Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Королева. Крест на Красном обрыве.
Недалеко от южной столицы Казахстана города Алматы (до 1921 г. — город Верный), в Аксайском ущелье, на горе, называемой Кызыл-Жар, что по-русски означает Красный обрыв, в окружении тянь-шанских елей стоит деревянный поклонный крест. На его подножии высечена надпись: Иеромонахи Серафим и Феогност мученически погибли 29.07/11.08.1921 года. В историю святого Православия в Казахстане, в священную летопись Алма-Атинской епархии вписана не одна светлая страница подвижнической жизнью, мученической кончиной этих иеромонахов, а также их молитвенным посмертным предстательством и знамениями. Особое место в истории распространения Православной веры в Семиреченском крае Казахстана, в утверждении здесь православной традиции занимают также имена священномучеников Александра Скальского, Стефана Пономарева и Филиппа Григорьева. Памяти этих святых подвижников и посвящена книга, которая вышла в свет в Издательстве Паломник и называется – «Крест на Красном обрыве». ***
В этой книге представлено документальное повествование из истории Русской Православной Церкви в Казахстане о трагических событиях 20-30-х годов прошлого века. Беспримерные гонения, обрушившиеся на Церковь, по своей широте, жестокости и методичности далеко превзошли гонения ранних веков. На всем пространстве бывшей Российской империи не осталось города и веси, землю которых не окропила бы кровь новомучеников. С тех памятных времен прошло около века. В Алма-ате сменилось не одно поколение горожан, но и в годы насильственного насаждения атеизма и потрясающей бесчеловечности из синодиков алматинских храмов не исчезали имена убиенных иеромонахов Серафима и Феогноста.
Ежегодно 11 августа в Свято-Никольском кафедральном соборе города совершалось заупокойное всенощное бдение, Божественная литургия и панихида, а затем вместе со священником группа паломников поднималась к приснопамятной могиле в Аксайском ущелье. Паломничали к ней и незабвенные Алм-Атинские святители: священноисповедник митрополит Николай (Могилевский) и митрополит Иосиф (Чернов). Никогда здесь не умолкала церковная молитва о упокоении в селениях праведных светлых душ иеромонахов Серафима и Феогноста. А как все начиналось, о самой мученической кончине подвижников, и о их последователях – рассказывает первая часть этой книги.
Предыстория же такова. «В начале XX столетия в обширной по территории Туркестанской епархии, основанной в 1871 году, существовало три монашеских обители: одна — мужская, Свято-Троицкий Иссык-Кульский миссионерский монастырь, расположенный на берегу прекрасного соименного горного озера, и две женские: Свято-Николаевская в Ташкенте и Иверско-Серафимовская в городе Верном. Во все времена в истории Православной Церкви монашеские обители были оплотом Православия, школами духовной жизни. Их религиозное и нравственное влияние на христианское воспитание новообращенных народов было необычайно высоко и многоплодно. С целью распространения православной веры в Туркестанском крае и духовного просвещения азиатских кочевников Туркестанский святитель Преосвященный Александр (Кульчицкий) вознамерился зажечь на берегах Иссык-Кульского озера миссионерскую путеводную звезду.
В 1882 году он освятил избранное место и установил деревянный крест там, где предполагалось основать мужской Свято-Троицкий миссионерский монастырь. Первые насельники монастыря приложили много трудов для возведения монастырских стен и зданий и устроения хозяйства, но далекий от российских духовных оазисов Иссык-Кульский монастырь не мог выполнять своих основных миссионерских функций. Для успеха дела нужны были умные сеятели — образованные монахи, но таких в Туркестане не было. Преосвященный Александр и его преемники по кафедре неоднократно обращались в Святейший Синод с просьбой о назначении в монастырь опытного настоятеля и увеличении числа братии. Однако просьбам суждено было долгое время оставаться неудовлетворенными — охотников отправиться в полудикий в то время Туркестанский край не находилось.
Радостное умножение братии последовало лишь в 1886 году, когда в монастырь приехали одиннадцать иноков из Свято-Михайловской Закубанской пустыни. А в 1894 году на берега величественного Иссык-Кульского озера решили отправиться с не менее грандиозного Ладожского озера, с острова Валаама, восемь иноков во главе с игуменом Севастианом, внеся с собой в новообразованный монастырь дух Валаамской обители. Несколько лет спустя в монастырь были приглашены из прославленной старцами Рождество-Богородицкой Глинской пустыни Курской епархии несколько иноков. Один из них, игумен Порфирий, был назначен наместником Иссык-Кульского монастыря и возведен в сан архимандрита. В числе Глинских подвижников были монах Феогност и послушники, получившие впоследствии в монашеском постриге имена Серафим и Анатолий. Они были приняты в Иссык-Кульский монастырь 25 августа 1905 года.
Известно, что это были образованные иноки, проводившие высокую подвижническую жизнь. Кроме того, отец Серафим был наделен иконописным талантом и имел прекрасный певческий голос. Отец Анатолий тоже был замечательным певчим и незаурядным регентом. Отец Феогност имел хорошие административные способности. Как отмечает автор, сейчас, когда минуло почти столетие, не представляется возможным с точностью установить биографические данные казахстанских подвижников и подробно осветить события той эпохи. В частности, отсутствуют биографические сведения об отце Анатолии, а в отношении отца Серафима они крайне скудны. Вот что о нем говорится в книге: «Отец Серафим (Богословский), человек строгой жизни, был духовником скита. Родился он в 1883 году в городе Глухове и во святом крещении был наречен Александром. Отец его, Евфимий, был управляющим у помещика. Мать, Мария, была женщина кроткая и благочестивая, постоянно посещала храм Божий. В семье было двое детей — Саша и его старшая сестра.
Матери его было открыто Богом, что он примет мученическую кончину. Когда Александр был еще мальчиком-гимназистом, мать, как-то проснувшись утром, сказала: «Сын мой, я видела во сне, что ты будешь мучеником». Мать непрестанно о нем плакала, а он очень любил и жалел ее. Как-то Александр играл на баяне и пел церковные песнопения. Мать слушала. Вдруг он заметил, что она плачет, и спросил: «Мама, что ты плачешь?» Она отвечала, что когда он пел, она видела венец над его головой и ангелов с ним, и опять повторила, что кончина его будет мученической. Слова матери глубоко запали в его душу. Александр так рассуждал: «Если кончина моя будет мученической, что искать мне в миру?» И, достигнув юношеского возраста, удалился в Рождество-Богородицкую Глинскую пустынь. Так началась его подвижническая жизнь, которая окончилась в скиту в Аксайском ущелье на горе Красный обрыв.
Позже, провидя свою кончину, отец Серафим говорил своим духовным дочерям: «Меня не будет. Я буду здесь похоронен, а вы каждый год ходите ко мне на могилу». Монахини, инокини и прихожане алма-атинских храмов выполняли это послушание. Время сокрыло от нас труды и духовные подвиги отца Феогноста. Но Господь дал ему кончину праведную, мученическую и одинаковым венцом увенчал его с отцом Серафимом. В 1993 году монахи-мученики были прославлены как местночтимые святые Алма-Атинской епархии. в А в августе 2000 года на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви причислены к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских. О них, а также других подвижниках земли Казахстанской, рассказывает данная книга.
*** Прочитав эту книгу, вы узнаете о судьбах и подвиге тех, чьи имена, по замыслу гонителей, должны были быть стерты из памяти современников и потомков, — об архиереях, священниках и мирянах, обо всех тех. Кто до дна испил чашу страданий, но остался верен Христу. С документальной точностью автор-составитель приводит чудом сохранившиеся свидетельства очевидцев и бесценные факты церковной истории новейшего времени. Издатели искренне верят, что книга «Крест на Красном обрыве» откроет своим читателям новые страницы летописи Отечества, станет для них назиданием в добродетелях, которые явил сонм новомучеников и исповедников, просиявших в казахстанских пределах.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 20 мая 2024 года
Божественная литургия 19 мая 2024 года
Божественная литургия 19 мая 2024 года
Мысли о прекрасном. Художник Сергей Труханов. Часть 1
Благие вести. 18 мая 2024
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!