Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Схиигумен Савва. Плоды любви и покаяния.
Схиигумен Савва – известный старец, подвизавшийся в Псково-Печерском монастыре. К нему в сложном, безбожном двадцатом столетии ехали сотни людей, искавших совета и утешения. «Каким был ваш духовный отец схиигумен Савва?» — спросили у одного из духовных чад. «Он творил любовь», — был ответ. Не было человека, соприкоснувшегося с батюшкой и оставшегося без утешения. Для каждого у отца Саввы находились слова любви. Он в продолжение десятилетий верой, любовью, благодатными дарованиями служил Церкви. Почивший 27 июля 1980 г., он и ныне продолжает окормлять христиан через свои книги. Своими писаниями отец Савва зажигает охладевшие сердца, вселяет дух веры. И сегодня мы предлагаем вашему вниманию одну из таких книг. Она вышла в свет в Издательстве Николин день и называется - «Схиигумен Савва. Плоды любви и покаяния». ***
В этой книге собраны наставления схиигумена Саввы о духовной жизни христианина, которые он дает своим духовным чадам, отвечая на их письма. Книга содержит следующие разделы: «Гордость и смирение», «Любовь и милосердие», «Плоды истинного покаяния», «Избранные поучения на исповеди», «Душеполезные наставления ищущим спасения», «Лекарство для души». В первых двух разделах схиигумен Савва содержательно и подробно раскрывает великие христианские добродетели, которые приводят душу к духовно-нравственному совершенству. Это – смирение, кротость, милосердие, миротворчество, самоукорение и любовь. При этом он касается только одного, но основного порока души – гордости, как противоположности добродетелям и основного препятствия на духовном пути, с которым с самого начала надо бороться христианину. Он предостерегает читателя от этого порока и дает наставления, как с ним бороться и побеждать, ибо без победы над ним не может быть ни духовного роста, ни спасения.
Предваряет эти два раздела старец такими словами: «Человек создан по образу и по подобию Божию (Быт. 1:26), предопределен для вечного блаженства и в земной жизни призван к живому, непосредственному богообщению. Все люди без исключения, как иноки, так и мирские, должны были бы идти этим путем, но, к сожалению, этот путь, оказывается, доступен не для всех. Какая же причина мешает людям иметь живое общение с Господом и наслаждаться утешениями неизреченными? Основная причина тому — похоть очес и гордость житейская. Гордым Господь противится и только смиренным дает благодать, только смиренным являет Себя и пребывает с ними неразлучно. Но истинно смиренных людей, которые живут по воле Божией, а не по своей воле, теперь мало.
Большинство людей, по словам старца, не прислушиваются к голосу Божию в сердце своем, а из тех, кто пытается прислушиваться, многие не понимают его и живут по своей воле, следуя голосу страсти. Поэтому спасение людей теперь совершается в основном болезнями и скорбями. Если человек добровольно не хочет смириться и жить по воле Божией, то он как бы принудительно смиряется через страдания. В этом проявляется милосердие и человеколюбие Божие. Для достижения духовно-нравственного совершенства надо всем, учиться познавать волю Божию, прислушиваясь к голосу Божию, а чтобы вернее услышать в себе голос Божий, надо отложить свою маленькую индивидуальную волю и надо быть готовым на всякую жертву, подобно Самому Христу, Который «был послушным Отцу даже до смерти» (Флп. 2:8).
Цель жизни христианина, - отмечает схиигумен Савва, — стяжание Духа Святого, постоянное богообщение, познание и исполнение воли Божией. Если нет стремления к этому, то жизнь, с христианской точки зрения, бесцельна, бессмысленна и пуста. Но, чтобы стяжать Духа Святого, надо очистить сердце от страстей, и прежде всего от гордыни — матери всех пороков и грехов. Недопустима даже малейшая тень красования своим «Я», самый тонкий вид самолюбия является преградой для вселения Духа Божия в сердце человека. Малейшее попрание чужой личности рассматривается как грех против любви, против образа Божия в человеке. Грех этот особенно противен Духу Святому и отгоняет его. От нас требуется постоянная мучительно-страдальческая борьба с грехом, который живет и в нас, и вне нас. Требуется постоянное воздержание и ограничение себя во всем, чтобы легче было искоренить из сердца страсти и пороки и насадить в нем семена христианских добродетелей.
Особенное внимание схиигумен Савва обращает на покаяние, которым исправляются все наши душевные болезни - грехи. Этому Таинству посвящено два следующих раздела этой книги. В одном из писем батюшка пишет: «Боголюбивейший друг мой Д.! Отвечаю на твои вопросы об истинном покаянии и, в основном, о плодах истинного покаяния. Одновременно исполняю твою просьбу и пишу душеполезные наставления, а также в виде приложения пишу те покаянные молитвы и воздыхания, которые ты просил у меня. Вопросы о покаянии не только тебе интересны. Часто ко мне обращаются люди с такими же вопросами. Особенно часто спрашивают: «Батюшка, а что такое покаяние?», «Батюшка, а что значит истинное покаяние?», «Как надо правильно каяться?» — и подобных вопросов.
На все твои вопросы, - продолжает старец, - я с Божией помощью постараюсь ответить, но у тебя есть и такие вопросы, на которые тебе сама совесть подскажет, как поступить. Совесть для нас то же, что компас для мореплавателя. Если капитан потеряет компас, то он не будет знать, в какую сторону направлять корабль, особенно в пасмурную погоду. Так и у нас, христиан, кто потерял совесть и стал бессовестным, тот уже не знает, как достигнуть тихой гавани спасения». Далее, размышляя о покаянии, схиигумен Савва отмечает, что покаяние это основа нашего спасения, поэтому пренебрегать им нельзя. Это обращение к лучшему, начало святой и непорочной жизни. В ком есть вера и истинное покаяние, в том, значит, есть и решимость оставить грех, на том пребывает благодать Господа нашего Иисуса Христа, очищающая грехи чрез духовных пастырей.
Следующий раздел книги называется – «Душеполезные наставления ищущим спасения». Здесь батюшка говорит со своими корреспондентами на разные духовные темы, опять же о покаянии, а также познании себя, о долготерпении Божием, о воздушных мытарствах, о молитве за врагов и о многом другом. Большое внимание автор уделяет греху осуждения, на который в жизни мало обращается внимания. Автор старается научить избавляться от него. В заключение этого раздела он наставляет: «Итак, возлюбленный друг мой Д., убегай решительно от всякого встречающегося случая ко греху. Благотвори всем людям без разбора, замкни на замок уста, глаза, уши, чтобы через эти отверстия в твою храмину не входили соблазны. Трудись для неба беспрерывно, чтобы стать свободным от искушений и грехов, чтобы стать угодным Богу.
Но только не забывай, - говорит старец, - что своими силами, без помощи Божией, ты ничего не сможешь сделать доброго. Христос сказал: «Кто пребывает во мне, и Я в нем, тот приносит много плода, ибо без Меня не можете делать ничего» (Ин. 15, 5). Живи так, чтобы, имея таинство веры в чистой совести, в мире сердца и в безмолвии всего существа своего, ты мог сохранить вверенную тебе благодать с такою твердостью, которую никакие удары бед, никакая страсть, никакие искушения не смогли бы разрушить. Как можно чаще очищай себя покаянием, освящай себя общением с Господом нашим Иисусом Христом в Пречистых Тайнах Его и одежду души своей украшай достойными плодами покаяния».
*** Имя старца Псково-Печерского монастыря схиигумена Саввы (Остапенко) знакомо сегодня наверно каждому православному человеку. На его духовных поучениях, которые неоднократно переиздавались, взросло не одно поколение православных христиан, а он, таким образом, стал для них первым духовным наставником. Наставления и поучения старца, прочитанные однажды, западают глубоко в душу. Они зажигают охладевшие сердца, учат познанию собственной души, укрепляют веру в Бога и помогают встать на путь покаяния.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 20 мая 2024 года
Божественная литургия 19 мая 2024 года
Божественная литургия 19 мая 2024 года
Таинства Церкви. Беседа с протоиереем Владимиром Волгиным
Мысли о прекрасном. Художник Сергей Труханов. Часть 1
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!