Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Елена Анатольевна Морозова. Диалоги о семье и браке.
Наверное, никто не будет возражать против положения о том, что большинство людей хочет построить крепкую семью, такую, где тебя любят, понимают и принимают таким, какой ты есть. Однако не всегда так получается. Современная статистика свидетельствует о том, что развод стал привычным явлением нашей повседневной жизни. И это происходит несмотря на то, что о семье уже почти все сказано и написано. В реальной жизни тем не менее часто возникают ситуации, когда многие очевидные вещи попросту забываются. Поэтому будет не лишним снова вспомнить, как возникли человек, брак и семья и для чего нужен брак вообще. На эту тему размышляет автор этой книги - Елена Анатольевна Морозова - теолог, врач и православный психолог. Книга вышла в свет в Издательстве Сибирская Благозвонница и называется – «Диалоги о семье и браке». ***
Книга Елены Анатольевны Морозовой посвящена актуальной проблеме нашего времени: созданию и сохранению семьи. Особая острота этого вопроса связана с тяжелым кризисом, в котором находятся наши семьи: приоритет отдается эгоцентрическим ценностям, растет число разводов, падает рождаемость, ужасает количество абортов, которые совершаются ежедневно. Кризис дал глубокие корни. Поэтому сегодня так важно возрождать ценность семьи и брака, актуализировать их духовные начала. Как построить отношения между мужчиной и женщиной, как избежать вечного конфликта «отцов и детей», как сохранить эмоциональные теплые отношения в браке, каковы духовные основания брака и семьи — эти и другие вопросы автор поднимает в своей книге.
По словам архимандрита Георгия (Шестуна), существует немало работ, посвященных семье и браку. Однако большинство авторов делает акцент либо на их духовных основаниях в контексте православия, либо на психологических аспектах, что не позволяет получить целостной картины. Однозначно положительным моментом является то, что автор книги предлагает рассматривать семью и брак в контексте двух взаимодополняющих друг друга аспектов: духовного и психологического. Это позволяет получить некий стереоскопический эффект за счет более объемного видения этих вопросов. Принципиальным является то, что красной нитью в работе автора проходит базовое положение христианской антропологии о трехуровневом соподчиненном устроении личности: дух — душа — тело. При этом брак рассматривается как встреча именно двух личностей, но личностей разного пола (само слово «пол» может пониматься как половина целого, а целое и есть единение в браке).
На телесном уровне, как отмечал святитель Иоанн Златоуст, цель брака - это удовлетворение естественного телесного физиологического влечения, которое заложено в нас изначально. Результат телесной, биологической, близости — дети, которые являются первоочередной целью брака. Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю и обладайте ею (Быт. 1, 28) — таково было Божественное наставление. Однако телесная близость — не всегда необходимый атрибут брака. Известны случаи, когда супружеские пары изначально соблюдали невинность и целомудрие. Например, святой праведный Иоанн Кронштадтский и его жена. Или же другой вариант — когда супруги решали отказаться от телесных отношений в браке по достижении детьми зрелого возраста. Часто после этого они давали монашеские обеты, как, например, святые преподобные Кирилл и Мария Радонежские. Понятно, что такой путь подходит только для избранных.
На душевном уровне цель брака — это взаимная поддержка, обретение эмоциональной близости, чуткости через разделение всех радостей и бед. На этом уровне в браке расцветает глубокая нежность, забота друг о друге, которая помогает сформироваться, и забота о других людях, когда муж и жена, преодолев свой изначальный эгоизм, становятся открытыми для всех людей. А как проявляется духовный уровень в личности? Дух, духовность, по словам святителя Григория Богослова, есть «частица Бога», «искра Богоподобия», которая есть в каждом человеке. Именно она делает человека личностью. В широком понимании дух — это та нематериальная часть человека, которая связывает его с вечным и непреходящим миром. Проявлениями духовного уровня являются совесть, жертвенность, любовь, страх Божий, жажда познания Бога. К сожалению, духовность часто пребывает в латентном, «дремлющем» состоянии, когда человек в своей повседневной жизни, возможно, и не подозревает о ее существовании, а руководствуется насущными материальными потребностями.
В чем же важность учета трехуровневого строения личности? Как говорит архимандрит Георгий (Шестун), «если рассматривать человека только в контексте телесно-душевном (что чаще всего и происходит в современной психологии), то, к сожалению, такая личность становится как бы урезанной, усеченной. При этом отсекается самая важная составляющая — духовность. Духовность очень неоднозначно понимается в контексте, чаще всего как возможность выхода за рамки собственного «эго». Только встает вопрос: а выхода куда, в какую плоскость? На этот вопрос в психологии ответа, как правило, нет. Чаще всего духовные люди в светском понимании — это люди, принявшие высшие образцы человеческой культуры, высшие ценности бытия как свои собственные. Другими словами, духовный человек в светском понимании — это культурный человек.
Духовные люди в православном понимании-— это, скорее, не те, кто «включен» в мир человеческой культуры, а кто родился духом и стал человеком духовным, обладающим духовным умом, духовно открытыми очами. Человек, вставший на путь воцерковления, очищая свою душу покаянием, постом, смирением от страстей, становится все более чутким к духовному миру. Таким образом, включение духовной составляющей в контекст личности позволяет рассмотреть вопросы семьи и брака под иным углом зрения. Что же выступает в качестве духовных аспектов семьи и брака? По словам отца Георгия, это - глубокие православные корни брачно-семейных отношений, которые как никогда актуальны сегодня: жертвенность, правильная иерархия, избавление от собственного эгоцентризма, единение супругов, становление «одной плотью» на уровне духа, души и тела. Автор проводит мысль о том, что именно следование этим принципам позволяет выстроить действительно прочное здание семьи, не зависящее от внешних влияний.
Психологические аспекты жизни в семье и в браке также подробно рассматриваются в этой книге. Это те обстоятельства, которые кажутся мелочами, но, накапливаясь, способны служить поводом для разногласий: общение в семье, способ разрешения конфликтов, сложившиеся эмоциональные стереотипы, особенности психологии мужчины и женщины... Знание этих психологических закономерностей позволяет значительно расширить способность членов семьи реально оценивать причины разногласий и увеличивает возможности к их разрешению. Основным «инструментом» для этого является рефлексия, другими словами, постоянное внимание к себе, своим помыслам, эмоциям. В православном контексте отцы Церкви говорят о трезвлении с помощью которого можно глубоко осознать страстные движения своей души.
Интересным моментом в книге является параллель, проводимая автором между православными духовными закономерностями и психологическими аспектами. Например, в контексте важности эмоциональных позитивных отношений матери и ребенка, родительских директив. Характерно, что современные психологические исследования являются подтверждением истин, высказанных отцами Церкви, и не противоречат, а лишь подтверждают их с научной точки зрения. Другими словами, можно говорить о сопряженности светского (психологического) и православного (духовного) взглядов на семью и брак. Таким образом, рассмотрение духовных и психологических аспектов семьи и брака значительно расширяет диапазон восприятия этих важных вопросов, помогает выстроить по-настоящему гармоничную семью.
*** Понимание духовной природы брака и семьи, важности истинной безусловной любви, хранения семейных традиций, знание о преобразующей роли семейных кризисов – все эти понятия являются теми краеугольными камнями, на которых выстраивается прочный фундамент брака и гармоничной семьи. Но как достичь этой гармонии? Об этом и многом другом, что касается семейных отношений, беседует автор с читателями книги «Диалоги о семье и браке». Материал, используемый в книге, построен в виде вопросов и ответов; в большинстве своем он основан на реальных событиях в ходе общения с реальными людьми. Насколько содержательным и интересным получился это диалог — судить вам, наши уважаемые читатели.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 20 мая 2024 года
Божественная литургия 19 мая 2024 года
Божественная литургия 19 мая 2024 года
Таинства Церкви. Беседа с протоиереем Владимиром Волгиным
Мысли о прекрасном. Художник, старший преподователь Академии акварели и изящных искусств Сергея Андрияки Сергей Труханов. Часть 1
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!