Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Преподобный Рафаил исповедник.
В любую историческую эпоху жизнь христианина — это крестоношение, это всегда и по преимуществу — подвиг. Но христианство как подвиг, как высокое служение удобнее открывается нашему пониманию, когда мы читаем, к примеру, о страданиях первых мучеников или о великом подвижничестве иноков древности. Тут масштаб происходящего вполне для нас очевиден и вызывает священный трепет и благоговение. Но все же великие и достославные подвиги первых христиан остаются в нашем восприятии событиями, что называется, «из глубины веков» — хотя и назидательными, но, по большому счету, далекими, не имеющими непосредственного отношения к нам самим. Подвиг же христиан двадцатого столетия хронологически настолько близок нам, что мы не можем оставить его без внимания, и снова, и снова обращаемся к нему. И сегодня мы предлагаем вашему вниманию житие и эпистолярное наследие преподобного Рафаила Оптинского. Книга об этом подвижнике вышла в свет в Издательстве Введенского ставропигиального мужского монастыря Оптина пустынь и находится сегодня на нашей книжной полке. ***
Книга «Преподобный Рафаил исповедник» содержит житие этого удивительного подвижника эпохи гонений XX века, написанное известным агиографом игуменом Дамаскиным (Орловским), а также письма святого. Двадцатый век, ставший для Русской Церкви временем суровых испытаний, помимо того что явил миру новых страдальцев за веру, преподал всем нам и неоценимый урок: с новой силой и остротой раскрыл глубинный смысл исповедничества и мученичества. Подвиг христиан двадцатого столетия хронологически настолько близок нам, что мы уже просто не имеем права жить по инерции, в прежних обывательских категориях отдаленности.
В этой связи исключительной важностью обладают многолетние кропотливые исследования игумена Дамаскина, чьи книги уже не раз публиковались издательством Оптиной пустыни. Вышедшая недавно в свет его новая книга - «Избранные жития мучеников и исповедников Церкви Русской» - максимально доступно и глубоко раскрывает для православного читателя содержание беспрецедентного урока истории XX века. Предлагаемое отдельное издание жития преподобноисповедника Рафаила (Шейченко) дополнено уцелевшей перепиской подвижника. Это житие, как и любой другой агиографический труд отца Дамаскина, отличает авторская скромность, безупречный и строго научный подход к материалу, трепетное уважение к святому подвижнику и отсутствие художественных прикрас, к которым нередко прибегают современные агиографы.
Как отмечают издатели, преподобноисповедник Рафаил был одним из последних насельников Оптиной пустыни, и то, что рака с его святыми мощами, ныне установленная в Преображенском храме, первой встречает благочестивых паломников на их пути к святыням обители, глубоко символично. Исповедничество преподобного Рафаила представляется издателям бесценным примером для понимания сути христианского подвига в реалиях нового времени, лишенных подчас того величественного пафоса, каким были окружены страдания мучеников первых веков христианства. Готовность души человеческой к поступку и жертве — отличив настоящего христианина — созревает не вдруг, не по чудесному наитию и не по стечению каких-то невероятных обстоятельств: она рождается через терпение скорбей. очищающих душу, более того, как подчеркивал сам отец Рафаил в своих письмах из лагерей, — через любовь к этим скорбям. «Терпеть можно стоически, язычески стиснув зубы, — писал исповедник. — А любить скорби — это христианский мученический подвиг».
Родион Шейченко пришел в обитель в 1918 году молодым двадцатисемилетним человеком, пришел после воинской службы. Новые настроения, назревавшие в обществе в отношении к Церкви и ее представителям, были ему известны. Оптина в это время уже ждала своего окончательного закрытия. И хотя в последующие пять лет обитель существовала как обыкновенная сельскохозяйственная артель — она оставалась той же милой и великой Оптиной. В коридорах сиротеющих братских корпусов все еще раздались тихие голоса ее последних старцев-страдальцев — иеросхимонахов Нектария и Анатолия: в Казанском храме еще совершались богослужения; еще проповедовал иногда после литургии преданный ученик удивительного старца Варсонофия иеромонах Никон (Беляев), будущий исповедник: еще шел и шел неиссякаемым потоком к благодатному оптинскому крову растерянный и плачущий русский люд. Эти годы драматического ожидания разлуки, последних дней совместных братских молитв и трудов стали для будущего исповедника той закваской, которая питала его дух в последовавшее затем лихолетье гонений. Отец Рафаил навсегда сохранил в сердце преданность своим духовным наставникам.
И вот уже стали оскверняться и закрываться храмы, а где-то полилась и первая христианская кровь. Многие в эту пору, понимая, какое страшное наступило время, старались жить неприметно, скрывая свои христианские убеждения, что по-человечески было понятно: иные же и вовсе от этих убеждений отказывались и, выживания ради, снимали с себя и монашество, и священный сан. Никто бы не посмел осудить послушника Родиона, вышвырнутого безбожной властью за стены обители, вернись он к обычной мирской жизни: выходец из крестьян, мастеровой человек, хорошо знающий переплетное, сапожное и фельдшерское дело, он мог бы безбедно устроиться при любом режиме, сохраняя свою религиозность в тайниках сердца. Но не таков был отец Рафаил. Он не только не вернулся на мирской путь, но принял в условиях гонений и монашеский постриг, и священство.
Его верность однажды избранным идеалам и решимость следовать за Христом, по словам издателей, - удивляют еще и потому, что пронес он их через долгие годы лагерей, через отравляющую атмосферу недоверия и доносительства, через бесцветные будни непростой приходской жизни под неусыпном оком вездесущих карательных органов. Мужественный исповедник в суровых испытаниях своей эпохи не только не очерствел сердцем и не оказался внутренне сломлен — он стяжал непритворную доброту, любовь и сострадание к людям: ближним и дальним, друзьям и недругам, всем труждающимся и обремененным в окружающей их удушливой действительности. Всякий раз после очередной каторги он неизменно возвращался к своей пастве, чтобы укреплять и поддерживать, чтобы сеять добро, безбоязненно говорить о Христе с амвона и — снова терпеть за это наказание в лагерях.
Из заключения отец Рафаил вернулся физически еще более слабым и больным, но еще более горящим духом, нежели раньше: перенесенные им в лагере страдания приблизили его ко Господу, сделав его сосудом Духа Святого, так что главное, что чувствовал человек, сколько-нибудь способный к восприятию духовного, когда соприкасался с ним, - это великую христианскую любовь подвижника ко всем, незаметную для внешних в своем христианском смирении, но проникающую и исцеляющую страждущую душу всякого стремящегося ко спасению. Сидя рядом со старцем, молчит ли он или говорит, человек чувствовал, что ему некуда торопиться, он близок к пристани и покою, к вечности в Царстве Божием, которое внутри нас, что душа отца Рафаила наполнена благодатию этого Царства, вкушая начатки его непреходящей радости. Сказано: «Отдай плоть и кровь и прими дух». Отец Рафаил, пройдя долгий путь страданий и исповедничества, на этом кресте распял телесное, чтобы получить духовное.
Многие из тех, кто еще застал в 1950-е годы живого отца Рафаила и сохранил до наших дней воспоминания о том времени, поражались дару утешения, которым обладал этот скромный священноинок. «Такой любви и простоты я не встречала во всю мою жизнь. — вспоминала отца Рафаила Елисавета Булгакова. — Я чувствовала, словно после... тяжелых скитаний я попала домой не к отцу, нет. — к бабушке ласковой, всю жизнь любившей и ждавшей меня». Когда отец Рафаил умер, его кончина оказалпсь слишком внезапной и потрясла многих. В время похорон гроб с его телом в течение почти целого дня двигался от дома до кладбища — столько людей хотело проститься со старцем. Люди, совершенно, казалось бы, незнакомые, останавливались на улице, пораженные необычным настроем людей, идущих в процессии, и, когда узнавали, что это несут отца Рафаила, присоединялись к ним, так как для многих людей он был и благотворителем, и помощником, молитвенником, тихим, смиренным и нежным, как мать, заступником пред Богом и в то же время порывистым. категоричным и строгим в вопросах, в нравственном отношении принципиальных, великий своим исповедническим подвигом и верностью Христу.
*** Иеромонах Рафаил был погребен на старом кладбище в городе Козельске. Но подвиг исповедника и пастыря не укрылся от Церкви: 22 июня 2005 года по благословению Святейшего Патриарха Алексия мощи преподобноисповедника Рафаила были перенесены на братское кладбище Оптиной пустыни, 30 декабря 2007 года они были перенесены в Преображенский храм, а его имя включено в Собор новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания. Когда-то майским утром 1918 года под радостное щебетание птиц он вошел в святые оптинские врата, с доверием к Богу приняв свой жребий: из 40 лет монашества отец Рафаил 20 (!) лет провел в заключении. Его монашеский и пастырский путь проходил среди таких треволнений мира, которые мог осилить только тот, кто твердо и всем сердцем единожды совершил свой выбор — предпочел Христа любой личной выгоде. В этом и заключается духовный урок мучеников и исповедников Русской Церкви, преподанный сегодня всем нам.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 20 мая 2024 года
Божественная литургия 19 мая 2024 года
Божественная литургия 19 мая 2024 года
Таинства Церкви. Беседа с протоиереем Владимиром Волгиным
Мысли о прекрасном. Художник, старший преподователь Академии акварели и изящных искусств Сергея Андрияки Сергей Труханов. Часть 1
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!