Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Владимир Зоберн. На алтарь Победы. Воевали, верили, победили.
22 июня 1941 года - одна из самых трагических дат в истории нашей страны, день начала Великой Отечественной войны советского народа против немецко-фашистских захватчиков. Что принес с собою народам фашизм, временно придавивший своим сапогом ряд европейских государств, терзавший и заливавший кровью нашу Родину? Слезы и кровь, разрушение и смерть – вот следы его временного пребывания. К сожалению, сегодня все меньше говорят о подвиге нашего народа в этой Великой войне, забывают, что такое Отечество и любовь к нему, и не понимают откуда рождается готовность умереть, отстаивая его святыни и независимость. Напомнить о великом прошлом нашей Родины призвана новая книга Владимира Зоберна, выпущенная в свет Издательством Эксмо к 75-летию начала Великой Отечественной войны. Она называется - «На алтарь Победы. Воевали, верили, победили». ***
«На алтарь Победы» — книга о судьбах верующих людей, жизнь которых разделилась на до и после войны. В первой части книги, которая называется – «Верующие в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» - представлены рассказы очевидцев, ветеранов, приведены документы из Журнала Московской Патриархии военного времени. Читатели встретятся с такими авторами, как митрополит Николай (Ярушевич), святитель Лука (Войно-Ясенецкий), Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий I. Здесь же автор-составитель говорит о символах Великой Победы, прослеживает ее христианские параллели, озвучивает три главных мифа о Церкви в годы войны. И напоминает о том, что «все войны развязывают великие люди, вызывающие духов злобы, а заканчивают ее маленькие люди, хранящие в сердце свет и добро. В итоге именно им Бог дает Землю».
По воспоминаниям одного из авторов Журнала Московской Патриархии, «в первый же день войны, 22 июня 1941 г., Святейший Патриарх Сергий обратился к пастырям и верующим с посланием, в котором выразил полную уверенность в том, что русский народ, не раз выдерживавший тяжкие испытания, и на сей раз, с Божьей помощью, развеет в прах фашистскую вражью силу. В этом послании, как и в других последующих, глава Русской Церкви благословлял всех православных на защиту священных границ нашей родины и призывал каждого стоять на своем посту и в тяжкий час испытания послужить отечеству всем, чем каждый может. «Тут есть, — говорилось в первом послании, — дело рабочим, крестьянам, ученым, женщинам и мужчинам, юношам и старикам. Всякий может и должен внести в общий подвиг свою долю труда, заботы и искусства». Указывая на совершенные фашистами разорения наших национальных и религиозных святынь и на другие их преступления, Первосвятитель в своих посланиях зажигал в сердцах верующих пламенное патриотическое чувство и священную ненависть к врагу. Своим горячим благородным сердцем он откликался на подвиги партизан и призывал русских людей оказывать им всяческую поддержку в борьбе за правое дело.
Брошенные в сердца людей семена патриотизма дали богатые всходы: это чувство поднялось волной и выразилось не только на поле боя с врагом, но и в организованных сборах средств на укрепление обороны нашей родины, на создание особой танковой колонны им. Димитрия Донского и на другие военные цели. Вместе с посланиями Патриарха Сергия, ленинградский митрополит Алексий (впоследствии Святейший Патриарх) слал к своей пастве послания, согретые пламенным патриотическим чувством. Он призывал всех людей в минуту общей опасности объединиться в главном стремлении: чем бы то ни было помочь в общему делу защиты отечества. Он звал добровольцев на фронт, призывал каждого к полной готовности и жизнь свою положить за целость, за честь, за счастье любимой родины... Он говорил, что у всех нас должна быть теперь одна дума, одна молитва: «Дал бы Бог победить коварного и злобного врага, сокрушить фашизм, несущий горе и разорение всему человечеству, вернуть всех нас к светлой жизни, к радостному творческому труду».
Обращаясь к рассказам очевидцев, прочитаем еще один из них. Принадлежит он митрополиту Питириму (Нечаеву), который о Войне воспоминает следующее: «Очень хорошо помню тот воскресный день, когда я вышел со службы около двенадцати часов. Накануне мы с Толей Алешиным договорились, что поедем к нам на дачу, я позвонил ему из автомата, чтобы уточнить, где и когда встречаемся, а в ответ услышал: «Куда? Когда? Война началась!» – «Да что ты! – удивился я. – Не сходи с ума. Какая война?» Тем не менее это действительно была война. С ее началом в какие-нибудь полтора-два часа лицо Москвы изменилось. В лицах прохожих появилось какое-то новое, трагичное выражение, – но это был трагизм не страха, а удивления. Я тогда, еще только выйдя из церкви, заметил это, но ничего не понял».
Тогда «сразу появился замечательный гимн: «Вставай, страна огромная, вставай на смертный бой!» – мы до сих пор его поем. Как у Гоголя, последние строки повести «Тарас Бульба»: «Нет такой силы, которая одолела бы русскую силу». Или у Толстого, при всем моем критическом отношении к нему, верно сказано: «Побеждает дух армии». Именно такой настрой был тогда. И первым, кто призвал к этому, был митрополит Сергий, будущий патриарх. Голос Русской Церкви прозвучал совершенно легально через московское центральное радио. После первых объявлений о переходе нацистами границы и бомбардировке Киева Москва посуровела, улицы опустели, люди стали серьезнее. Потом с неба посыпались настоящие бомбы. Но и в эти первые, самые тяжелые месяцы войны Москва оставалась мужественной, спокойной, паники не было.
В русском народе особое отношение к солдату, и каждый русский человек в душе солдат. Мне, - вспоминает Владыка Питирим, - очень хотелось на фронт, но меня туда не взяли. Осенью мы, школьники, принимали участие в строительстве укреплений – у меня с тех пор обморожены руки и ноги и поврежден позвоночник. Трудно было 17 октября – тогда, казалось, началась некоторая нервозность, волнение, но и оно стабилизировалось, а когда 6 декабря пошли сибирские полки, тихоокеанская пехота – тут уже на улицах был праздник. Значимы были даты: 6 декабря – день памяти Александра Невского. Волоколамск освободили 19 декабря – на Николая Чудотворца. Тогда люди пошли в церковь. Народ наш, - отмечает Владыка, - был не только с партбилетом в кармане, но и с тайной молитвой, вложенной в партбилет, – об этом я по прошествии 50 лет могу свидетельствовать, поскольку совершал таинства над многими старичками-генералами. В кругу моих знакомых было много замечательных людей.
Наша армия-победительница, по словам митрополита Питирима, - была православной армией. Последний год призыва был 1926, а как правило до 1930 года крещение в русских семьях считалось обязательным. Прошли годы коллективизации, годы великого строительства социалистической индустрии, годы ликвидации безграмотности – и в то же время – годы концлагерей, миллионов жертв. Но 1945 г. – это был действительно всенародный праздник, когда любого солдата в гимнастерке подкидывали вверх, осыпали цветами, зацеловывали «вусмерть», как говорится, напаивали до полного бесчувствия – это было торжество единства, торжество русского национального подъема. Великая Отечественная война, - заключает Владыка, - была тем оселком, тем критерием, которым было проверено наше национальное самосознание».
Во всех войнах русский народ проявлял величайший патриотизм. Об этом свидетельствуют материалы, собранные во второй части книги с названием - «Верующие в войнах за Россию». Здесь автор вспоминает события прошлых веков: Смутное время, Русско-турецкие, русско-японскую войны, отечественную войну 1812 года и гражданскую войну. Читатели познакомятся с записками о Русско-японской войне 1904-1905 гг. отца Митрофана Сребрянского в его «Дневнике полкового священника», с рассказами участника Белого движения митрополита Вениамина (Федченкова). Замечательны также «Рассказы о подвигах солдат и офицеров в Русско-турецкой войне 1877-1878 гг.» священномученика Серафима (Чичагова). В Приложении даны рассказы писателей о героизме русских воинов: «Молебен на передовой» Леонида Зурова, «Жизнь и смерть» Бориса Зайцева, «Новобранец 1812 года» Ивана Лажечникова.
*** 75 лет назад фашистская Германия напала на Советский Союз. Началась Великая Отечественная война. Тем, кто не знал или забыл о том, что это такое, автор-составитель книги советует для начала послушать гимн Александра Александрова «Священная война», написанный чуть ли не на следующий день после ее объявления. И даже послушать несколько раз. А еще – прочитать эту книгу. Она напомнит всем, кто забыл - о великом прошлом России, чтобы русские люди знали, кому обязаны своей жизнью, чтобы любили Родину и умели побеждать благородством, мужеством и верой в Бога.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 20 мая 2024 года
Божественная литургия 19 мая 2024 года
Божественная литургия 19 мая 2024 года
Таинства Церкви. Беседа с протоиереем Владимиром Волгиным
Мысли о прекрасном. Художник, старший преподователь Академии акварели и изящных искусств Сергея Андрияки Сергей Труханов. Часть 1
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!