Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Святитель Феофан Затворник. Любовью назидая
Монашеское имя святителя Феофана вполне соответствует его призванию: по-гречески оно означает Богоявление. И действительно, жизнь его была посвящена проповеди о Боге и раскрытию глубоких смыслов Слова Божия. Открываешь его писания - и встречаешь удивительную ясность мысли святителя, исходившую из чистоты его сердца. Он обладал искренней, детской (в Евангельском смысле) верой, которая сочеталась с глубоким умом, прекрасным духовным образованием и религиозным талантом. Об этом свидетельствуют его многочисленные творения, на основе которых составляются новые книги, разные по своей структуре. Взять к примеру, данную книгу. Она представляет собой сборник проповедей святителя Феофана, которые были сказаны архипастырем в праздничные дни. Книга вышла в свет в Издательстве «Правило веры» и называется «Любовью назидая». ***
По словам архимандрита Георгия (Тертышникова), «всю свою земную жизнь святитель Феофан отдал на служение Богу и людям. Он принадлежал к числу тех людей, имя которых пользовалось широкой известностью и глубоко чтилось во всех концах православной России. Как справедливо замечает святитель Феофан в одном из своих произведений, «умершие продолжают и на земле жить в памяти живущих через добрые дела свои». Добрые дела епископа Феофана – это, прежде всего, его многочисленные творения. Многообразны предметы и содержание творений Вышенского Затворника. Почти ни одна сторона духовной жизни не ускользнула от его глубокого, внимательного наблюдения. Но главная тема его творений – спасение во Христе».
В этом томе содержатся слова епископа Феофана на Господские и Богородичные праздники и на дни памяти святых. Дело проповедничества в пастырском служении святитель Феофан считал «обязательством, свыше ему предопределенным». Для него проповедь — «священнодейственные слова». «Слово есть могущественное средство помогать ближнему, — говорил он, — в нем душа выходит и, сочетаясь с другою, силы ему предает». По своему содержанию и основному направлению проповеднические труды Преосвященного Феофана имеют характер нравоучительный и назидательный. Поэтому, рассказывая о событиях земной жизни Господа Иисуса, Его Пречистой Матери, апостолов, святых, он обращается к области внутренней, сокровенной жизни людей, к сфере их духовно-нравственных состояний и сердечных движений.
Открывают издание две проповеди на Новый год. В одной из них святитель размышляет о времени и временном, о том, что Господь, силою Своею носящий вселенную, носит нас, и в настоящую минуту Бог держит нас в деснице Своей и будущее наше в руках Божиих. В частности святой автор пишет: «Все утешение и успокоение наше в Боге, в том, что Бог наш есть любовь бесконечная, есть наш Бог, а мы чада Его, и хочет нам одного добра, и не только хочет, но и все устрояет к тому, чтобы мы вкусили сего добра, и самые устроения свои промыслительные приводит в исполнение. Он объемлет нас своею попечительностию, ищет своими благодеяниями, преисполняет всяким добром. Мать забудет отроча, а Господь не забудет нас. Не довольно ли сей известности? Не ясно ли для ока веры, что все, что будет с нами, исходя от руки Господни, будет во благо нам?
Пусть не знаем мы определительно, что будет с нами впереди, но, зная одно, что с нами будет то, что Богу угодно, мы уверены, что с нами будет одно добро. И не лучше ли вместо всякого желания определить свое будущее желать одного, чтобы с нами было то, чего хочет Бог, и молиться об одном: буди воля Твоя, Господи, над нами! Это самый надежный руководительный свет во мраке будущего, узда для наших неопределенных желаний, пустых страхов и безотрадной безнадежности! Явшийся за сию котву упования и посреди сени смертной не убоится зла, и без страха встретит всякую скорбь, веруя, что она исходит от любви Божией к нам на очищение наше, как огненная ступень к совершенству в христианской жизни. Можно сказать, что незаблудно течет жизнь преданного в волю Божию. Как за руку ведет его Господь к своему предназначению и успокоивает его Своею любовию».
Далее продолжают сборник проповеди, посвященные празднику Крещения Господня. Стоит отметить, что святитель Феофан очень любил этот праздник, и в период своего затворничества, когда он перестал ходить с братией на богослужение и затворился в отдельном флигеле, то устроил в своей келии малую церковь во имя Крещения Господня, где и служил Божественную литургию во все воскресные и праздничные дни, а последние 11 лет — ежедневно. А потом, в 1894 году епископ Феофан мирно отошел ко Господу в день престольного праздника своего келейного храма. То есть в день Богоявления. В этом издании представлено пять бесед, в которых святитель, поздравляя всех с праздником, говорит о сути Таинства Крещения, напоминает христианам, что они обещали Богу при крещении и предлагает поразмышлять, сдержали ли данное обещание.
В частности епископ Феофан наставляет: «Некогда, помянув об Иоанне Крестителе, Господь с укором говорил иудеям: он был светильник, горяй и светяй, а вы других утех искать восхотели в час светения его. Вот каждогодно во Святой Своей Церкви и на нас наводит Господь свет Иорданского при Иоанне Богоявления Своего. Не говорит ли Он нам чрез то: вот где свет горящий и светящий! Смотрите же не восхотите иначе как радоваться в час светения Его. Блюдите убо, братие, како опасно ходите! Не поражают ли иногда обольстительно слух наш обманчивые клики врагов нашего спасения? Суемудрие глашает: ко мне идите, у меня свет. Но у него не свет, а только призрак света, и те, кои слушают его, нарицают свет тмою и тму светом. Мир зовет: ко мне идите, я дам вам мир! Но у него не мир, а призрак мира, и увлеченные им, поздно уже обличив ложь, укорно осуждают его, говоря: мир! мир! и где есть мир?
Князь мира обещает простор и жизнь, и силу, и довольство. Но у него нет ни силы, ни свободы, ни довольства, а только призрак их — и обольщенные им имя только имеют, что живы, свободны и довольны, а на деле суть обуморенные, томимые лишениями рабы. Поспешите, братие, стяжать навык к различению всего этого при свете Богоявления и не увлечетесь тем, что именуется только светом, и миром, и силою, а не есть, но паче устремитесь к Тому, Иже есть путь, истина и живот, правда же, и освящение, и избавление». Заключает эту проповедь святитель такими словами: «Господь Церкви повелел светло праздновать Свое Богоявление, а каждого из нас благоволит ввести в радость празднества только чрез суд совести. Кто вкусил даров, ради коих празднует Церковь, тот радуется, а кто не вкусил, вкуси прежде, и возрадуешься. Аминь».
*** Сегодня 23 января, в дни, когда мы еще продолжаем праздновать Крещение Господне, Святая Церковь чтит память святителя Феофана Затворника, святого отца, «Богоявлению тезоименитого». В завершение программы предлагаю вам фрагмент стихотворения, которое посвятил памяти святителя преподобный Варсонофий Оптинский:
«… почил духовный великан,
Столп веры, истины глашатай и ревнитель,
Возлюбленный отец, наставник и учитель, —
Покинул нас великий Феофан,
Что утешением и радостью был нам!
Исполнилась его последняя година,
Почил он праведной, блаженною кончиной.
В великий светлый день Богоявленья
Призвал Господь избранного раба
В небесные и вечные селенья;
Исполнил он свое предназначенье;
Окончилась великая борьба!
Покорный высшему небесному веленью,
Он на стезю безмолвия вступил
И подвиг свой великий довершил,
Исполненный глубокого значенья
В наш буйный век духовного растленья.
Воочию он миру показал,
Что в людях не погибли высшие стремленья
И не померк в их сердце идеал.
Незримый никому, в безмолвии глубоком,
Наедине с собой и с Богом проводил
Он время; но миру христианскому светил
Учением святым и разумом высоким».
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 20 мая 2024 года
Божественная литургия 19 мая 2024 года
Божественная литургия 19 мая 2024 года
Таинства Церкви. Беседа с протоиереем Владимиром Волгиным
Мысли о прекрасном. Художник Сергей Труханов. Часть 1
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!