Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Алексей Фомин. О том, почему с нами происходят «случайные» события.
Едва ли не у каждого из нас есть в прошлом факты, говорящие о связи с духовным миром, материалистически необъяснимые, ясно свидетельствующие, что над нами есть Недремлющее Око. Только многие люди закрывают глаза и уши, чтобы не видеть и не слышать. Но чаще бывает, что люди помнят такие факты, но не в силах согласовать с их голосом свою жизнь. В минуты раздумья или задушевной беседы всплывает наверх это таинственное, чтобы потом снова уйти в тайники памяти. О том, почему с нами происходят, казалось бы, «случайные» события, о таинственном и непостижимом действии Промысла Божия в окружающем нас мире и в жизни каждого человека рассказывает книга Алексея Фомина – «О том, почему с нами происходят «случайные» события». ***
В предисловии книги автор-составитель Алексей Фомин пишет: «В жизни каждого из нас есть множество событий, которые или остаются незамеченными, или бессмысленно приписываются случаю. Однако при сколько-нибудь внимательном взгляде, они носят на себе явную печать особенного Промысла и всецело принадлежат к разряду таких явлений, которые у верующих называются чудесами, а у неверующих - необъяснимыми случаями. Высокомерие отрицает все, что считается непостижимым и что выступает за пределы естественного закона бессознательной природы. Между тем налицо имеется множество фактов, свидетельствующих о совершившихся, совершающихся и поныне событиях в судьбах народов, которыми невидимо управляет только один Всеведущий, Всеправеднейший и Всесвятый Владыка Вселенной.
Человеку невнимательному и ведущему рассеянный образ жизни, по словам автора-составителя, представляется, что все течет своим чередом, что все события являются результатом случайного стечения обстоятельств. Такому несерьезному человеку кажется, что Бог, если Он и есть, находится где-то далеко на небе, что Он не интересуется нашим миром, так как этот мир слишком мал и ничтожен в очах Божьих. Люди, думающие так, относятся к так называемым деистам. Деистическое учение о Боге получило особенно широкое распространение на Западе в последние столетия, когда люди стали терять живой контакт с Богом в Церкви, таинствах и молитве. Такие люди обычно бывают в то же время суеверными. Большое значение придают они влиянию звезд на человеческую жизнь, следуют всяким глупым приметам, забывая о том, что всем миром вообще и жизнью каждого человека в частности управляет Бог».
Произнося слова молитвы: «Отче наш, Иже еси на небесех», мы, по словам автора-составителя, «в то же время знаем, что Бог есть всюду, ибо Он есть чистейший Дух, везде сый, то есть вездесущий. Потому псалмопевец Давид восклицает: «Куда пойду от духа Твоего и от лица Твоего куда убегу? Взойду ли на небо — Ты там, сойду ли в преисподнюю — и Ты там. Возьму ли крылья зари и переселюсь на край моря, и там рука Твоя поведет меня, и удержит меня десница Твоя. Скажу ли: может быть, тьма сокроет меня, и свет вокруг меня сделается ночью, но и тьма не затмит от Тебя, и ночь светла, как день: как тьма, так и свет». Таким образом, Разум Божий безграничен и обнимает все, подлежащее нашему пониманию. Всемогущий Бог в одно мгновение проникает и видит все места: высоту неба и широту земли, глубину моря и неведомое в преисподних местах. Во всех делах Божественного правления дивно сияет Его Провидение и попечение, которое не только распоряжается по Своей власти всеми созданиями, но присуще им и пребывает в них».
Как отмечает автор-составитель, «некоторые люди согласны с тем, что миром, взятым в целом, управляет не случай, но Бог. Однако же они думают, что Бог не заботится о каждом человеке в частности, так как человек слишком мал и ничтожен, и где там Богу заботиться о таком огромном количестве существ, когда их всех и не пересчитаешь. Однако такие рассуждения неправильны и греховны. Обо всем промышляет Господь, всему дает жизнь, все ведет к определенным целям водворения правды и добра. Люди неверия смотрят по-своему. Они всеми силами стараются уверить нас о невмешательстве Промысла Божия в судьбу человека, и все приписывают естественным и случайным законам природы. Но, создавший ухо, неужели не слышит? И устроивший глаз неужто не смотрит? Сознательная сила творящая - это Бог. Сознательную управляющую силу мы называем Его Божественным Промыслом, Провидением.
В «Догматическом богословии» протоиерея Олега Давыденкова, к трудам которого среди прочих обращается автор-составитель, о Промысле Божием говорится следующее: «Само слово «Промысл» встречается в Священном Писании. Латинское соответствующее ему слово - providentia, поэтому говорят, что все в мире провиденциально, т.е. промыслительно. В славянском тексте Промысл называется Божественным смотрением (Прем. 14, 3). Святые отцы называли Божественный Промысл словом «попечение». А в Катехизисе Ему дается такое определение: «Промысл Божий есть непрестанное действие всемогущества, премудрости и благости Божией, которым Бог сохраняет бытие и силы твари, направляет их к благим целям, всякому добру вспомоществует, а возникающее через удаление от добра зло пресекает или исправляет и обращает к добрым последствиям».
Таким образом, по словам автора-составителя, «в понятии о Промысле Божием дается указание, что Промысл Божий открывается преимущественно в двух действиях: сохранении и управлении. Сохранением мира называется то действие Промысла Божия, которым как весь мир и все существа, в нем находящиеся, так и силы всех существ с их деятельностью поддерживаются в бытии. Управление Божие состоит в том, что Бог все действия и события как в мире вещественном, так и в мире нравственном направляет к предположенной Им цели творения. Действия Промысла Божия обнимают не только великие предметы мира, не только роды и виды существ, равно общие силы и законы природы, но простираются и на малые вещи, на все неделимые и частные явления природы. Бог от малого до великого знает все в точности и о всяком творении в особенности промышляет. Отсюда разделяют Промысл Божий на два вида: общий и частный. Общий Промысл - тот, который объемлет мир весь вообще, как совокупность всех родов существ с действующими в них силами и законами, частный - тот, который простирается на частные предметы и явления, на частные существа и на каждое из неделимых, как бы они малыми ни казались».
Возвращаясь к «Догматическому богословию» отметим, что «Христианское учение о Промысле Божием, по словам отца Олега, как и другие разделы православной догматики, основывается на Божественном Откровении. Во второй главе Книги Бытия говорится: И сотворил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмый от всех дел Своих, которые делал (Быт. 2, 2). Эти слова, конечно, не нужно понимать в том смысле, что Бог после окончания творения не принимает в жизни мира никакого участия (так учит деизм). Бог почил от дел творения, но не от Своей промыслительной деятельности, поэтому Господь Иисус Христос после исцеления расслабленного при Силоамской купальне в ответ на вопрос иудеев: «Какой властью Ты это делаешь?» отвечает: «Отец Мой доныне делает, и Я делаю» (Ин. 5, 17).
В первой главе Послания к Евреям говорится, что Сын Божий содержит все словом силы Своей. Та же самая мысль содержится в Послании к Колоссянам, где сказано, что все Им стоит. Апостол Павел в своей речи в Афинском ареопаге говорит, что Бог дает всему жизнь и дыхание и все... мы им живем и движемся и существуем (Деян. 17: 25, 28). Христианское представление о тварном мире основывается на убеждении в том, что мир имеет основание и цель своего бытия в Боге. Бог, невидимо присутствуя в мире в Своих энергиях, удерживает мир в бытии и сохраняет его порядок, однако не сливаясь при этом с миром, как учат пантеисты, но пребывая над всеми (Еф. 4, 6). Для христианского миропонимания представление о Промысле, о промыслительной деятельности Бога совершенно естественно, оно вытекает из самих христианских представлений о Боге и Его отношении к человеку». И об этом рассказывает книга - «О том, почему с нами происходят «случайные» события».
*** В конце 19 века в журнале Киевской Духовной академии «Воскресное чтение» говорилось: «Нет, в нашей жизни, как и во всем мире, ничего нет случайного, ничего нет такого, для чего не было бы достаточной причины в прошедшем и разумной цели в будущем. А если не так, тогда весь мир, с человеком вместе, есть бесконечный ряд случайностей, явлений без причины и жизней без цели - другими словами, тогда нет самой жизни или она непрерывный обман и злой призрак. Но кто же решится утверждать это? Или кто удовлетворится такой жизнью, без просвета в прошедшем, без радостей в настоящем и без надежды на будущее? Неужели жить в мире без надзора отеческого легче, чем жить с убеждением, что человек не одинок в мире, что с ним всегда и везде Милосердный Отец Небесный, Который смотрит на него день и ночь, избавляет от напастей, врачует немощи и страдания попускает для благих целей». Задуматься об этом и предлагает читателям автор-составитель данной книги.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 20 мая 2024 года
Божественная литургия 19 мая 2024 года
Божественная литургия 19 мая 2024 года
Таинства Церкви. Беседа с протоиереем Владимиром Волгиным
Мысли о прекрасном. Художник Сергей Труханов. Часть 1
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!