Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Собрание сочинений святителя Иннокентия, архиепископа Херсонского.
Святитель Иннокентий, архиепископ Херсонский и Таврический, являясь мудрым архипастырем и знаменитым проповедником, вошел в историю Русской Православной Церкви как «Русский Златоуст». Будучи ученым богословом, церковным историком и педагогом, он оставил глубокий след во всех областях своей боговдохновенной, разносторонней и поистине плодотворной деятельности. Важнейшим из творений святителя Иннокентия стал труд «Последние дни земной жизни Господа нашего Иисуса Христа». Впервые он был опубликован в начале 19 века на страницах журнала «Христианское чтение», номера которого мгновенно раскупались и читались с небывалым интересом. Впоследствии он не раз переиздавался, как отдельной книгой, так и в собраниях сочинений. Одно из таких изданий мы и предлагаем сегодня вашему вниманию. ***
Эта книга входит в «Собрание сочинений святителя Иннокентия, архиепископа Херсонского», выпущенного Единецко-Бричанской епархией в шести томах. В ней собраны произведения, посвященные Господу Иисусу Христу, апостолу Павлу и священномученику Киприану Карфагенскому. Сюда же вошли лекции и трактаты святителя. Напомню читателям, что святитель Иннокентий Херсонский снискал особую любовь паствы, трудясь на поприще проповедничества. Однако, «рядом с проповедничеством шла и развивалась и его научно-литературная богословская деятельность, которая также достигла удивительных высот». «Плоды этих трудов были многочисленны, и он основал для них особый журнал «Воскресное чтение», который быстро расцвёл и сделался одним из самых распространённых изданий того времени».
Эту книгу, по собранным в ней произведениям, можно разделить на 6 частей. И первые три части составили следующие произведения - «Последние дни земной жизни Господа нашего Иисуса Христа», «Жизнь святого апостола Павла», «Жизнь святого священномученика Киприана Карфагенского». Эти произведения являются первыми научно-литературными трудами святителя, которые он написал, будучи инспектором столичной Духовной Академии. Как говорится в статье, подготовленной несколькими авторами по благословению митрополита Одесского и Херсонского Сергия, «особое внимание читателям следует обратить на произведение «Последние дни земной жизни Господа нашего Иисуса Христа». Здесь, помимо духовной и художественной ценности, как доступного и назидательного повествования, проявляется яркий талант автора, применившего новый в это время историко-археологический метод.
Автор «мастерской рукой пользуется всем собранным им материалом; всякую черту евангельской истории умеет пояснить подводящей археологической или географической подробностью, и притом так, что эти подробности отнюдь не нагромождаются одна на другую — в беспорядочную массу, за которой теряется главный предмет, а размещаются с мастерством художника, который из мелких мозаичных камней создает чудный образ — образ Богочеловека», — писал один из критиков. «Это ... сочинение, которому по степени популярности мало подобных во всей нашей духовной литературе...» — говорили о нем в год 100-летия со дня его рождения. Именно за свои сочинения «Жизнь святого священномученика Киприана, епископа Карфагенского», «Жизнь святого апостола Павла» и «Последние дни земной жизни Господа нашего Иисуса Христа» он был удостоен степени доктора богословия.
Давайте, и мы обратим свое внимание к произведению, которое посвящено воспоминанию искупительных страданий Богочеловека за всех людей. С апостольских времен неделя, следующая за Четыредесятницой, называлась Великой или Страстной, и каждый из ее дней является Великим. Этим дням предшествует воскрешение Лазаря и Вход Господень в Иерусалим. Размышляя об этих и последующих событиях, святитель пишет: «Вход в Иерусалим еще больше, чем воскрешение Лазаря, привел в замешательство врагов Иисусовых. Тот, Кого верховный синедрион осудил на смерть, Чье местопребывание должен был объявить начальству каждый под страхом строгого наказания, — Тот Самый перед лицом синедриона торжественно вошел в Иерусалим, провел полдня в храме, был почитаем как Мессия и удалился как победитель!»
Как отмечает автор, «случай показал, что значит и как много может нравственная доблесть против коварства и злобы. Сын Давидов не имел ни одного служителя, который бы вступился за Него (Ин. 18, 36); легионы ангелов, всегда готовых прийти на помощь Сыну Божию (Мф. 26, 53), оставались безмолвными зрителями Его шествия; за Него действовали истина и правда; а между тем целый синедрион оказался бессилен против Него — признал себя побежденным!» А это в свою очередь еще больше разозлило первосвященников и фарисеев, «поэтому решено было действовать безотлагательно, но по-прежнему тайно, так как всеобщее расположение к Иисусу Христу не позволяло открыто применить силу». После этого торжественного события, по словам автора, «Во избежание тайных козней от врагов и волнений народных, Господь все последние ночи перед страданием и смертью Своей проводил вне Иерусалима, в кругу усердных почитателей и друзей: но поприщем последних действий Его должен был быть Иерусалим как вместилище всего священного и средоточие всенародной деятельности. Поэтому, едва только наступило утро, Господь вместе с учениками отправился во святой град».
Отправляясь в Иерусалим, Господь идет на встречу Своим вольным страданиям. В первые дни Страстной седмицы Иисус Христос, по словам преосвященного автора, беседует «с учениками о силе веры» и поучает «их любви к врагам». Враги же тем временем изобретают «новые способы к Его погублению». О том, как искушали Спасителя книжники и фарисеи, как обличил Он их лицемерие, а потом был предан Своим учеником, о крестном пути Иисуса Христа, о последних часах земной жизни Богочеловека – обо всем этом размышляет святитель Иннокентий на страницах своего труда. С помощью этих размышлений автор проведет читателя от Вифании до Лобного места, от царственного входа Его в Иерусалим и до последнего момента Его искупительных страданий на кресте. И поэтому данное произведение послужит практическим пособием для всех углубленно изучающих Евангелие, а также духовно следовать за грядущим на страдания Господом.
Следующее из названных выше произведений, посвящено апостолу Павлу, его жизни и трудам, которые он предпринял для распространения веры Христовой, и за что притерпел мученическую смерть. В заключение этого труда автор пишет: «Павел был человеком одной с нами природы, имея все то, что есть и у нас. Но так как он показал величайшую любовь к Иисусу Христу, то взошел превыше небес и находится теперь среди Ангелов. Таким образом, если и мы решимся восстать от духовной недеятельности и оживить в сердце нашем этот огонь любви, то и мы в состоянии будем подражать сему праведнику. Если бы это было для нас невозможно, то он не воскликнул бы, говоря: «подражайте мне, как я Христу» (1 Кор. 4:16). Итак, не будем только лишь удивляться Павлу, но будем и подражать ему, дабы по отшествии из сей жизни нам удостоится узреть его и разделить с ним неизреченную славу, которая да будет уделом всех нас, по благодати и милости Иисуса Христа».
Сочинение о священномученике Киприане было составлено святителем на основе «собственных сочинений святого Киприана и особенно из его писем; из жизни святого Киприана, писанной Понтием диаконом, который неотлучно находился при нем в последние годы его жизни; из похвального слова святому Киприану Григория Назианзина и беседы Августина о мученичестве святого Киприана; а также из некоторых мест в писаниях Иеронима, Августина и других, где они сказывают что-либо о святом Киприане». Как отмечает святитель, «в самой истории не много таких святителей, коих паства любила бы с такой горячностью, как святого Киприана». Из его жизнеописания можно увидеть, «что она вместе с ним желала идти под меч. Еще сильнее было сие желание в тех, кои» были приближены к нему, и «имели случай видеть все величие души его».
*** Кроме вышеперечисленных произведений в данную книгу вошло 11 лекций святителя Иннокентия Херсонского по антропологии, нравственному богословию, о религии вообще и на другие темы, а также некоторые трактаты. Завершает книгу стихотворение архипастыря «Не унывай», фрагмент которого я вам сейчас прочитаю:
Когда угодно было Богу,
Чтоб, родившись бедняком,
Ты пролагал себе дорогу
Терпеньем тяжким и трудом,
То будь покорен, терпелив,
Неутомим и молчалив,
На помощь свыше уповай,
И никогда не унывай.
Когда по воле Провиденья,
Трудясь всю жизнь, и день и ночь,
Ты не встречаешь ободренья
И труд тебе уже невмочь,
Преодолей строптивый гнев,
И руку к Господу воздев,
Отрады свыше ожидай,
Но никогда не унывай.
И укрепившись благочестьем
В твоей страдальческой борьбе,
Не чти паденьем и бесчестьем
Последовать своей судьбе;
Но тщися в малом верен быть,
Себя для долга позабыть,
Его с любовью исполняй,
И в подвигах не унывай.
Этим стихотворением святителя мы и завершаем нашу программу.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 20 мая 2024 года
Божественная литургия 19 мая 2024 года
Божественная литургия 19 мая 2024 года
Таинства Церкви. Беседа с протоиереем Владимиром Волгиным
Мысли о прекрасном. Художник, старший преподователь Академии акварели и изящных искусств Сергея Андрияки Сергей Труханов. Часть 1
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!