Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Михаил Николаевич Загоскин. Рославлев, или Русские в 1812 году.
Сегодня, 24 декабря, наша страна отмечает день воинской славы России, установленный в честь взятия турецкой крепости Измаил русскими войсками под командованием Александра Васильевича Суворова в 1790 году. Взятие Измаила - цитадели турецкого владычества на Дунае, имело особое значение в ходе русско-турецкой войны 1787-1791 годов, которое и определило её исход. А за два года до окончания этой войны родился будущий русский писатель, Михаил Николаевич Загоскин, который свои произведения посвящал русскому народу, и в том числе, воинской славе России. Вспомнить имя этого известного русского беллетриста и познакомиться с его творчеством, нам поможет книга, выпушенная в свет издательством Сибирская Благозвонница в серии «Золотой фонд исторического романа». Она называется – «Рославлев, или Русские в 1812 году». ***
Современники называли Михаила Николаевича Загоскина «русским Вальтером Скоттом», «отцом исторического романа». Его произведения высоко оценивали Пушкин и Белинский. «Талант Загоскина — самобытный, оригинальный, исключительно русский; в этом отношении он не имеет соперника, — писал в биографии Загоскина Аксаков, — всё, написанное Загоскиным, проникнуто чувством нравственным, религиозным и пламенной любовью к родной земле...». Как говорится в предисловии, «В самые счастливые годы своей писательской судьбы Михаил Николаевич Загоскин работал над романом «Рославлев, или Русские в 1812 году». Имя его знала вся Россия — от столицы до захолустного уездного городка, от императорского дворца до крестьянской избы, где деревенский грамотей вслух читал внимавшим ему односельчанам роман «Юрий Милославский, или Русские в 1612 году».
Такого признания — мгновенного, единодушного, по словам автора предисловия, — не выпадало на долю ни одного писателя 30-х годов позапрошлого столетия. А в ту пору в русской литературе уже творили и Жуковский, и Пушкин, и Гоголь... Пушкин в письме поздравил Загоскина «с успехом полным и заслуженным». Современники отмечали, что «Загоскин понял... своею русскою душою..., что настоящий русский роман, как картина русской народной жизни, необходимо должен быть романом патриотическим», автор «первым угадал тайну писать Русских с натуры» («Телескоп», 1832, 114). Впрочем, надо заметить, что Загоскину и не нужно было «угадывать» эту «тайну»: для него было естественным, само собой разумеющимся писать русского человека «с натуры», ибо он знал, чувствовал и любил русский характер. И остро ощущал неразрывное единство с народом, с его прошлым и настоящим. Интерес к истории родной страны поддерживался и чувством своей личной — семейной, родовой — причастности к событиям минувшего.
Дворянский род Загоскиных корнями своими уходит в пятнадцатое столетие. Загоскины вели родословную с 1472 года, ибо с того «лета» выходец из Золотой Орды Захар Загоска поступил на службу к великому Московскому князю Иоанну III, за что был пожалован вотчиной в новгородской земле. Род Загоскиных дал России немало видных государственных мужей. На свадьбе одного из них посаженным отцом был Петр I. Ну а будущий писатель появился на свет 14/25 июля 1789 года, — как раз в тот день, когда революционный Париж штурмовал Бастилию. Сие событие, потрясшее Европу, никогда не вызывало у Михаила Николаевича ни особого интереса, ни, тем более, особой симпатии. Приволье в пензенском поместье отца — селе Рамзай, размеренный благочестивый уклад жизни, чуждый столичной суете, — вот реальный мир, в котором обитал с первых дней своих будущий писатель. Все родное, устоявшееся, согретое воспоминаниями о славных предках, близкое, любимое... Но... иные картины рисовало его воображение.
Этот мир отрок нашел в книгах. Благо,- пишет автор предисловия, у отца собралась немалая библиотека, на полках соседствовали и старые, и новомодные сочинения, нравились ему и сентиментальные драмы Августа Коцебу, и особенно — сочинения исторические. Запойное чтение настраивало на творческий лад. В одиннадцать лет Загоскин написал трагедию в стихах и повесть «Пустынник». Родственники и знакомые были в восторге, не могли даже представить, что «Миша» способен писать так ярко и занимательно. Только через долгие годы Загоскин серьезно занялся сочинительством. В 1802 году отец отправил тринадцатилетнего сына в Петербург на службу, где почти десять лет он исправно тянул чиновничью лямку. В июне 1812 года началась Отечественная война с полчищами Наполеона. Настала новая эпоха в жизни русского общества. П.А.Вяземский вспоминал: «Война приняла характер войны народной. Все колебания, все недоумения исчезли, все, так сказать, отвердело, закалилось и одушевилось в одном убеждении, в одном святом чувстве, что надобно защищать Россию и спасти ее от вторжения неприятеля». Этим святым чувством был охвачен и Загоскин. Немедля, он поступил в петербургское ополчение, закрывавшее французам дорогу на Северную столицу.
Подпоручик Михаил Загоскин был смел, не страшился пуль. Он много видел и много пережил. Душа народная открылась ему во всех взлетах и падениях, в горячей преданности Православной вере и Престолу, в единении перед лицом врагов Отечества. Знаменательно, что у М. Загоскина не появилось тех вольнолюбивых настроений, которые привели некоторых «детей 1812 года» на Сенатскую площадь. Декабристские и масонские идеи писатель не разделял никогда. Победа 1812 года укрепила его стремление служить своему Отечеству, не посягая на его государственные основы. И тем не менее, из огня двенадцатого года М.Н.Загоскин вышел уже другим человеком. Мысль о литературном творчестве овладела им. Первое после детских опытов сочинение — комедию в одном действии «Проказник» — начинающий автор, с трепетом душевным, показал известному комедиографу князю А.А. Шаховскому. И получил от него одобрение.
Далее Загоскин писал много и быстро. Первой пьесой, поставленной на сцене, была «Комедия против комедии, или Урок волокитам». С большим успехом прошла в Петербурге его вторая пьеса — «Г-н Богатонов, или Провинциал в столице». Затем последовали еще несколько. С. Т. Аксаков писал: «Самобытность комического таланта в Загоскине была принята всеми». Но Михаил Николаевич уже не чувствовал радости от своего литературного труда. В ноябре 1826 года он, поздравляя в письме Гнедича с монаршей милостью за перевод Гомера, с горечью просил: «Пожалей обо мне: ты перевел Гомера, а я учусь быть скоморохом». Он признавался, что ему «до смерти надоело таскать кандалы условных, противоестественных законов, которые носит сочинитель, пишущий комедию». И Загоскин обращается к прозе.
Революционная французская зараза продолжала отравлять умы в России. Но судьбоносные события первой трети века показывали: русский народ живет Православием — вера его незыблема, и деле государственном держится Самодержавия, а быт его определен национальным укладом, или Народностью. Так считал Загоскин, мысли его смыкались с формулой: «Православие, Самодержавие, Народность», которую в 1832 году государь Николай Павлович и министр народного просвещения С. С. Уваров избрали девизом России. Загоскин задумал дать «"надлежащее направление", призванное бороться с новыми идеями, <...> которые восстают против всякого верования, против всего, что священно для христианина». Возможно, события на Сенатской площади убыстрили осуществление творческого плана, а война 1812 года дала направление его мысли.
В основе сюжета «Рославлева» — события жизни частных лиц, «выдумка, основанная на истинном происшествии». В романе рассказывается и о действиях реальных участников Отечественной войны, личностях исторических, но писатель не называет их по имени, дабы избежать кривотолков и обвинений в неточности изображения известных лиц. Стержнем романа стала «русская идея», которая, по мысли писателя, на многие века определила нравственную, духовную сущность нации: «наша непоколебимая верность к престолу, привязанность к вере предков и любовь к родимой стороне». «Русская идея» пронизывает всё повествование, все его сцены, — от изображения сражений «незабвенного для русских 1812 года» до разговоров и поступков даже второстепенных персонажей.
*** Забытые, но такие любимые ранее имена, возвращаются к читателям! Михаил Николаевич Загоскин - известный русский беллетрист, по праву считающийся основателем русского исторического романа. В каждом из романов - патриотических по духу - он показывал картину русской народной жизни. Роман М.Н. Загоскина «Рославлев» был опубликован впервые в 1831 г. Это произведение отличают захватывающий сюжет, интрига, благородство храбрых воинов, роковая страсть и нерушимость дружбы русских офицеров на фоне трагических событий войны 1812 года. Душа народная открылась Загоскину во всех взлетах и падениях, в горячей преданности Православной вере, в единении перед лицом врагов Отечества.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Великая Вечерня 5 мая 2024 года
Великая Вечерня 5 мая 2024 года
Пасхальное богослужение 5 мая 2024 года
Пасхальное богослужение 5 мая 2024 года
Пасхальное богослужение 5 мая 2024 года
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!