину, которая получает именование Святая Земля. Поэтому родоначальницей христианской традиции паломничества можно по праву назвать свя­тую равноапостольную Елену. Первой известной нам русской паломницей, посетившей Иерусалим, стала преподобная Евфросиния Полоцкая. Честь же именоваться первой паломницей Руси принадлежит равно­апостольной княгине Ольге, которая предпри­няла путешествие в Константинополь для по­клонения его христианским святыням, когда в нашем Отечестве еще господствовало язы­чество. Имеются также свидетельства о том, что в раннем Средневековье поклониться святыням земли, где ступала нога Спасителя, отправ­лялись многие выдающиеся представители духовного сословия и светской знати.

По пре­данию, в их числе были святитель Николай, архиепископ Мирликийский, а также визан­тийский император святой Феодосий Великий. Последний, не желая огласки, а главное — при­нятия почестей, неизбежно связанных с его высоким положением, в месте крестной смерти и воскресения Владыки мира, посетил Святой Град тайно. Итак, - пишет автор, - паломничество с течением времен становится массовым явлением, и многие хри­стиане почитают его непременным условием подлинно благочестивой жизни. Однако, - отмечает Владыка Марк, при­ходится признать, что далеко не все оказыва­лись духовно готовы к такому пути. В IV сто­летии, когда среди римской аристократии от­правляться в паломничество в Святую Землю стало «хорошим тоном», блаженный Иероним Стридонский, сам много лет проживший в Вифлееме, лако­нично констатировал: «Похвально не в Иеру­салиме побывать, а пожити добре».

С течением времени в обще­стве, особенно в образованных сословиях, все заметнее стало проявляться охлаждение к Церкви, утрата религиозности. С печалью отмечали святые и охлаждение к посещению святых мест. Владыка Марк цитирует слова святого XX столетия священномученика Илариона (Троиц­кого), которые были произне­сены в августе 1916 года на вступительной лек­ции в Московской Духовной академии: «Тяжело иногда бывать в Московском Успенском соборе. Это тогда, когда видишь там людей не молящих­ся, а „осматривающих достопримечательности". Эти люди ходят по собору, будто по музею. Даже раки святителей Московских ничего им не го­ворят, и они пред ними не только не поклонят­ся, даже не перекрестятся. Но пришлось мне в этом году служить в Успенском соборе раннюю обедню. Едва добрался до алтаря — так напол­нен был собор простым народом. Бесконечные вереницы богомольцев шли и благоговейно ло­бызали мощи великих святителей во всех четы­рех углах собора. Понял я, что жива еще русская душа и древний священный собор не обратился для нее в бесчувственный археологический му­зей, за каковой его почитают чуждые церков­ной жизни интеллигенты!» Эти слова, по мнению автора, и сегодня не утратили своей актуальности.

 

*** Завершая эту книгу, митрополит Марк обращается к читателям с такими словами: «Мы, паломники XXI века, должны со внима­нием и благоговением слагать в своем сердце наказы святых отцов, хорошо изучить и усерд­но следовать добрым традициям православно­го паломничества. А в моменты искушений и трудностей в пути вспоминать слова иеромо­наха Сергия (Веснина), Святогорца, известно­го «путеводителя», автора множества сочине­ний о святых местах, жившего в XIX столетии: «Кто странствует по святым местам, тот полу­чает великую пользу, тот заблаговременно, в лице святых, именами которых прославлены самые места их земного жительства, готовит и здесь себе сильных помощников и теплых предстателей о спасении своем пред Богом в день Последнего суда»». Этими словами и мы завершим нашу программу.

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать